В экспериментах по когнитивному диссонансу описываются оба этих способа отрицания ответственности, однако рассматриваются они как следствие влияния ситуации недостаточного оправдания своего поступка. Не усматривая достаточных оснований для лжи, жестокости, послушания, субъект вводит дополнительное объяснение своим действиям. С нашей точки зрения, внутренняя логика испытуемых обратная: они выдвигают дополнительные объяснения своему поведению не потому, что оно им кажется малообоснованным, а потому, что они не хотят признать эту "малость" (конформное и безнравственное следование инструкции, просьбе, стереотипу) достаточным для себя мотивом, причем более сильным, чем их исходные гуманистические или нравственные идеалы.
Вторая возможность непризнания факта поступка при сохранении ценности отвергнутого мотива - это субъективная трансформация взаимоисключающих следствий. Так, человек, делающий что-то во вред другому (но не желающий признать в себе вредителя), создает в себе веру, что он действует на пользу тому, кому вредит. Эту ситуацию можно видеть у некоторых родителей.
Жестоко наказывая ребенка и унижая его достоинство, такие родители верят, что они действуют так не только для того, чтобы подчинить ребенка, заставить его сделать что-то, но и на пользу ему, во имя его интересов и в целях воспитания.
Дискредитация. Относится к ситуациям, когда конфликтность смысла снижается путем расщепления абстрактного и конкретного содержания мотивации. Наиболее простой вариант такого расщепления - это признание конкретного объекта поступка "недостойным воплотителем" идеального содержания мотива. Так, в опытах с электроболевым подкреплением испытуемый может рассуждать так: "Я гуманный человек, но эти люди не достойны моего гуманизма - они же сами согласились стать подопытными кроликами".
Предавая интересы друга, человек может рассуждать в том духе, что хотя и дружба для него свята, этот конкретный друг не достоин его преданности. Когнитивисты называют такой способ преодоления диссонанса "преуменьшением привлекательности жертвы". Исследователи, работающие в контексте проблемы психологической защиты, описывают такой феномен как проекцию собственной неосознаваемой черты (агрессивности, "плохости") на другого человека.
При этом срабатывает также механизм рационализации, подключающий память и воображение для обоснования "объективной" "плохости" жертв (вспомним басню Крылова "Волк и ягненок").
Вытеснение. З.Фрейд в ранних работах использовал этот термин как родовой для различных видов психологических защит, служащих для устранения из сознания неприемлемых влечений [115]. Мы используем этот термин для ситуаций, в которых из сознания изгоняется сам факт не только существования поступка, но и даже самого действия, в "теле" которого он существовал. Человек активно забывает тот факт, что он солгал, струсил, совершил предательство, тем самым консервирует свою нерешенную в сознании мотивационную дилемму.
Такое вытеснение может быть частичным (вытесняется наиболее конфликтная часть поступка либо его эмоциональная окраска - ср. защитный механизм изоляции [115]), относительным (человек может вспомнить, если ему напомнить, но сам не делает этого) или абсолютным (поступок "забыт" начисто). Вытеснение, однако, является "наиболее примитивным и малоэффективным средством защиты" [115, 31], поскольку нерешенная дилемма так или иначе прорывается в сознание, заставляя личность увеличивать "слепое пятно" в своем внутреннем зрении.
В общении, людей, прибегающих к практике вытеснения, можно спутать с откровенными лицемерами. Совершив подлость, такой человек может как ни в чем не бывало подойти к жертве своего поступка, однако это не лицемерие - поступок действительно забыт, вытеснен из сознания.
Виды осмысления своего "Я", попавшие в левую сторону таблицы, в целом имеют принципиальное отличие от видов осмысления, обозначаемых в правой колонке. Подытожим эти отличия.
При втором типе самосознания личность удерживает положительное отношение к себе путем изоляции себя от собственных поступков.
Итак, единицами самосознания личности являются не образы сами по себе, и не самооценки в когнитивной или эмоциональной форме, и не образы + самооценки. Единицей самосознания личности является конфликтный смысл "Я", отражающий столкновение различных жизненных отношений субъекта, столкновение его мотивов и деятельностей. Это столкновение осуществляется путем поступков, которые, таким образом, являются пусковым моментом образования противоречивого отношения к себе. В свою очередь, смысл "Я" запускает дальнейшую работу самосознания, проходящую в когнитивной и эмоциональной сферах.
Таким образом, единица самосознания (конфликтный смысл "Я") - это не просто часть содержания самосознания, это процесс, внутреннее движение, внутренняя работа.
Человек с развитым самосознанием, однако, далеко не всегда должен совершить реальный поступок для того, чтобы осознать самого себя. Обладая способностью к предвосхищению событий, человек обладает способностью и к предвосхищению смыслов "Я", открывающихся в результате поступков. Но такое предвосхищение требует от человека особого знания себя - знания своей личности со стороны тех структур, которые лежат в основе образования конфликтных смыслов.
Анализу этих структур личности, их двойной функции - не только побудительной, но и запретительной - посвящена следующая глава монографии.