49. При нахождении в ней практикуется пранаяма, то есть прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого воздуха 1.
При овладении асаной практикуется пранаяма, то есть регулирование дыхания: вдох - это введение внутрь внешнего воздуха, выдох - вывод находящегося в легких воздуха наружу. Прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, то есть отсутствие того и другого, и есть пранаяма.
Она, однако,
50. проявляется как внешняя, внутренняя или как задержка дыхания, регулируется по месту, времени и числу и благодаря практике становится длительной и тонкой.
Пранаяма называется внешней, когда отсутствует движение воздуха, предшествующее выдоху. Она внутренняя, когда отсутствует движение воздуха, предшествующее вдоху. Третий вид пранаямы функционирует как задержка дыхания, когда вследствие единого усилия прекращается и то и другое.
Подобно тому, как вода, пролитая на раскаленный камень, сразу испаряется со всех сторон, так и движение воздуха при вдохе и выдохе прекращается одновременно.
Далее, эти три вида пранаямы регулируются по месту в пространстве, то есть каждый из них имеет такую-то область распространения 1. Они регулируются по времени, то есть они ограничены по своей длительности таким-то количеством моментов, - таков смысл сказанного в сутре.
Они регулируются также и по числу: первый подъем праны измеряется таким-то количеством вдохов и выдохов, второй подъем остановленной праны - таким-то количеством; точно так же и третий 2. Аналогичным образом по методу пранаяма может быть слабой, средней и сильной. И так виды пранаямы регулируются в числовом отношении. Постоянно практикуемая таким образом, пранаяма становится длительной и тонкой.
51. Четвертый вид пранаямы превосходит внутреннюю и внешнюю сферы.
Внешняя сфера пранаямы, регулируемая по месту, времени и числу, оказывается преодоленной 1. Точно так же преодолевается и внутренняя сфера распространения праны. В обоих случаях пранаяма длительная и тонкая.
Четвертая пранаяма есть отсутствие движения праны обеих сфер, она достигается постепенно в результате полного овладения предшествующими стадиями. Третья пранаяма, однако, представляет собой одномоментное прекращение движения праны безотносительно к сфер ее распространения; она также регулируется по месту, времени и числу и в зависимости от практики становится длительной и тонкой. Что же касается четвертой пранаямы, то она есть прекращение движения праны вследствие постепенного преодоления обеих стадий благодаря ограничению сфер вдоха и выдоха.
В этом состоит ее отличие от третьей пранаямы.
52. Благодаря ей, разрушается препятствие для света.
У йогина, который безраздельно посвящает себя практике пранаямы, разрушается карма, препятствующая различающему знанию. Как говорится об этом, "вследствие иллюзии, порождаемой великой мохой, и обманчивости органов чувств саттва, обладающая природой света, затемняется и привязывается к тому, что не следует делать" 1. Поэтому карма йогина, являющаяся препятствием для света и цепью, приковывающей к круговороту бытия, слабеет каждое мгновение и разрушается вследствие использования практики пранаямы. Сказано в этой связи: "Не существует подвижничества более высокого, чем пранаяма: благодаря ей происходит очищение от всех загрязнений и возникает ясный свет знания".
Что еще?
53...и пригодность манаса 1 к концентрации.
Именно благодаря использованию практики пранаямы интеллект становится способным к концентрации), и, как было сказано выше, "он достигает стабильности благодаря выдоху и задержке праны".
Далее, что такое отвлечение органов чувств?
54. При отсутствии связи со своими объектами органы чувств как бы следуют внутренней форме сознания - это и есть отвлечение.
Когда отсутствует соединение с соответствующими объектами, органы чувств, как бы следуя внутренней форме сознания, прекращают (свою деятельность, подобно сознанию при остановке развертывания его содержаний. Они не нуждаются в других средствах, как, например, контроле со стороны иных органов чувств. Подобно тому, как пчелы поднимаются вверх, когда взлетает пчела-матка, и опускаются, когда она садится, так и органы чувств прекращают свою деятельность при остановке деятельности сознания.
Это и есть отвлечение.
55. Благодаря ему достигается полное подчинение органов чувств.
Некоторые считают, что отсутствие страстного влечения к объектам - звуку и т. д. - это и есть подчинение, или контроль, органов чувств. Страстное влечение есть привязанность: она отвлекает йогина от блаженства. Другие же говорят, что незапрещенный чувственный опыт является вполне законным 1. Иные считают, что соединение органов чувств со звуками и прочими объектами может происходить по собственному желанию.
Еще кое-кто полагает, что подчинение органов чувств - это восприятие звуков и т. д., свободное от удовольствия или страдания, при отсутствии страстного желания и враждебности.
Джайгишавья, однако, говорит, что подчинение органов чувств есть всего лишь отсутствие чувственного восприятия вследствие концентрации сознания на одной точке. Отсюда полный контроль, то есть прекращение деятельности органов чувств и при остановке деятельности сознания. Поэтому йогины не нуждаются в применении иных средств, требующих определенных усилий, наподобие подчинения других органов чувств.
На этом вторая глава, носящая название "Способы осуществления йоги", в "Йога-шастре" Патанджали закончена.
Глава III
О СОВЕРШЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ
Пять внешних компонентов, то есть средств осуществления йоги, были рассмотрены выше. Теперь необходимо рассмотреть концентрацию.
1. Концентрация есть фиксация сознания на определенном месте.
Концентрация есть фиксация сознания - по способу деятельности - на пупочной чакре, на лотосе сердца, на лучезарном центре в голове, на кончике носа и на прочих подобных местах на теле или же на внешних объектах 1.
2. Созерцание (дхьяна) есть сфокусированность однородных состояний сознания на этом месте.
Сфокусированность сознания 1 на созерцаемом объекте, находящемся в данном месте, или, иными словами, однородное течение содержаний сознания, не нарушаемое 2другими содержаниями, и есть дхьяна, то есть созерцание 3.
3. Именно оно, высвечивающее только объект и как бы лишенное собственной формы, и есть сосредоточение (самадхи).
Когда созерцание проявляется лишь как форма созерцаемого объекта 1, будучи как бы лишенным своей собственной формы, то есть самосознания, тогда вследствие полного растворения во внутренней сущности созерцаемого объекта оно называется сосредоточением 2.
Эти три высшие функции сознания - концентрация, созерцание и сосредоточение, взятые вместе, получают название санъяма.
4. Три вместе - санъяма.
Три средства осуществления йоги, имея одну и ту же сферу применения, называются санъяма, то есть высшая дисциплина сознания. Таким образом, санъяма есть технический термин для обозначения этих трех функций сознания в данной системе 1.
5. Благодаря овладению ей возникает свет мудрости.
Благодаря овладению санъямой возникает свет мудрости 1, порождаемой сосредоточением. В той мере, в какой санъяма обретает все более устойчивый характер, в такой же мере мудрость сосредоточения становится все более ясной.
6. Ее применение осуществляется постадийно.
Применение 1 санъямы относится к той ступени практики, которая следует непосредственно после ступени, уже преодоленной посредством этой санъямы. Ни один йогин, не овладевший предшествующей ступенью практики, не может, переступив через следующую ступень, достичь санъямы более высоких ступеней. А при ее отсутствии, откуда же может возникнуть у него свет мудрости?
Далее, санъяма йогина, который вследствие упования 2 на Ишвару овладел более высокой ступенью, не применяется для чтения мыслей и т.п. тех, кто находится на более низких ступенях практики 3.
- Почему?
- Потому что эта цель достигается иными средствами. Лишь йога учит тому, что такая-то ступень непосредственно следует за данной ступенью.
- Каким образом?
- Об этом сказано: "Йога должна познаваться посредством йоги; йога развивается благодаря йоге. Тот, кто усердно практикует йогу, долго пребывает радостным в йоге".
7. Три - внутренние в отличие от предшествующих.
Эти три - концентрация, созерцание и сосредоточение - суть внутренние средства 1 познавательного сосредоточения в отличие от первых пяти - самоконтроля и прочих средств осуществления йоги 2.
8. И они же - внешние средства сосредоточения, "лишенного семени" 1.
Эти же три внутренних средства осуществления выступают внешними средствами йоги, "лишенной семени".
- Почему?
- Потому что она возникает при их прекращении 2. Но если в момент прекращения деятельности сознания развертывание гун продолжается, то какова в этом случае природа изменения сознания?