Всезнающая статистика зарегистрировала в 1977 году в Нью-Йорке 24712 случаев укуса людей, из них в 22076 случаях человека укусила собака, в 1152 кошка, в 892 другой человек, в 548 различные грызуны, преимущественно крысы, в 40 случаях кролики, в трёх львы, в одном случае муравьед. Данные за 1984 год менее полны, указывается только, что собаки укусили людей 10659 раз, а люди своих сограждан 1593 раза.
Вертикалью в этом случае являются годы регистрации статистики, т.е.
1977,
1984.
Так что, как вы заметили, даты и числа тоже могут быть основой вертикали. Правда, это бывает очень редко.
Нарисуйте схему этой вертикали.
РИСУНОК №9
Если вы придерживались наших пожеланий и рисовали схемы, то научились выделять вертикали. А теперь переходим к следующему вопросу.
ВОПРОС №2. Что является горизонталями?
Горизонтали это горизонтальные последовательности слов, другими словами строчки.
Договоримся, горизонтали обозначать так, как показано на схеме.
РИСУНОК №10
Итак, сначала вы рисуете вертикаль, а потом к ней добавляете несколько горизонталей. Как вы уже догадались, кружочками в горизонталях являются также слова, а буквы это первые буквы этих слов. Кружочки в горизонталях соединены горизонтальными линиями, что означает последовательность.
Кружочки вертикали и горизонталей имеют одинаковые размеры.
Обратите внимание, что вертикаль может быть только одна, а вот горизонталей может быть несколько. Обязательным условием применения универсальной техники запоминания является наличие двух и более горизонталей. Если же горизонталь будет только одна, то вертикаль не выделяется вообще.
Давайте посмотрим на таблицу Менделеева. Как вы думаете, что здесь является горизонталями?
Горизонталями являются ряды. Каждый ряд относится к соответствующему периоду и включает в себя разные группы элементов (от 1 до 8). Перечислим эти горизонтали:
А теперь нарисуйте схему горизонталей таблицы Менделеева и сравните с нашей.
РИСУНОК 11
Как вы думаете, что является горизонталями в учебных текста, экономических и юридических статья, определениях, стихах, энциклопедических сведениях?
Конечно же, строчки ключевых слов, разница только в длине строчек. В стихах строки короче, а в текстах длиннее.
Самостоятельно нарисуйте схему горизонталей для энциклопедических сведений и сверьте с нашей.
РИСУНОК №12
Замечательно! Вы научились уже выделять вертикаль и несколько горизонталей, научились рисовать схемы. Остался только последний вопрос, и вы научитесь составлять планы запоминания к любой информации.
ВОПРОС №3. Есть ли "парочки"?
"Парочка" - это слово-образ и точная информация, т.е. числа, даты, названия, фамилии и т.п. Например, "парочка" - это событие и дата, река и ее длина, сам человек и его фамилия.
"Парочки" бывают двух видов: 1) слово-образ и число, 2) слово-образ и название. Обратите внимание, что первым в "парочке" (ассоциации) стоит всегда слово-образ, а вот числа или названия стоят на втором месте. Это очень важно для дальнейшего запоминания.
Договоримся, "парочки" обозначать так, как показано на схеме.
РИСУНОК №13
Сначала мы рисуем кружочек, соответствующий слову-образу, а на него, как бы, "накладываем" другой кружочек, соответствующий числу или названию. Важно, чтобы второй кружочек был меньше первого. Если маленький кружочек соответствует названию, то записываем в него первую букву названия.
А если маленький кружочек соответствует числу, то записываем само число.
Как выйти из затруднительного положения? Очень просто! Нужно придумать слова-образы к названиям химических элементов и уже из них формировать "парочки".
Как это сделать, мы расскажем позже, а сейчас давайте нарисуем схемы "парочек".
РИСУНОК №14
Вы заметили, что на одном кружочке, соответствующем слову-образу, находится не один, а два маленьких кружочка. Все верно. В таблице Менделеева каждый химический элемент имеет два числовых значения.
Первый маленький кружочек, расположенный сверху, это порядковый номер элемента. А второй маленький кружочек, расположенный внизу, это относительная атомная масса элемента.
Как вы думаете, какие "парочки" можно выделить в учебном тексте?
Вот некоторые из них: возведение на царствование (предмет - трон) 1547г, шапка Мономаха, личная гвардия (гвардеец) Подмосковье и т.д. Обратите внимание, что имена монархов Иване III и Василии III мы в "парочки" не включили, т.к. нет слов-образов, не можем мы себе их представить.
А вот в энциклопедических сведениях "парочек" сколько душе угодно: Нью-Йорк (статуя Свободы) 1977 г.; укушенные люди - 24712; собака 22076; кошка 1152; человек 892; крыса 548; кролик 40; лев 3; муравьед 1; Нью-Йорк (статуя Свободы) 1984 г.; собака 10659; человек 1593 раза.
Нарисуйте "парочки" к энциклопедическим сведениям. Вот наши варианты:
РИСУНОК №15
Итак, мы научились выделять "парочки" двух видов: 1) слово-образ и число, 2) слово-образ и название. А также научились рисовать схемы "парочек".
Подведем итог всему сказанному.
Чтобы составить план запоминания, нужно ответить на 3 вопроса и нарисовать общую схему запоминания.
ВОПРОС №1. Что является вертикалью?
ВОПРОС №2. Что является горизонталями?
ВОПРОС №3. Есть ли "парочки"?
На вопросы мы научились отвечать, кроме того, научились составлять разные схемы, осталось только нарисовать общую схему.
Общая схема запоминания
(на примере таблицы Менделеева)
Сначала рисуем схему вертикали,
РИСУНОК №16 см рисунок №5
потом к ней добавляем несколько горизонталей,
РИСУНОК № 17 см рисунок № 11
а в конце, на горизонталях рисуем соответствующие "парочки".
РИСУНОК №18
Как видите, все очень просто и легко!
А теперь дополните недостающими элементами общую схему запоминания таблицы Менделеева.
Замечательно! Вас можно поздравить!
И для "закрепления" успеха, нарисуйте общую схему запоминания для энциклопедических сведений.
РИСУНОК № 19
Вы хорошо справились со всеми заданиям и научились составлять план и общую схему запоминания. А теперь переходим к следующему пункту универсальной техники запоминания.
Формирование ключа
Ключ это вертикаль, начинающаяся с названия запоминаемой информации.
В общепринятом понимании, ключ нужен, чтобы открыть замок, в нашем случае тоже самое. Нам нужен ключ, чтобы в нужный момент "открыть" информацию, т.е. вспомнить. Да, и не удивляйтесь!
Мы формируем ключ, т.е. готовимся вспомнить, то, что еще не запоминали! И именно сейчас, мы учимся вспоминать.
Договоримся, ключ обозначать так, как показано на схеме.
РИСУНОК №20
Название запоминаемой информации (слово-образ) мы записываем в кружочке над вертикалью и соединяем его вертикальной линией со всей последовательностью. Важно, чтобы кружочек, соответствующий названию, был больше, чем кружочки вертикали и горизонталей.
Давайте обозначим ключ к таблице Менделеева:
таблица,
водород (в виде исключения),
литий,
натрий,
калий,
медь,
рубидий,
серебро,
цезий,
золото,
франций.
РИСУНОК №21
А теперь запомним этот ключ.
Запомните, ключ всегда запоминается методом "Цицерона"!
МЕТОД "ЦИЦЕРОНА"
Метод “Цицерона” это метод запоминания, связанный с памятью на места.
Этот метод еще называют методом “мест”. Его создателем считают греческого поэта Симонида (ум. в 469 г. до Р.Х.) и рассказывают следующую историю. “Симонида пригласили к одному богатому человеку на пир. Когда гости уже сидели за столом, поэта вызвали по важному делу, и он тотчас же вышел из комнаты. Как только Симонид вышел, комната провалилась, и все находившиеся в ней люди погибли.
Чтобы похоронить погибших, их родственники и друзья попросили поэта опознать тела. И Симонид вспомнил всех, сидящих за столом по месту, которое они занимали. "Это подало ему повод к открытию того закона, что по месту можно вспомнить образ известного лица, а это привело к открытию способа запоминания”. (Г.И.Челпанов, 1900 г.)
Так было сделано открытие, что наша память тесно связана с местом.