12. Не было времени, когда бы не было меня, тебя или кого-то из этих правящих принцев. И никогда также не наступит время, когда мы прекратим своё существование.
Исходя из терминологии Атмана, реальности Души, мы всегда есть; мы всегда существуем. Это не означает, что мы когда-то не существовали, сейчас появились, а позже прекратим своё существование.
13. Тот, кто воплощён, переживает телесное детство, юность и старость. Со временем он приобретает также другое тело.
Это не нарушает душевное равновесие того, чей ум спокоен.
Тот, кто обладает спокойным умом, не подвержен воздействиям, когда тело подвергается изменениям. Тело появляется после зачатия, растёт, умирает, а затем гниёт и распадается. Существует непостоянство тела.
Как оно может быть бессмертной Душой? Так Бог Кришна объясняет природу смерти.
Далее он поясняет различие между постоянным и непостоянным, реальным и нереальным.
14. Арджуна, поскольку чувства взаимодействуют с объектами, ощущается жара и холод, возникает страдание и удовольствие. Эти ощущения приходят и уходят; они непостоянны.
Терпеливо переноси их, великий Принц.
15. Фактически тот человек, который не гоняется за чувственными переживаниями и всегда остаётся уравновешенным в страдании и удовольствии, подходит для переживания бессмертия.
16. То, чего нет, никогда не было; а то, что есть, есть всегда. Эта истина относительно реального и нереального была открыта провидцами.
17. Знай, что вся эта огромная вселенная пронизана тем, кто неразрушим. Никто не может уничтожить то, что вечно и нетленно.
18. Постоянно пребывающий вечен, нерушим и неизмерим. Тела постоянно пребывающего преходящи. Следовательно, Арджуна,
19. Кто бы ни думал об этом Атмане или Духе, как об убивающем, или что он может убить, он заблуждается. Этот (Дух) не убивает и никогда не может быть убит.
Кто является пророком? Кто действительно знает Истину? Тот, кто различает реальное и нереальное. Это - различающее знание или вивека. С помощью различающей способности постоянное, которое никогда не меняется, отличается от вечно меняющегося.
Но постоянное и непостоянное не являются абсолютно различными. Когда мы говорим о чём-то, что постоянно меняется, должно существовать нечто, что меняется. Без этого нечто не может быть каких-либо перемен. Тогда что же меняется? Меняются названия и формы всегда существующей изначальной сущности.
Она всегда есть, но она предстаёт в виде множества имён и форм.
Основополагающее единство - вот что реально. Давайте, например, возьмём воду и объявим её реальностью. Пар - это одно её выражение, а лёд - другое. Но в воде, в пару и во льду вы увидите одну и ту же сущность - H2O, водород и кислород.
Хотя мы видим перемены и имеем с ними дело, мы всегда должны помнить, что существует нечто постоянное, стоящее за всем. Здесь ясно сказано об этом, как о видении истины.
Если мы хотим что-то делать, то должны иметь в виду реальность, а затем делать это. Если мы упускаем эту реальность, то что бы мы ни делали на поверхностном уровне, однажды будет разрушено. Это напоминает человека, который отправляется в любимое место, чтобы построить там прекрасный ашрам йоги, центр для тренировки. Он решился на это. Но тем или иным способом он узнаёт, что земля здесь не подходит для строительства: она рассыпается и ничего на ней вырастить нельзя, или в ней слишком много глины и она не обладает дренажными свойствами.
Данное место отвергается, каким бы красивым оно ни было.
Далее следует хорошо известная шлока:
20. Он не рождается и не умирает. Нерождённая, вечная и изначальная Душа не погибает, когда убивают тело.
Потому что мы упускаем из вида собственное бессмертие. Мы теряем из вида нашу бытность Атмана и постоянно мечтаем стать им. Бог Кришна упрощает представление о смерти. Странно видеть, как легко Бог рассуждает о ней.
Поэтому, на Востоке в особенности, люди не слишком сильно обеспокоены относительно смерти.
21. Арджуна, тот, кто действительно знает Душу: нерушимую, вечную, нерождённую и неизменную, каким образом такой человек может убить? Кто может быть убит?
Но когда вы начинаете её носить, она становится грязной и мятой. Вы стираете и гладите её, но наступит момент, когда ничего нельзя будет поделать. Поэтому вы просто выбросите её. То же самое происходит с телом.
Подобным образом мы должны думать о смерти.
Но Душа - это нечто иное.
23. Оружие не может поразить Душу; огонь не сжигает её, вода не может её намочить и ветер не может её иссушить.
24. Душу нельзя пронзить насквозь или разрубить на части; она не горит, не мокнет и не высыхает. Она бесконечная, всепроникающая, постоянная, неподвижная и вечная.
25. Её называют непроявленной, непостижимой и неизменной. Если знать всё это, не будет повода для горя.
Почему? Потому что Душа - это не элементы Природы. Все элементы являются продуктами одной и той же сущности; поэтому они не могут повлиять на неё.
Они являются её грубым выражением.
Сказав несколько слов о бессмертной сущности Атмана, Бог Кришна заводит другой разговор: Сейчас Я рассказал тебе о бессмертии, но ты до сих пор не можешь поверить, и считаешь это просто теорией. У тебя всё ещё есть сомнение, и ты настойчиво утверждаешь: Это было порождено и это умрёт. Хорошо, если это так, зачем тогда беспокоиться об этом?
26. О, могущественный Арджуна! Если ты представляешь Атмана (Душу) постоянно рождающимся и умирающим, то даже тогда нет причины для печали.
Естественно: всё, что пришло, - уйдёт. Названия и формы приходят и уходят; они постоянно меняются. Но сущность, которая стоит за ними, всегда остаётся неизменной.
27. То, что рождено, несомненно, умрёт; то, что умерло, несомненно, родится. Ты не должен горевать о том, что неизбежно.
28. Арджуна, все существа изначально непроявлены. В промежуточном состоянии они проявлены; и в конце они опять непроявлены.
О чём же тогда горевать?
29. Один может воспринимать Душу, как полную чудес; другой говорит о ней, как о необыкновенной; другой слышал о ней, как об удивительной, - но никто полностью её не понимает.
30. О, Арджуна! Обитатель, Душа, которая существует в каждом, неуязвима.
Поэтому ты не должен больше горевать.
Это всегда меняется. Просто наблюдайте за изменениями и наслаждайтесь ими. Теперь Бог Кришна высказывает ещё одну, более мирскую точку зрения.
31. Более того, если ты посмотришь на свой долг, у тебя не будет причин для колебания. Несомненно, для Кшатрия нет ничего выше справедливой войны.
Кшатрий - это член воинской или правящей касты. Предполагалось, что он будет защищать справедливых людей от несправедливых. Король является Кшатрием, и обязанность короля поддерживать закон и порядок. Поэтому он - правитель.
Кришна напоминает Арджуне о следующем: Теперь, раз началась война, ты должен защищать справедливость. Отступая от этого, ты позволяешь процветать несправедливости. Это невыполнение долга Кшатрия.
Если человек не выполняет свой долг, что произойдёт? Здесь Кришна слегка задевает гордость Арджуны.
32. О, Арджуна! Поистине счастливыми являются Кшатрии, призванные сражаться в такой войне, которая возникла сама по себе, подобны распахнутым небу вратам.
33. Но если ты не сражаешься, хотя это является твоим долгом, ты теряешь свою честь и навлекаешь на себя грех.
Ты не хочешь выполнять работу, ради которой ты был создан, которая является свадхармой, твоей личной обязанностью.
И не только это, но…
34. Люди постоянно будут помнить твой позор. А для того, кто был почитаем, бесчестье хуже смерти.
Что они подумают о тебе? Все эти дни люди только и говорят о твоём величии. Разве ты этого не знаешь?
Не позорься!
35. Великие колесничие будут думать, что ты, испугавшись, покинул поле битвы. Те, кто возвышенно думал о тебе, не воспримут всерьёз твои доводы.
Ты можешь иметь собственные оправдания. Ты можешь сказать, что являешься сострадательным и не хочешь убивать их. Но ты думаешь, они поверят в это?
Нет. Они скажут, что ты - трус. Эти люди тебя высоко ценят; будь достоин их уважения.
36. И твои враги будут насмехаться над твоей силой и порочить твою репутацию. Что может быть ужаснее?
Бог Кришна даёт здесь три различных подхода к этой проблеме. Вначале он говорит Арджуне о бессмертии Атмана. Затем, он говорит, что если бы Душа могла родиться и умереть, тогда не о чем было бы беспокоиться, поскольку приход и уход неизбежны.
И, наконец, с мирской точки зрения, он говорит Арджуне о том, что нужно выполнять свой долг, напоминая, что если он будет игнорировать свои обязанности, он навлечёт на себя грех и позор, которые хуже смерти.