РИСУНОК №3
Рассмотрим схему подробнее, вы видите кружочки, в которые заключены буквы. Буквы это буквы, с которых начинаются слова, а кружочками мы обозначаем сами слова. К тому же, кружочки соединены между собой вертикальной линией, а это значит, что слова соединены в последовательность.
Важными дополнениями является то, что, во-первых, на схеме должно быть столько кружочков, сколько слов, а во-вторых, слова должны хорошо представляться, т.е. быть словами-образами.
Давайте посмотрим на таблицу Менделеева. Как вы думаете, что здесь является вертикалью?
РИСУНОК № 4 таблица Менделеева.
Правильно, первый столбик химических элементов, т.е.
Водород (запомним, что он относится к 7 группе),
Литий,
Натрий,
Калий,
Медь,
Рубидий,
Серебро,
Цезий,
Золото,
Франций.
А теперь нарисуйте схему вертикали таблицы Менделеева и сравните с нашей.
РИСУНОК № 5
Желательно, чтобы последующие примеры вы просматривали быстро. В противном случае, отвлечетесь и не поймете, как выделять вертикали.
УЧЕБНЫЙ ТЕКСТ
А если взять текст. Что в нем будет вертикалью? Постарайтесь сами ответить на этот вопрос, а потом сверьтесь с нашим ответом.
Чтобы вам помочь, мы выделили ключевые слова и сформулировали главные мысли. Очевидно, что в дальнейшем вам самим придется это делать.
Государственный строй и реформы середины XVI в.
В 13-летнем возрасте юный князь, к ужасу окружающих, приказал псарям расправиться со знатным боярином. Того замучили до смерти. Иван IV рано возмужал, и сторонники укрепления великокняжеской власти возлагали на него свои надежды.
Главная мысль: "Трудное детство" сказалось на характере Ивана IV.
Слово-образ: "волчонок".
Незаурядные способности писатель, сочинитель церковкой музыки, хороший шахматист сочетались в Иване IV с властностью, беспощадностью, безмерной подозрительностью. С детских лет великий князь пристрастился к чтению. Его живо интересовало все, что говорилось в летописях и других книгах о величии и особом предназначении верховной власти. Он видел себя самодержавным монархом, повелевающим судьбами государства и подданных.
А в 1547 г. состоялось возведение великого князя Ивана IV на царствование. Торжественная церемония прошла в Успенском соборе Московского кремля, ее возглавлял митрополит Малярий, который и увенчал голову молодого правителя Руси царской короной. Ее было принято называть "шапкой Мономаха" согласно легенде о передаче Владимиру Мономаху из Византии знаков царской власти.
Главная мысль: Возведение на царствование Ивана IV.
Слово-образ: шапка Мономаха.
Став царем, Иван IV приравнивался к самым знатным правителям других государств. Поскольку царями именовали ханов Золотой Орды, этот акт имел символическое значение конец политической зависимости от иноземных восточных монархов. Одновременно для европейских государств царский титул московского государя означал не меньше, чем императорский. Особенно сопротивлялись признанию царского титула в соседнем Великом княжестве Литовском (позже Речи Посполитой, объединившей Польшу и Литву) И это понятно, так как за пределами Русского государства еще оставалось немало русских земель.
А московские государи не скрывали, что рассматривают себя прямыми преемниками великих киевских князей, тем более что жители будущих Украины и Белоруссии подпав под власть польско-литовских королей, продолжали называть себя русскими. Понятия "украинец и "белорус" укоренились много позже. На этих территориях оформлялись некоторые этнические и культур, но бытовые особенности, но чувство векового единства не покидало восточнославянские народы.
Они также несли службу при государевом дворе. Иван IV в Подмосковье разместил "избранную тысячу" дворян, своего рода личную гвардию, обеспечив их землями и крестьянами.
Главная мысль: Формирование государева двора и личной гвардии.
Слово-образ: гвардеец.
В тексте вертикалью будет последовательность слов-образов, выделенных из главных маслей.
Главная мысль это простое предложение, отражающее суть абзаца, и высказанное своими словами. Слово-образ это слово из главной мысли, которое лучше всего можно представить, другими словами, это предмет.
(Подробнее о выделении главных мыслей и запоминании текстов смотрите в других книгах Васильевой Е.Е. и Васильева В.Ю.).
В этом тексте вертикалью будет следующая последовательность слов:
монархи,
"волчонок",
шапка Мономаха,
царский трон,
гвардеец.
Нарисуйте схему для этой вертикали.
РИСУНОК №6
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ
А теперь возьмем экономическую статью.
Как вы думаете, что в ней будет вертикалью?
Статья 249. Доходы от реализации
1. В целях настоящей главы доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
2. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с
расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей настоящей главы в соответствии со статьей 271 или статьей 273 настоящего Кодекса.
3. Особенности определения доходов от реализации для отдельных категорий налогоплательщиков либо доходов от реализации, полученных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями настоящей главы.
Здесь вертикалью будет последовательность слов-отличий.
Слово-отличие это ключевое слово пункта, которым этот пункт отличается от других.
(Подробнее об этом смотрите в других книгах Васильевой Е.Е. и Васильева В.Ю.).
Вертикальной последовательностью для этой экономической статьи является следующая последовательность:
реализация,
расчеты,
особые обстоятельства.
Нарисуйте схему этой вертикали.
РИСУНОК №7
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Что же будет вертикалью в этом определении?
Компоненты природной среды, влияющие на состояние и свойства организма, влияющие на состояние и свойства организма, популяции, природного сообщества, называют экологическими факторами. Среди них различают три разные по своей природе группы факторов:
абиотические факторы все компоненты неживой природы, среди которых наиболее важны свет, температура, влажность и другие компоненты климата, а также состав водной, воздушной и почвенной среды;
биотические факторы взаимодействия между различными особями в популяции, между популяциями в природных сообществах;
антропогенный фактор вся разнообразная деятельность человека, которая приводит к изменению природы как среды обитания всех живых организмов или непосредственно сказывается на их жизни.
Вертикалью в данном случае будут названия экологических факторов, т.е.
экологический,
абиотический,
биотический,
антропогенный.
Нарисуйте схему этой вертикали.
РИСУНОК №8
СТИХИ
Что же будет вертикалью в этом стихотворении?
ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ
ПОСВЯЩЕНИЕ
Шаги зари заслышав, с перепугу
Непрочный сон ресниц моих бежал.
Как утро свеж, покинул я лачугу
И горный путь до света продолжал.
Тонули ноги в сонной неге луга,
Бурьян в росе купался и дрожал,
Зажглась заря, и все кругом, пьянея,
Делиться звало упоеньем с нею.
Меж тем, как я всходил, из долу, с поем
Пополз туман. Он крался, рвался, рос,
Плескал волной, и вдруг, сгустясь застоем,
Лег сединой вокруг моих волос.
Не стало гор. Туман застлал лицо им.
Угрюмой мглой и я кругом оброс.
И вот, в темнице туч - с собою сам я,
Оцепленный отовсюду облаками.
Вертикалью в данном случае будет последовательность первых слов-существительных (личных местоимений) каждой строки, т.е.
шаги,
сон,
утро,
путь,
ноги,
бурьян,
заря,
упоение,
я,
туман,
волна,
седина,
горы,
мгла,
темница,
облака.
Нарисуйте схему этой вертикали.
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Как вы думаете, что будет являться вертикалью в этом случае?