- В таком случае можно допустить, что он отличен от буддхи.
- Он не абсолютно отличен.
- Почему?
- Потому что Пуруша, хотя и чистый, то есть не обладает конкретными спецификациями, воспринимает все содержания сознания. Он видит эти содержания сознания как принадлежащие буддхи. Наблюдая деятельность буддхи, он проявляет себя так, как если бы он был буддхи, хотя и не является им по своей сущности. В этой связи сказано, например: "Энергия того, кто наслаждается, не подвержена изменению и не поглощается объектами.
Когда она кажется поглощенной изменяющимся объектом, она как бы соответствует способу его деятельности. И так, только вследствие схожести с деятельностью буддхи, как бы обретшего форму чистого сознания, она понимается как развертывание знания, не специфицированного деятельностью буддхи" 3.
21. Сущность видимого состоит в том, чтобы служить его цели.
Видимое предстает в качестве объекта деятельности Пуруши, которая проявляется как способность видения; таким образом, сущность видимого состоит в том, чтобы служить цели Пуруши. Это и есть его, то есть видимого, внутренняя сущность, - таков смысл сутры.
Поскольку внутренняя сущность видимого состоит в том, чтобы быть объектом восприятия для другого 1, то при осуществлении цели - опыта и освобождения - оно более не воспринимается Пурушей. Вследствие потери собственной формы происходит исчезновение видимого, но оно не исчезает для других.
- Почему это происходит?
22. Хотя оно исчезло для того, кто осуществил свою цель, но не исчезло для других - в силу свойства быть общим.
Хотя видимое исчезло для одного пуруши, который осуществил свою цель, однако оно не исчезло для другого пуруши по причине свойства быть общим для всех. Видимое перестало существовать для мудрого Пуруши, но не для лишенных мудрости субъектов опыта, которые еще не реализовали свою цель 1. Таким образом, видимое становится для них объектом действия - видения - и обретает собственную форму через посредство внутренней формы другого. И поэтому в силу того, что способность видения и способность быть видимым обладают свойством вечности, их соединение объясняется как не имеющее начала во времени.
Об этом было сказано: "Вследствие безначальной связи субстанций существует также и безначальная связь одних только-качеств".
Следующая сутра призвана объяснить смысл соединения.
23. Соединение есть причина постижения внутренней сущности того, что есть способность быть собственностью и способность быть господином.
Пуруша-господин связан с видимым, то есть своей собственностью в целях видения. То, что является восприятием видимого в результате такого соединения, есть опыт, а то, что является постижением внутренней сущности Видящего, есть освобождение.
Соединение имеет место, пока не наступает прекращение действия - видения; поэтому видение называется причиной разъединения. Видение и отсутствие видения представляют собой пару противоположностей 1, поэтому отсутствие видения называется причиной соединения.
Видение здесь не выступает причиной освобождения. Уничтожение оков достигается именно вследствие отсутствия незнания. Это и есть освобождение. При наличии видения исчезает отсутствие видения, которое и есть причина оков.
Поэтому видение, то есть знание, называется причиной абсолютного разъединения.
- Что же такое "отсутствие видения"? Есть ли это преимущественная сфера деятельности гун? Или же это невозникновение "первосознания", которое "предъявляет" объекты владельцу способности видения, когда при наличии видимого отсутствует сам акт видения? Или же это свойство гун иметь собственную цель? Или же это неведение (авидья), устраненное вместе со своими мыслительными содержаниями и служащее семенем для появления своих мыслительных содержаний?
Или же это проявление формирующих факторов (санскар) в их движении, после того как они угасли в состоянии покоя?
Относительно последнего было сказано: "Первопричина, пребывающая только в состоянии покоя, не может быть первопричиной, ибо она не производит изменение форм. Точно так же, если она пребывает только в состоянии движения, она не может быть первопричиной ввиду вечности изменения форм". Поскольку она действует и в том, и в другом качестве, она и получает в обыденном смысле название первопричины, но не по иному основанию. Аналогичное рассуждение применимо и к другим воображаемым причинам 2.
Функция его исчерпана, отсутствие видения устранено, и, поскольку причин оков больше не существует, он не возвращается к выполнению своей прежней функции.
В этой связи некий оппонент рассказывает притчу об импотенте, к которому обращается глупая жена. Она говорит: "О, мой господин! Моя сестра имеет детей. Почему же я не имею?" Муж-импотент отвечает: "Мертвый, я произведу тебе потомство". Так и это наличествующее в настоящий момент знание не ведет к прекращению деятельности сознания.
Какова же надежда на то, что оно вызовет его в будущем?
Тот, кто близок к статусу учителя, отвечает на это возражение:
"Разве освобождение не есть именно прекращение деятельности буддхи? Это прекращение достигается вследствие устранения причины - отсутствия видения. А отсутствие видения, которое служит причиной оков, устраняется благодаря видению".
Здесь освобождение есть прекращение деятельности сознания. Почему же у него возникает ошибочное представление, которое ни на чем не основано?
Итак, страдание, которое должно быть устранено, и его причина, именуемая "соединением", объяснены вместе с условиями их деятельности.
Теперь рассмотрим, что такое высшее избавление 3.
25. Избавление есть отсутствие соединения вследствие отсутствия неведения; это - абсолютная обособленность Видящего.
Отсутствие соединения буддхи и Пуруши, то есть окончательное устранение оков, имеет своей причиной отсутствие неведения, - таков смысл сутры. Это избавление и есть абсолютное обособление Видящего, то есть бытие Пуруши в несмешанном состоянии, когда он более не соединяется с гунами.
При прекращении действия причины страдания наступает прекращение страдания, то есть избавление. Тогда Пуруша пребывает в собственной форме - так сказано.
Что же является средством достижения этого избавления?
26. Средство избавления - неколебимое различающее постижение.
Различающее постижение 1 есть знание (фундаментального различия саттвы и Пуруши. Однако это постижение неустойчиво, если ложное знание не устранено. Когда ложное знание, сведенное к состоянию прокаленного на огне семени 2, более не способно плодоносить, тогда поток различающих содержаний сознания, принадлежащих саттве, которая стряхнула с себя раджас аффектов и пребывает в состоянии высшей ясности и в осознании высшего господства, становится незамутненным. Это различающее постижение, будучи неколебимым, и есть средство избавления.
Благодаря ему ложное знание приходит в состояние прокаленного на огне семени, то есть оно не способно более плодоносить.
Таким образом, это средство избавления и есть путь освобождения.
27. Его мудрость предельного уровня 1 - семи видов.
Слово "его" заменяет выражение "того йогина, у которого возникло различающее постижение". "Семи видов" означает, что мудрость различающего, после того как в результате удаления грязи, образующей нечистый покров 2, другие содержания сознания более не возникают, становится семеричной, то есть определяется следующими семью признаками.