Когда самоконтролю и соблюдению религиозных предписаний
33. ложные помыслы служат препятствием, следует развивать их противоположности 1.
Когда у этого брахмана возникают ложные помыслы о насилии и т.п., например: "Я убью того, кто чинит мне препятствия", "Я также солгу", "Я присвою его вещи", "Я соблазню его жену", "Я стану хозяином его собственности", - помыслы, служащие препятствием, уводящие его, словно он в лихорадочном бреду, с правильного пути, пусть он культивирует противоположные помыслы : "Поджариваемый на раскаленных углях сансары, я прибегаю к защите практики йоги, даруя безопасность всем живым существам". Пусть он думает: "Оставив ложные помыслы, я, подобно собаке, вновь предаюсь им. Как собака к собственной блевотине, так и я вновь возвращаюсь к тому, от чего я ибавился".
Подобная практика может быть использована также и в случаях, упомянутых в других сутрах.
34. Ложные помыслы о насилии и прочем - совершенном, побужденном к совершению или одобренном, - возникшие вследствие жадности, гнева или заблуждения, бывают слабыми, средними и сильными и имеют своими неисчислимыми плодами страдание и отсутствие знания; поэтому необходимо культивировать их противоположности.
Здесь прежде всего насилие совершенное, побужденное к совершению и одобренное 1; таким образом, оно - трех видов. В свою очередь, каждый из этих трех видов насилия также трех видов: вследствие жадности - из-за мяса и шкуры; вследствие гнева - "Он причинил мне вред"; вследствие невежества - "Это пойдет мне в заслугу".
Жадность, гнев и невежество - также трех видов: слабые, средние и сильные; отсюда насчитывается двадцать семь разновидностей насилия.
Далее, сами эти свойства - слабое, среднее и сильное - также бывают трех видов: слабое-слабое, слабое-среднее, слабое-сильное, среднее-слабое, среднее-среднее, среднее-сильное и, наконец, сильное-слабое, сильное-среднее, сильное-сильное. Таким образом, можно выделить восемьдесят один вид насилия.
Однако, с другой стороны, количество видов насилия бесчисленно по причине различия обязательных, необязательных и общих предписаний и неисчислимости видов живых существ.
Аналогичным образом данная классификация применима также к случаям лжи и прочих дефектов.
Поистине, эти "ложные помыслы имеют своими неисчислимыми плодами страдание и отсутствие знания, поэтому необходимо культивировать их противоположности". Это означает, что бесконечное следствие таких ложных помыслов - страдание и невежество, поэтому необходимо культивирование их противоположностей.
Как известно, тот, кто прибегает к насилию, сначала лишает свою жертву силы, к примеру связывая ее, затем причиняет ей страдание, нападая на нее с ножом или другим орудием, а потом и отнимает жизнь. Но когда он лишает свою жертву силы, его собственный источник жизнедеятельности - сознание и организм - тоже теряет энергию. Причиняя страдание, он сам испытывает страдание в различных адах или рождаясь в мире животных, голодных духов и т. д. Отнимая жизнь у своей жертвы, он существует в каждое мгновение как бы на грани потери собственной жизни, но, даже желая смерти, он продолжает каким-то образом еще дышать, ибо с неизбежностью должен испытать следствие причиненного страдания.
И даже если следствие насилия может быZь как-то ослаблено благодаря накопленной ранее добродетели, то и тогда, при обретении счастливой формы рождения, его жизнь будет короткой.
Аналогичным образом данная классификация применима, насколько это возможно, также и к случаям лжи и прочим дефектам.
Размышляя так о неизбежно наступающих следствиях ложных помыслов как о том, что в высшей степени для него неприемлемо, йогин не направляет свой разум на ложные помыслы, но причиной их окончательного устранения может быть лишь культивирование их противоположностей.
Когда ложные помыслы более не возникают, то порожденное в результате этого могущество служит знаком совершенных способностей йогина. Например:
35. при утверждении йогина в ненасилии в его присутствии исчезает враждебность 1.
Так происходит со всеми живыми существами 2.
Кем мы будем? Почему мы будем?" И таким образом его желание узнать о собственном существовании в прошлом, будущем и промежуточном состояниях удовлетворяется само собой.
Эти совершенные способности 1 возникают при достижении устойчивости в самоконтроле (яма). Теперь рассмотрим совершенные способности, возникающие при соблюдении предписаний (нияма).
40. Благодаря чистоте возникает отвращение к собственному телу и нежелание контакта с другими.
Испытывая отвращение к собственному телу, йогин, практикующий очищение, видит все его дефекты и, не чувствуя никакой привязанности к нему, становится аскетом.
Далее, "нежелание контакта с другими телами". Наблюдая истинную природу телесности и желая освободиться даже от собственного тела, - ибо йогин видит, что оно остается нечистым и после очищения землей, водой и прочими средствами, - может ли он стремиться к контакту с другими телами, также в Jысшей степени нечистыми?
41. Чистота саттвы, ментальное удовлетворение, концентрация сознания, контроль органов чувств и способности самонаблюдения.
Слова "и возникают" делают предложение законченным. Благодаря практике очищения возникает чистота саттвы; из нее - ментальное удовлетворение, от него - сконцентрированность сознания, из нее - подчинение органов чувств, из него - способность саттвы разума к самонаблюдению 1. Все это йогин обретает благодаря твердости в практике очищения.
42. Вследствие удовлетворенности становится возможным обретение высшего счастья.
В этой связи сказано: "Каким бы ни было счастье в чувственном мире и каким бы ни было высшее блаженство в мире богов, и то, и другое несравнимы даже с одной шестнадцатой частью блаженства, обретаемого при устранении желаний".
43. Вследствие устранения нечистоты благодаря подвижничеству обретается совершенство тела и органов чувств.
Только практика подвижничества способна устранить всякую нечистоту, обусловленную загрязняющими препятствиями.
Вследствие исчезновения загрязняющих препятствий возникают телесные совершенные способности - уменьшение до мельчайшего размера (анима) 1 и прочее. Подобным же образом возникают также совершенные способности органов чувств - слышание и видение на большом расстоянии и т. д.
44. В результате самообучения возникает связь с наставляющим божеством.
Боги, риши и великие сиддхи 1 входят в поле зрения йогина, предрасположенного к самообучению, и принимают участие в его работе.
45. Благодаря упованию на Ишвару обретается совершенство в йогическом сосредоточении.
Тот, кто посвятил все свое существование Ишваре, обретает совершенство в йогическом сосредоточении, благодаря которому он безошибочно познает все, что захочет, даже если оно находится в другом месте и в другом времени. Отсюда его мудрости открыто все так, как оно существует в действительности.
Самоконтроль и соблюдение религиозных предписаний вместе с обретаемыми в результате совершенными способностями объяснены. Далее мы опишем асаны и прочее.
46. Асана есть неподвижная и удобная поза.
Например: поза лотоса, поза героя, благоприятная поза, свастика, поза палки, поза со вспомогательной опорой, поза лежания, поза сидящего журавля, поза сидящего слона, поза сидящего верблюда, равновесная поза, неподвижная-и-удобная поза, наиболее легкая и прочие позы такого рода 1.
47. При прекращении усилия 1 или сосредоточении на бесконечном...
Опущенная часть предложения: Асана достигается... Совершенство асаны достигается при полном снятии напряжеия, благодаря чем прекращаются все движения тела. Или же асана реализуется при сосредоточении сознания на бесконечном.
48. Благодаря ей прекращается воздействие парных противоположностей 1.
В результате овладения асанами йогин становится неподверженным воздействию парных противоположностей - холоду, жаре и т. д.