Здесь скрытая потенция, которая реализуется с высокой степенью интенсивности благодаря повторению мантр, подвижничеству, йогическому сосредоточению или же вследствие почитания Ишвары, божеств-наставников, великих риши и достойных высокого уважения личностей, немедленно приносит соответствующий результат. Такова скрытая потенция благой кармы.
Аналогичным образом, когда снова и снова причиняется зло тем, кто охвачен страхом, больным или калекам, или тем, кто доверчив, или тем, кто достоин высокого уважения, или подвижникам, тогда вследствие высокой интенсивности аффекта эта скрытая потенция дурной кармы также приносит немедленный результат.
Подобно тому? как юный Наидишвара, оставив свою человеческую форму, преобразился в бога, так и Нахуша, правитель богов, покинув свою форму существования, воплотился в животном мире 1.
Что касается обитателей адов, то в них нет скрытой потенции кармы, которая может ощущаться в видимом рождении, то есть в их наличной форме существования, а у тех, кто полностью освободился от аффектов, отсутствует скрытая потенция кармы, которая может ощущаться в невидимом рождении.
13. При наличии корня созревание скрытой потенции кармы обусловливает форму существования, продолжительность жизни и жизненный опыт.
Скрытая потенция кармы начинает приносить плоды только при наличных аффектах, но не тогда, когда корень аффектов выкорчеван. Подобно тому как зерна риса, покрытые шелухой, или семена, не обожженные огнем, способны прорастать, но не тогда, когда они обмолочены или прокалены на огне, так и скрытая потенция кармы становится способной приносить плод, лишь когда она окутана аффектами, но не тогда, когда аффекты устранены или когда их семена прокалены огнем истинного знания. И это созревание плода кармы - трех видов: форма рождения, продолжительность жизни и жизненный опыт.
В этой связи рассматривается следующий вопрос: является ли одна карма, то есть единичное действие, причиной лишь одного рождения, или же одна карма обусловливает многообразные формы рождения? И второй вопрос: вызывает ли многообразная карма многообразные формы рождения, или же многообразная карма вызывает только одно рождение?
Неверно полагать, что одна карма есть производящая причина только одного рождения.
- Почему?
- Потому что тогда у мира живых существ исчезла бы уверенность в безопасности ввиду отсутствия закономерности 1 в последовательности осуществления результатов настоящего действия и деятельности, накопленной в течение безначального и неисчислимого времени и еще не осуществленной. А это неприемлемо.
С другой стороны, одна карма не есть причина многообразных форм рождения.
- Почему?
- Потому что если каждое единичное действие из множества действий является причиной многообразных форм рождения, то отсюда следует, что времени для осуществления результатов остальных действий не существует, а это также неприемлемо.
Далее, многообразная карма тоже не может быть причиной многих рождений.
- Почему?
- Многие рождения не наступают одновременно; здесь необходимо говорить об их последовательности. Таким образом, это допущение ведет к уже упомянутой выше ошибке. Поэтому многообразное накопление скрытых потенций благой и неблагой деятельности, накопление, которое происходит в промежутке между рождением и кончиной, основано на существовании главенствующего и вспомогательного факторов 2. Оно проявляется при окончании жизни, когда, будучи объединенным в едином усилии 3 и вызвав смерть, затем обретает энергию и производит только одно новое| рождение.
И это рождение, то есть форма существования, обретает свою продолжительность, обусловленную именно этим действием. На всем протяжении данного существования жизненный опыт также обусловлен именно этим действием.
Эта скрытая потенция кармы называется тройственным созреванием следствия в силу того, что она обладает свойством быть причиной рождения, продолжительности жизни и соответствующего опыта. Поэтому скрытая потенция кармы считается относящейся к одному существованию 4.
Однако в случае когда ее влияние должно быть испытано в "видимом рождении", то из-за свойства быть причиной соответствующего опыта она кладет начало созреванию одного следствия, а из-за свойства быть причиной соответствующего опыта и продолжительности жизни она кладет начало созреванию двух следствий, как в случае с Нандишварой или Нахушей.
Так мудрые разъясняют тебе, что есть карма".
Растворение в преобладающем действии нужно понимать сообразно тому, что сказано ниже: "Если есть небольшая примесь неблагой деятельности, то она легко устранима; ею легко пренебречь, ибо ее недостаточно, чтобы устранить благое".
- Почему?
- Потому что в моем случае совершено множество других благих (действий. И когда эта примесь неблагого растворяется в преобладающем действии, даже на небе уменьшить следствие благого действия она может в очень малой степени.
- Но что это такое - длительное существование в условиях подчинения преобладающему действию?
- Объясним: в том случае, когда существует действие, следствие которого с неизбежностью должно быть обретено в опыте невидимого, будущего рождения, то смерть как таковая и называется общей причиной проявления этого действия. Однако при действии с неустановленUым созреванием следствия, которое должно быть испытано в невидимом рождении, это не так. Напротив, до тех пор пока не созреют условия, заставляющие проявиться общую причину действий 5, то действие, которое должно быть испытано в невидимом рождении и созревание следствия которого не установлено, может быть или прерванным, или растворенным в другом действии, или же пребывающим в ожидании своего часа), будучи в течение долгого времени подчиненным главному действию.
Ввиду отсутствия определенности относительно места, времени и причины созревания результатов действия пути кармы крайне разнообразны и трудно познаваемы. И тем не менее, поскольку исключения не устраняют общего правила 6, скрытая потенция кармы понимается нами| как относящаяся только к одному наличному существованию.
14. Ввиду обусловленности добродетелью или пороком они имеют своим результатом наслаждение или страдание.
Они - то есть рождение, продолжительность жизни и соответствующий опыт - имеют своим результатом наслаждение, когда обусловлены добродетельной, то есть благой, кармой;
если же обусловлены пороком, то результатом они имеют страдание.
Страдание есть то, что по самой своей сути неприемлемо 1 для обычных существ, для йогина же даже в момент наслаждения чувственным объектом существует лишь страдание, то есть то, что неприемлемо по своей сути.
- Как это можно объяснить?
15. Поистине, для мудрого все есть страдание - из-за подверженности непрерывному изменению, беспокойства, следов прошлых впечатлений, а также по причине противоречивого развертывания гун.
Опыт наслаждения у каждого индивида связан с влечением и опирается на одушевленные и неодушевленные средства его реализации. В этом случае всегда существует скрытая потенция, или предрасположенность к действию, порожденная влечением.