Дремлющее состояние


Итак, дремлющее состояние аффектов и невозможность их произрастания из прокаленных семян объяснены.
Теперь речь идет об ослабленности: аффекты, подавленные культивированием противоположных состояний 3, становятся слабыми.
Аналогичным образом аффекты называются прерванными, когда, перехватываемые время от времени тем или иным объектом, они снова и снова проявляются в активной форме.
- Почему это происходит?
- Потому что во время страстного влечения, например, враждебность не обнаруживается. И действительно, во время страстного влечения нет активного проявления враждебности. А влечение, в свою очередь, испытываемое по отношению к определенному объекту, не исчезает по отношению к другим объектам. Так, страсть, испытываемая Чайтрой к одной женщине, отнюдь не исключает страсти к другим женщинам, просто в данный момент страсть проявляется к этой женщине, в будуще же она может проявиться и к другим.

Иными словами, эта будущая способность влечения есть одновременно и дремлющая, и ослабленная, и прерванная.
Тот же аффект, который реализуется по отношению к чувственному объекту, называется полностью развернутым.
Все эти четыре состояния не выходят за пределы сферы аффективности.
- Что же, в таком случае каждый аффект называется прерванным, дремлющим, ослабленным или полностью развернутым?
- Это именно так. Однако они классифицируются по свойствам быть прерванными и т. д., только будучи привязанными к тем или иным объектам. Подобно тому как аффект перестает действовать в результате культивирования противоположного состояния, он точно так же проявляется через выражающий его признак.
Все эти аффекты суть лишь разновидности неведения.
- Почему?
- Потому что все они захлестнуты неведением. Когда реальный объект преформировывается в сознании вследствие неведения, именно при нем аффекты и обретают поддержку 4. Они обнаруживаются, когда налицо ложные содержания сознания, и устраняются при устранении неведения.
Теперь излагается сущность неведения.
5. Неведение есть постижение вечного, чистого, счастья, атмана в невечном, нечистом, страдании, не-атмане.
Постижение вечного в невечных следствиях можно видеть на примере высказываний: земля непреходяща, небо с луной и звездами вечно, обитатели неба бессмертны. Так же следует понимать и видение чистоты в нечистом и в высшей степени отвратительном теле. Сказано: "По причине нахождения в материнском лоне, рождения, поддержания жизни пищей, выделений, разрушения плоти, а также необходимости содержать тело в чистоте мудрые понимают, что оно нечисто".
Постижение чистого в нечистом можно видеть и на другом примере: "Эта девушка привлекательна, как серп молодого месяца, члены ее словно сотворены из меда и амриты; она кажется рожденной из осколка расколовшейся луны; глаза ее продолговаты, подобно лепесткам синего лотоса; своими кокетливыми взглядами она словно освежает все живое".
Как разобраться, что с чем здесь связано? В результате и возникает представление о чистом относительно того, что само по себе нечисто.
Этим примером объяснено и ложное представление о добродетельном в том, что недобродетельно, а также представление о достойном в том, что недостойно.
Подобным же образом автор намерен сказать и об отнесении к счастью того, что есть страдание: "Для наделенного различающим знанием все существующее есть поистине страдание - в силу непрерывного изменения, беспокойства, обусловленности, несчастья и по причине (взаимной противоположности в проявлении гун". Неведение и есть принятие всего этого за счастье.
Точно так же и принятие атмана, то есть "я", за то, что не есть "я", будь то внешние средства 1 - одушевленные или неодушевленные, или тело как опора чувственного опыта, или рассудок как инструмент Пуруши, - все это есть ошибочное принятие за "я" того, что есть "не-я", то есть не-атман.
Так, в связи с этим сказано: "Тот, кто, постигнув некоторую сущность - проявленную или непроявленную - как свойство "я", радуется ее процветанию, считая это своим собственным процветанием, или печалится ее упадку, полагая это своим собственным несчастьем, тот абсолютно непросветленный".




Все это и есть неведение четырех видов, которое служит источником непрерывного потока аффектов и скрытой предрасположенности к деятельности вместе с ее результатами.
Это неведение следует понимать как (некую сущность, обладающую объективной реальностью - по аналогии с "не-другом" или "не-коровьим следом". Подобно тому, как "не-друг" не означает ни отсутствие друга, ни кого-либо, равного другу, а его противоположность, то есть врага, или подобно тому, как "не-коровий след" не означает ни отсутствие коровьего следа, ни чего-то, равного коровьему следу, но только определенное место, отличное от того и другого, то есть совершенно иную сущность, так и неведение не является ни источником истинного знания, ни отсутствием такого источника, но лишь иным типом видения, противоположным знанию.
Таково неведение.
6. Эгоизм есть кажущаяся тождественность обеих способностей - чистого видения и инструмента видения.
Пуруша есть способность чистого видения, интеллект (буддхи) - инструмент видения 1. Аффект, именуемый "эгоизмом", возникает в случае, если совершается как бы трансформация обеих этих способностей в одну сущность.
Опыт как таковой становится возможным, когда способность быть субъектом опыта и способность быть его объектом 2, в высшей степени различные и не смешиваемые одна с другой, воспринимаются так, как если бы они были нераздельными.
Однако при постижении их подлинной сущности возникает абсолютное разъединение. Откуда же в таком случае может появиться опыт? В этой связи сказано: "Кто не видит, что Пуруша есть иное, нежели интеллект, отличный от него по форме проявления, природе, знанию и прочему, тот - вследствие заблуждения - заменяет его свVим интеллектом" 3.
7. Влечение неразрывно связано с наслаждением.
Желание, жажда, страстное стремление к наслаждению или к средствам его достижения, возникающие у познавшего наслаждение при воспоминании о прошлом наслаждении, и есть влечение.
8. Враждебность неразрывно связана со страданием.
То сопротивление страданию или средствам, его вызывающим, отвращение, злоба, гнев по отношению к нему, которые возникают у познавшего страдание при воспоминании о прошлом страдании 1, и есть враждебность.
9. Самосущная жажда жизни возникает даже у мудрого.
У всех живых существ постоянно присутствует такое пожелание самому себе: "Да не перестану я быть! Да буду я вечно!" И это пожелание никогда не возникает у того, кто не испытал состояния смерти. Тем самым устанавливается достоверность опыта прошлых рождений.

И этот аффект - жажда жизни - самосущен 1 даже у только что появившегося червя.
Страх смерти, который по своей сути есть проницание (будущего уничтожения и который не может быть объяснен ни посредством восприятия как источника истинного знания, ни посредством логического вывода или авторитетного свидетельства, позволяет заключить, что страдание, вызываемое смертью, испытывалось в предшествующих рождениях.
И, подобно тому, как этот аффект, то есть жажда жизни, обнаруживается у крайне невежественных существ, он точно так же возникает даже у мудреца, познавшего начало и конец круговорота бытия.
- Почему так происходит?
- Потому, что этот бессознательный след испытанного через смерть страдания одинаков для обоих: и для мудреца, и для лишенного мудрости.
10. Эти аффекты в "тонком" состоянии устраняются при свертывании деятельности сознания.
Эти пять аффектов, подобно прокаленным на огне семенам, погибают вместе с растворением в своей первопричине сознания, которое контролирует жизнедеятельность йогина.
Что же касается устойчивых (аффектов, существующих в состоянии семени, еще способного плодоносить, то
11. их функционирование должно быть устранено посредством йогического созерцания.
Проявления аффектов в своих грубых формах, после того как они были ослаблены йогой действия, подлежат устранению посредством различающего постижения, то есть соответствующего вида йогического созерцания, пока они не будут доведены до "тонкого" состояния, а затем и до состояния "прокаленного семени".
Подобно тому, как сначала стряхивается грубая грязь, попавшая на одежду, а затем уже устраняется и тонкая с помощью определенного усилия и различных средств, так и "грубые" прявления аффектов требуют незначительного противодействия, а "тонкие" - противодействия весьма большого.
12. Скрытая потенция кармы, имеющая своим корнем аффекты, может ощущаться как в видимых, так и в невидимых формах рождения.
В этой связи скрытая потенция благой и неблагой кармы возникает из влечения, жадности, ослепления и гнева. И она, эта скрытая потенция, может ощущаться как в видимом, то есть настоящем, рождении, так и в рождении невидимом, то есть будущем.



Содержание раздела