Виды осмысления своего "я"


Он будет позитивным для личности в той мере, в которой отражает связь действия с достижением одного мотива, и негативным в той мере, в которой отражает удаление от другого мотива. Так, длительная командировка может служить реализации профессиональных планов и, следовательно, обладать позитивным смыслом в рамках профессиональной деятельности, но если командировка одновременно требует разлуки с близкими, то она приобретает в отношении к потребности в общении с ними и иной, горький смысл разлуки. Действие, объективно связанное с двумя мотивами так, что служит шагом в направлении к одному из них и одновременно шагом в направлении от другого, и в силу этого обладающее конфликтным смыслом, будем называть поступком.
Отметим, что смысл, вкладываемый в этот термин, близок традиционному его употреблению в литературе и обыденной речи. Так, мы говорим: героический поступок - при этом имеется в виду, что человек совершил что-то, одновременно преодолевая страх, инстинкт самосохранения, общественное давление и т.п. Бесчестный поступок - это тоже преодоление собственных нравственных запретов и общественного осуждения.
Смысл "Я" возникает в результате соотнесения собственных свойств с мотивом деятельности. Расширяются связи человека с миром, расширяется его мотивационная сфера - возникает множественность смыслов "Я". Если представить себе эту совокупность смыслов "Я" вне факта реального пересечения деятельностей субъекта, то будет ли в сознании "наведен порядок", т.е. будут ли собственные свойства и их смыслы объединены в целостную и непротиворечивую картину ("Я-образ"), или подогнаны под взятый "напрокат" эталон, или они будут слабо структурированы, разобщены - все это будет представлять собой лишь формальные и несущественные для деятельности субъекта характеристики.

Если бы деятельности никогда не пересекались, т.е. не существовало бы действий с конфликтным смыслом и каждая деятельность проходила бы в своем собственном измерении, то оказалось бы справедливым утверждение Джемса о том, что человек имеет столько социальных личностей, "сколько имеется различных групп людей, мнением которых он дорожит" [34, 147]. В известных пределах так и происходит: пока две человеческие деятельности не столкнулись в жизни человека, он может иметь непротиворечивый образ, состоящий из потенциально противоречивых свойств. Например, человек может считать себя принципиальным и нелицеприятным и одновременно преданным другом, или добрым и мягким человеком и строгим преподавателем - в обоих случаях речь идет о совмещении позитивных смыслов "Я", выделенных разными деятельностями. Повторим, сами по себе эти смыслы "Я" и соответствующие им свойства нейтральны друг к другу.

Такими же нейтральными могут оказаться даже и логически более противоречивые черты: я осторожен и я смел, я честен и я хитер, я беспомощен и я умел. Эта нейтральность в сознании как раз и достигается разнесением свойств и их смысловых характеристик по различным ситуациям, обстоятельствам, т.е. по различным деятельностям ("Я осторожен в выборе знакомств, но смел в туристических походах", "Я беспомощен в рукоделии, но умел в общении с людьми").
Но деятельности пересекаются в "жизненном пространстве" индивида. Поступок - это и есть перекресток, пересечение двух деятельностей. Конфликтный смысл поступка переживается уже до его свершения либо как сознательная дилемма, либо и чаще - как субъективная трудность, нежелание, т.е. в форме эмоциональной сигнализации об этой конфликтности.

Однако, пока поступок не свершен - смыслы "Я" не находятся в противоречии. Конфликтный смысл "Я" возникает после свершения поступка.
Рассмотрим воображаемую ситуацию.
Пусть человек считает себя преданным товарищем. Его опыт общения с друзьями дает ему основание для такого мнения о себе - он открыт, готов помочь, откровенен, бескорыстен. Пусть тот же человек, участвуя в общественной жизни, стремится к установлению принципиальных, требовательных, справедливых отношений в коллективе. Он высоко оценивает себя и как друга, и как общественного деятеля.



Его смысл "Я" позитивен в обеих сферах: Я хорош как друг (предан) и я хорош как общественник (принципиален и справедлив). Но вот (и это один из излюбленных сюжетов литературы и кинематографа) возникает ситуация, в которой наш герой должен выступить против интересов друга, если конечно он хочет быть последовательным в проведении своей общественной линии. Что он ни сделает: пойдет ли против интересов друга или против общественных интересов, он должен совершить поступок. Поступок-это всегда выбор, а выбор - всегда труден.

Пока поступок не совершен, пока он только в возможности, два мотива и два смысла "Я" продолжают непротиворечиво сосуществовать в сознании: я люблю своего друга и я хороший друг, но я люблю также свое общественное дело и я справедливый человек.
Но вот поступок совершен, выбор сделан. Вне зависимости от того, в чью пользу произошел этот выбор, смысл "Я" оказывается объективно противоречивым. "Я - человек, который стремится к дружбе, и я - хороший друг. Но я предпочел другие интересы интересам друга - я плохой друг". Или: "Я - человек, который стремится к справедливости и принципиальности, я - справедливый человек.

Но я совершил непринципиальный поступок - я несправедливый человек".
Возникшее противоречие - противоречие смыслов. "Я", т.е. противоречие самосознания. Но его происхождение не в противоречивости сознания, не в его сбое, но в реальной жизненной ситуации и в реальном человеческом поступке.
Итак, множественность деятельностей приводит к множественности смыслов "Я", пересечение деятельностей - к поступкам, поступки - к конфликтным смыслам "Я", конфликтный смысл "Я" запускает дальнейшую работу самосознания. Эта работа и проявляется в особенностях когнитивного и эмоционального содержания конфликтного смысла. Можно сказать, что конфликтный смысл как отношение к себе, определенное участием в собственном поступке, запускает самопознание и эмоциональное переживание по поводу себя.
Какие же конкретные процессы самосознания могут запускаться конфликтным смыслом "Я" и к каким результатам могут приводить эти процессы. Другими словами, какие возможны личностные решения задачи на конфликтный смысл?
Введем два "измерения". Первое - обозначим его как "сознание поступка" - касается субъективного признания того факта, что поступок состоялся. Напомним, что поступок существует лишь там, где объективно одно и то же действие служит двум мотивам, но так, что "приближает" субъекта к одному из них и "отдаляет" от другого. Очень трудно игнорировать факт действия, т.е. реального совершения чего-то, но вполне возможно игнорирование поступка.

Так, в частности, можно "не увидеть" одну из двух (или более) деятельностей, в которую поступок включен, т.е. воспринять его как обычное действие. В рамках этого "измерения" будем рассматривать лишь две крайние возможности: факт совершения поступка признается и факт совершения поступка не признается.
Второе "измерение" относится к направлению работы самосознания "за" или "против" того реального выбора, который заключен в самом поступке. Это измерение обозначим как "личностный выбор". Внутри него будем рассматривать три возможные ситуации. Личность и в своей осмысляющей работе "голосует" против уже реально, в поступке сделанного выбора и за отвергнутый мотив.2 Личность в своем самосознании поддерживает уже сделанный выбор и выступает против отвергнутого мотива.

Личность отказывается от решения в самосознании той дилеммы, которая уже решена ею в поступке.
2 Для большей логической ясности мы в качестве альтернативы мотиву рассматриваем другой мотив. По в реальной деятельности мотивы могут опосредоваться, трансформироваться и выступать в виде чувства (любовь, например), идеала, нравственного принципа. Так что в общем случае речь идет о любых двух мотивационных образованиях, различно смыслообразующих применительно к одному и тому же действию.
На табл. 2 представлена классификация вариантов осмысления своего "Я" как следствие совершения поступка.


Личностный выбор
Сознание поступка
факт свершения поступка признается
факт свершения поступка отвергается
В пользу свергнутого мотива
Раскаяние
Самообман
Против отвергнутого мотива
Ужесточение
Дискредитация
Нерешенность выбора "за" и "против"
Смятение
Вытеснение

Таблица 2. Виды осмысления своего "Я" как следствие совершения поступка
Раскаяние. Относится к ситуациям, когда человек признает факт совершения поступка, т.е. признает уже свершенный, реальный выбор, но раскаивается в нем. Так, в нашей воображаемой ситуации выбора между интересами друга (мотивом дружбы) и интересами принципиального подхода к делу выбор мог быть сделан в пользу интересов дела (или в пользу интересов друга - для нашей логики это не имеет значения). Но эмоции, чувства подсказывают человеку, что выбор он сделал не верный, пошел против самого себя. На самом деле друг и дружба для него важнее интересов дела (или наоборот).

Ход процесса самосознания можно представить себе следующим образом: "Я считал, что дружба важна для меня (значимый для меня мотив).



Содержание раздела