Суперпамять для всех


Хорошая новость: наша память безгранична и может вместить объем информации, равный двум Британским библиотекам. Кроме того, мы запоминаем абсолютно все, только не можем это вспомнить. Если стимулировать определенные участки мозга, как это делал в своих опытах доктор Пенфильд, то мы сможем вспомнить все, что угодно. А вот без стимуляции, сами понимаете…
Не очень хорошая новость: мы используем память всего на 1 3 %. Маловато! Не правда ли?
Хорошая новость: можно обойтись без стимуляции извне, т.к. память можно развить. И развивается она также как и мускулы тела, т.е. тренировками. Так что хорошая память это тренированная память!

А вот "режим" тренировок, дозировку нагрузки, количество подходов и последовательность упражнений мы обеспечим.
РИСУНОК № 1
Выслушав все новости про нашу память, можем приступать. И начнем мы со знакомства. Да, именно со знакомства с мнемотехникой искусством запоминания. В Греческой мифологии была богиня памяти Мнемозина, жена Зевса, мать 9 муз. Греки почитали ее, поэтому и искусство запоминания назвали ее именем.

Мнемотехника уходит своими корнями в глубокую древность, насчитывает как минимум 2 тысячи лет. И понятно почему, ведь раньше статус человека определялся его памятью. До появления книг знатный человек должен был помнить большое количество информации. Богословы вели многочасовые дискуссии с использованием фактов: точных названий, имен, дат, и должны были дословно цитировать Библию.

Ораторы произносили длинные речи без бумажки, не то, что сейчас. (Кстати, в древности человека, ведущего записи, считали неумным). Мнемонике, так раньше называли мнемотехнику, обучали с самого детства.
Но вот Гутенберг изобрел в 1445 году книгопечатание. Это событие коренным образом изменило отношение людей к мнемотехнике, интерес к которой заметно ослаб. "Зачем утруждать себя лишний раз и запоминать информацию, когда проще записать ее на бумаге?" - так стали рассуждать многие. Теперь "хорошая" память у всех, т.к. можно подсмотреть в спасительную "шпаргалку". А вот, когда "шпаргалки" нет…
Да, хорошая память нужна. Нужна, чтобы хорошо учиться, нужна, чтобы отлично сдавать экзамены, нужна, чтобы быстро запоминать профессиональную информацию. В наше время уже недостаточно знать что-то приблизительно и частично.

Нас уже не устраивает поговорка: "слышал звон, да не знает, где он". Поэтому сегодня, как и в старину, стали вновь цениться цепкий ум и хорошая память, поэтому мнемотехника возродилась. Мнемотехника восстала из пепла, стала расти и развиваться, разрастаться новыми приемами и способами.

И на сегодняшний день существует много разных подходов к развитию памяти, много новых систем мнемотехники. В этой книге мы познакомимся с одним из таких подходов, с системой "Суперпамять", разработанной в "Авторской школе Васильевых".
Глава № 1
КАК ЗАПОМНИТЬ, ЧТОБЫ ВСПОМНИТЬ?
Как запомнить, чтобы все быстро вспомнить? На этот вопрос мы и постараемся ответить в этой главе. А начнем разговор с учебника...
Давайте вместе полистаем любой учебник и найдем ответ на вопрос: "Какие виды информации есть в учебнике?" Итак, берем в руки учебник. Учебник это предмет, который можно увидеть, пощупать, понюхать, одним словом, воспринять всеми органами чувств. Это и есть предметная зрительная информация. Открываем учебник и видим текст, т.е. слова, напечатанные одно за другим. Текст это текстовая информация.

А теперь давайте внимательнее рассмотрим текст, наверняка вы заметите различные названия, фамилии, числа, даты, - все это точная информация, т.е. информация, которую смысла не имеет запоминать приблизительно. В общем, мы с вами выделили три вида информации: предметную зрительную, текстовую и точную.
Интересно, а как эти виды информации запоминаются! Оказывается, что они запоминаются по-разному. Например, предметная зрительная информация запоминается сама собой, без всяких усилий и имеет самый высокий процент припоминания 98%. И действительно, стоит нам всего один раз увидеть человека, чтобы потом, при новой встрече, вспомнить его. Также легко мы можем вспомнить расположение предметов в нашей квартире, в школе, в институте, в офисе, - одним словом там, где мы часто бываем.



Ведь мы специально не стараемся запомнить эту информацию, она запоминается сама собой, без наших усилий. Ко всему прочему, зрительная информация хранится в памяти сколь угодно долго, т.е. мы сможем все это вспомнить и через месяц, и через год.
А вот с текстом дело обстоит иначе. Текстовая информация запоминается гораздо хуже. После одного прочтения текста многие могут вспомнить только 30 50 % информации, причем даже многоразовое чтение помогает слабо, увеличивая процент запоминания всего на 10 20%.

Да к тому же это запоминание краткосрочное, т.е. на 3 дня. А что потом? Скорее всего, вы хорошо знаете, что через месяц этот текст вы вспомните в лучше случае на 20 %. А через 4 месяца, к сожалению, в памяти останется только 5%. Вот такая печальная действительность.

И перед экзаменами мы занимаемся ни чем иным, как новым заучиванием текстов.
РИСУНОК №2


Может быть, точная информация запоминается лучше? Ничего подобного. Числа, даты, фамилии, иностранные слова, таблицы, географические названия, - все это запоминается хуже всего, да к тому же с неимоверными усилиями.

А результат плачевный, т.к. через месяц мы сможем вспомнить всего 3%.
Получается, что лучше всего запоминается предметная зрительная информация, хуже текстовая и хуже всего - точная. Можно ли исправить положение вещей? Можно ли научиться запоминать все на 100%?
Да, можно. С помощью мнемотехники можно научиться запоминать и тексты, и точную информацию на 100%.
Предвижу ваши вопросы: "Почему? Почему мнемотехника является чудодейственным средством? В чем ее уникальность?"
Уникальность мнемотехники в том, что она позволяет "разговаривать с мозгом на его языке", позволяет управлять своей долговременной памятью, позволяет вспоминать запомненное.
Итак, мы разобрались в том, что и как запоминается, выявили особенность мнемотехники, а теперь переходим к техникам запоминания. В этой книге мы рассмотрим техники запоминания текстов, таблиц, определений, экономических и юридических статей, энциклопедических сведений, и даже стихов!
И начнем с запоминания таблицы Менделеева. "Почему именно с самого сложного? Почему именно с таблицы Менделеева, а не с коротенького определения или текста?" - спросите вы. Дело в том, что техника запоминания и таблицы Менделеева, и коротенького определения, и учебного текста, и даже юридической статьи одна и та же. Существуют небольшие отличия, но, в общем, все запоминается одинаково.

Мы предлагаем вам универсальную технику запоминания, с помощью которой вы сможете запоминать все, что угодно. А запомнив вместе с нами таблицу Менделеева, вы поверите в свою память и докажете на практике, что умеете запоминать сложную информацию. К тому же техника запоминания таблицы Менделеева содержит много разных мнемонических приемов и методов, что идеально подходит для тренировок, а значит, и для формирования навыка.
Универсальная техника запоминания

  1. Подготовка к запоминанию.
  2. Составление плана.
  3. Формирование ключа.
  4. Процесс запоминания.
  5. Контрольное припоминание.

А теперь рассмотрим подробнее каждый пункт и запомним таблицу Менделеева.
Смелее! Тяжело в учении легко в бою!
Подготовка к запоминанию
Нужно ли к запоминанию готовиться? Оказывается, нужно, т.к. наша психика обладает инерцией. Мы не можем мгновенно переключиться с одного дела на другое.

Вспомните уроки в школе, как трудно после "трудов" или "физкультуры" учить математику.
Интересно, что ваше настроение никак не влияет на запоминание, а вот физическое состояние очень сильно. Если вы устали или не выспались, то не ждите чудес от своей памяти!
Мы советуем вам перед запоминанием сделать глубокий выдох (можно несколько), чтобы волна расслабления прокатилась по всему телу, вспомнить что-нибудь приятное и дать себе приказ: "Запомнить!"
Итак, вы готовы к запоминанию. А следующим шагом будет подготовка плана.
Составление плана
Планированию в любом деле уделяется большое внимание. И действительно, не спланировал отдых, значит, опоздал на вокзал; не спланировал подготовку к экзамену, значит, завалил "экзамен"; не спланировал поход по магазинам, значит, купил не то или потратил все деньги. Мы уже не говорим о значении планирования в бизнесе.

Именно планированию, в бизнесе отводится 80% времени и только 20% времени действиям.
Не пугайтесь, мы изучаем не бизнес, а мнемотехнику. И на составление плана запоминания отводится совсем немного времени, всего несколько секунд. Достаточно ответить на несколько вопросов, и план готов!

Только нужно немного потренироваться и научиться составлять общие схемы.
ВОПРОС №1. Что является вертикалью?
ВОПРОС №2. Что является горизонталями?
ВОПРОС №3. Есть ли "парочки"?
А теперь ответим на эти вопросы и научимся составлять схемы.
ВОПРОС №1. Что является вертикалью?
Вертикаль это вертикальная последовательность слов, другими словами, вертикаль это столбик.
Договоримся, вертикаль обозначать так, как показано на схеме.



Содержание раздела