Это то же самое учение, но с обещанием: Не беспокойся о чём-либо, включая и эту философию. Проще всего просто думать обо Мне. Делай всё в Моём имени.
Не теряй Меня, Бога.
Легко сказать. Но это действительно становится просто, как только вы осознаете, что опасно не делать этого. Когда-то жили два великих святых. Один мудрец - Нандинар, из сословия неприкасаемых, жил в доисторические времена.
Он обычно пел о своих переживаниях Бога: О Господь! Очень трудно достичь тебя. А в 40-х годах ХХ века жил мудрец Шри Рамана Махариши.
Он обычно напевал песню Нандинара с противоположным значением: О Господь! - пел Шри Рамана, Очень легко достичь тебя.
Как это может быть очень трудным и очень лёгким одновременно? Переживание Бога легко только для человека, который действительно болен и перепробовал все лекарства. Хватит! Хватит!
Подобные высказывания делали первые хиппи, которые говорили: С меня достаточно этой чепухи: школы, колледжа, церкви, синагоги, святых, всякого лицемерия и приличных слов. Я не здоров и устал от всего этого. Позвольте мне отправиться в Вермонт, построить себе хижину и просто жить там.
Почему тысячи и тысячи людей отовсюду бросили всё и отправились туда? Почему? Разве им было недостаточно образования или денег для еды и одежды, или разве им негде было жить?
Большинство из них были из зажиточных семей и высокообразованными - выпускниками колледжей, сотрудниками университетов и даже профессорами.
В этом и состоит весь секрет. Они заболели от всего этого. Фактически это и произошло. Покуда вы не почувствуете, что заболели от всех этих вещей, вы не сможете полностью встать на другой путь.
Но иногда, после того, как люди уходят от мирских вещей, можно видеть, как они возвращаются назад. Это значит, они временно испытывали отвращение, но ещё не заболели по-настоящему. Это было лишь поверхностным состоянием.
Эти люди ещё недостаточно обожглись.
Решительный поворот лёгок для людей, которые действительно обожглись. Забудь эту чепуху! - говорят они. Я ничего не хочу! Я счастлив просто потому, что я существую.
Вы уже знаете, что отказаться легко; но обрести трудно. Поэтому пусть что будет - то будет; это легко. Как трудно цепляться и удерживаться. Поэтому отречение очень легко, если вы отрекаетесь после того, как полностью осознаете временный характер удовольствий от других вещей. Но если вы ещё не созрели, тогда через некоторое время вы вновь вернётесь назад.
Мне симпатичны такие люди, и я полностью верю в них. Я всегда говорю: Всё в порядке. Идите.
Вы ещё недостаточно созрели. Ступайте, продолжайте дозревать. Поскольку, если вы ещё не созрели, вы будете невкусными. Возвращайтесь назад.
Легко узнать Бога, но только после того, как вы достаточно хорошо узнаете другую сторону жизни. Поэтому вы должны заметить кратковременный характер удовольствий мира. Поймите это, как следует; тогда будет очень легко обратиться к постоянному счастью.
Тогда всё будет прекрасно. Вы скажете: Я - свободен. Я избавился от такой тяжести. Я так счастлив. Теперь я в превосходном состоянии.
Даже если люди предложат вам какие-то прекрасные вещи, о которых вы когда-то мечтали, вы просто скажете: Забудьте об этом. Если вы всё ещё хотите наслаждаться ими, вы, может быть, и будете это делать, но просто ради забавы, а не потому, что вы хотите этого. Если что-то естественным образом приходит: Что ж, хорошо.
Я попробую это немного, просто чтобы сделать вас счастливым. В действительности вы не заинтересованы. Это полная свобода.
Вы не обладаете ни желанием, ни нежеланием чего-либо.
Конечно, вначале будет определённое отвращение к тем вещам; оно необходимо. Через некоторое время вы укоренитесь в этом состоянии, и даже нежелание отпадёт. Тогда вы полностью выйдите за пределы желаний и нежеланий. Это подлинное спокойствие.
С этого момента легко осуществить следующую заповедь: Предлагай каждое действие Мне; Я должен стать твоей высшей целью.
Я испытываю страдания. Что мне делать?
Если кто-то говорит подобным образом, тогда я должен задать вопрос: А вы действительно верите в эту высшую волю? Может быть, вы верите только тогда, когда всё идёт так, как вы хотите? Одно дело говорить, что вы верите в Бога, когда получили прибыль в миллион долларов. Но, если вы потеряли 10 долларов, вы можете сказать: Боже мой, как Бог мог ограбить меня таким образом? Если вы на самом деле верите в Бога, вы скажете: Замечательно, вероятно, Он захотел забрать это.
Вы должны верить как в приобретение, так и в потерю.
Вы должны доказать, что действительно доверяете Ему. Он испытает вас. Бог вначале проверяет тех, кто ищет его. Он не просто с самого начала даёт вам всё.
Он хочет удостовериться, что вы обладаете абсолютной верой.
Мы должны верить, что существует космический разум, который беспокоится обо всём. Каждую минуту, каждую секунду Он знает, что происходит в вашем желудке. Он знает, сколько воздуха входит в ваши лёгкие, сколько дней вам осталось жить.
Вы можете, как угодно назвать это: Он или Она, или Это, - неважно. Это - космический разум. И часть этого разума действует в вас.
Обычно в своих эгоистических действиях мы просто используем небольшую часть этого высшего разума. С его помощью мы способны открыть звуковые волны, радиоволны, атомную энергию и много другого. Мы открыли всё это с помощью крошечного интеллекта, которым мы обладаем.
И, тем не менее, по сравнению с космическим разумом, весь наш интеллект - ничто.
Из-за этого крошечного разума мы всё ещё остаёмся эгоистичными. Но, если мы хотим почувствовать милость Бога, мы должны пройти испытания. Поэтому, если мы почитаем о жизни мудрецов и святых, все они испытали множество беспокойств.
Это происходило всюду на земном шаре, а не только на Западе или на Востоке.
59. Если, благодаря эгоизму, ты будешь продолжать настаивать: Я не буду сражаться [на войне], - это будет пустым обещанием. Твоя собственная природа заставит тебя сделать обратное.
(Это пояснение автор уже давал к 56 шлоке настоящей главы. Видимо, необходимо ещё раз напомнить читателю о данном подходе уже в другом месте. - Примеч. переводчика.)
Бог говорит Арджуне, что если тот решил не сражаться из-за эгоизма, это решение долго не просуществует. В конце концов, природа Арджуны подтолкнёт его к сражению, поскольку он является кшатрием. Из-за этой врождённой особенности ему не нужно сознательно принимать решение сражаться за справедливость.
Например, врождённый страх смерти заставляет вас заботиться о своём теле, даже когда вы спите. Если комар ночью кусает вас, вы, даже не осознавая это и не просыпаясь, хлопаете по нему. Это - врождённый инстинкт самосохранения для защиты своего тела.
Он реализуется бессознательно. Бог Кришна говорит, что, хотя Арджуна и не знает, он внезапно встанет и начнёт сражаться. Он сознательно отказывался от своей обязанности, но это не продлится долго.
60. Арджуна, ты связан своей кармой (прошлыми действиями), которая возникла благодаря твоей собственной природе. Следовательно, ты должен делать то, что находится за пределами заблуждения, то, что ты всё ещё не желаешь делать.
61. Арджуна, Бог присутствует в сердцах всех существ. С помощью силы своей иллюзии (майя) он вращает всё, словно оно находится на (гончарном) колесе.
Здесь ещё раз говорится о том, что один и тот же дух действует во всех существах.
62. От всего сердца постарайся обрести в нём убежище, тогда ты почувствуешь его милость и познаешь глубокий покой, который является его вечным жилищем.
63. Я дал тебе самое ценное и основательное знание, тайну тайн. Подумай над этим, как следует, а затем, поступай, как хочешь.
Это очень важное предписание: Арджуна, я дал тебе основательное знание, самое священное и тайное, поскольку ты дорог мне. Но тебе нет необходимости принимать его просто потому, что это я предложил его. Нет, подумай над этим, как следует. Если тебя это убедит, действуй. Если нет, подумай ещё.
Приди к этому сам. Стань полностью убеждённым. Это не то, что я заставляю тебя принять это правило: выполняй его или ты умрёшь. Нет, я просто предлагаю тебе факты.
Возьми их, пережуй как следует попробуй на вкус, затем проглоти или выплюни.
Если нет свободы в религиозной или духовной практике, тогда где же вы можете найти свободу? Вся цель духовного пути - это, конечно же, поиск свободы, освобождение от всякого рабства. Но, если человек, который даёт вам духовное знание, сам собирается привязать вас: Делай так, как я говорю, независимо от того, хочешь этого или нет!
Тогда вы не свободны. Вы пришли за свободой; отбросьте привязанность. Поэтому здесь Бог Кришна ясно говорит: Подумай над тем, что я тебе сказал.
Не отвергай это сразу. Ты услышал, теперь поразмышляй и помедитируй на этом. Если ты согласен, применяй это в своей жизни.
Какое это замечательное наставление!