Проблема философии людей


Проблема философии этих людей, независимо от того, происходило ли это 5 тысяч лет назад или сегодня, заключается в том, что они не доходят до основы вопроса. Они просто срезают веточки то здесь, то там. Они думают, что природа просто функционирует без какой-либо силы или сознания, стоящего за ней. Люди с демоническим отношением не испытывают благоговения перед космической силой.

Они думают: Я могу делать всё, что захочу. Я просто буду есть, пить, жениться и наслаждаться жизнью, чего бы мне это не стоило. Они не боятся совершать преступления ради своего собственного удовлетворения.
Сегодня мы видим это во многих местах. Многие люди заинтересованы лишь в деньгах; они не беспокоятся о том, как заработать их. Они считают оправданным любой способ.

Деньги - это их Бог. Если бы такие люди верили в какой-либо ум, стоящий за всем, они не делали бы так много плохих вещей, о которых мы постоянно слышим.
Например, посмотрите на табачную индустрию. Существует множество огромных табачных фабрик, и тысячи людей заняты производством сигарет. Миллионы долларов тратятся на рекламу и выпуск сигарет. Миллионы и миллионы долларов тратятся на то, чтобы приучить вас курить, в то время как закрываются школы и колледжи из-за отсутствия финансирования.

Сравните количество денег, затрачиваемых на то, чтобы заставить вас курить, с количеством денег, затрачиваемых на поиски средств для лечения от рака, продукта курения. Это даже не одна сотая того количества. На каждый доллар, потраченный на лечение от рака, приходится, по крайней мере, 100 долларов, потраченных на то, чтобы вызвать его.
Определённо, люди, которые тратят миллионы долларов, приучая вас курить, знают, что это вредно для здоровья. Никто не заставляет их говорить об этом. Вероятно, они не разрешают своим собственным детям курить.

Многие из них сами не курят. Это означает, что они, зная об этом яде, сами не хотят использовать его. Тем не менее, они приучают миллиарды людей делать это.

Для чего? Для того чтобы заработать деньги. Мало-помалу, день за днём они убивают своих сограждан - мужчин и женщин.

Вы должны приклеить к ним ярлык - Враг народа № 1. Если бы они обладали хотя бы малой долей божественного качества, страхом перед каким-то более высоким умом, они никогда бы не посмели делать подобные вещи.
9. Привязываясь к этим искажённым взглядам, они разрушают свою душу. Поскольку у них так мало буддхи (различающего интеллекта), они выступают врагами мира. Они безжалостны по отношению к другим и приносят страдания и разрушения.
Насколько актуальны эти слова сейчас! Бог точно основывается на текущем состоянии дел. Без сомнения, мы знаем, что многие войны развязали люди, которые продают оружие и боеприпасы.

Если бы не было войн, они бы потеряли свои заводы. Поэтому, чтобы продать своё вооружение, они хотят войн. Следующие несколько шлок описывают таких людей.
10. Переполненные ненасытными желаниями, они являются лицемерами, которые ходят с важным от гордости и высокомерия видом. Поскольку они являются заблуждающимися, они цепляются за свои пагубные идеи и преследуют их нечистые результаты.
11. Они отягощены то одной заботой, то другой, которые прекращаются только с приходом смерти. Тем не менее, они цепляются за веру в то, что удовлетворение своей похоти является высшей целью жизни.
12. Охваченные со всех сторон вечно присутствующей привязанностью то к одной интриге, то к другой, они дают возможность, чтобы над ними возобладали алчность и гнев. Они борются за то, чтобы обрести огромное богатство любыми способами, тщетно надеясь удовлетворить свои ненасытные стремления к чувственным наслаждениям.
Бог Кришна обладает превосходным предвидением. Пять тысяч лет назад он ясно видел то, что происходит сейчас. Он использует точные определения для описания этих людей. Он цитирует их собственные выcказывания:
13. Они говорят: Сегодня у меня есть это. Завтра у меня будет то.

Это - моё, и то богатство также скоро будет моим.
14. Раз уж я убил того человека, то убью и другого. Я - Бог, и поступаю так, как мне хочется.

Я - могущественный сиддха (совершенный). Я доволен собой [таким, какой я есть].


15. Я - богатый и родовитый человек. Кто может сравниться со мной?



Я буду приносить жертвоприношения и заниматься благотворительностью, как мне хочется, и получу удовольствие от своей собственной щедрости.
Это образ самого невежества. Я не хочу даже говорить об этих вещах.
16. Заблуждающиеся таким образом и не соприкасающиеся с реальностью, они идут и идут. Связанных собственной алчностью, их заманило ложное восприятие.

И, будучи одурманенными похотливыми удовольствиями, они погружаются в отвратительное и адское состояние.
17. Ослеплённые гордостью и опьянённые богатством, они упрямо цепляются за своё тщеславие. Их так называемые подношения, если таковые существуют, просто являются показухой и никогда не совершаются в духе священных писаний.
18. Они позволяют, чтобы над ними возобладали эгоизм и жадная, ненасытная страсть к силе, сексу и богатству. Будучи самонадеянными, вспыльчивыми и легко раздражимыми, они безжалостно оскорбляют этим Моё присутствие в себе и в других.
19. Злонамеренные, жестокие и наполненные ненавистью, они являются худшими представителями человечества. Из рождения в рождение Я помещаю таких деградировавших злодеев в утробу тех, кто обладает демонической природой.
20. Арджуна, они являются настолько заблуждающимися, что вновь и вновь рождаются с прочно укоренившимися демоническими привычками. Неспособные достичь Меня, они продолжают опускаться всё ниже и ниже.
Здесь, в Двадцать первой, шлоке он говорит о трёх путях в ад. Полезно знать об этих вратах для того, чтобы мы могли избежать их.
21. Ад имеет три входа для саморазрушения: похоть, гнев и жадность. Следовательно, отвергни их.
Как и в случае с божественными качествами, одно следует за другим. Вожделение означает страстное желание всякого рода чувственных наслаждений; оно не удовлетворяется просто одним чувством. Это может быть страсть к деньгам, власти, имени и славе. И если его удовлетворению что-то мешает, тогда человек становится разгневанным. Если оно удовлетворено, он или она жаждут большего.

Здесь нет конца. Чем больше вы удовлетворяете свою страсть, тем более жадным вы становитесь. Если кто-то препятствует вам в получении того, к чему вы испытываете страсть, вы гневаетесь.

Вожделение, гнев и жадность являются сообщниками.
Для духовного искателя очень важно знать, что способствует его или её развитию. Прежде чем мы попытаемся узнать истину, в начале мы должны узнать, что является неистинным. Легче увидеть то, что является ложным. Истина - это нечто очень тонкое.

Очень трудно узнать Бога, но очень легко узнать, что не является Богом. Поэтому, даже когда священные писания пытаются дать определение высшему Брахману, они используют отрицательные выражения: Нети, нети (ни это, ни то). Брахман - ни то, ни это, ни другое.

Вначале всегда легче узнать то, что не является истинным.
Вы сразу можете стать хорошим духовным искателем, если хорошо познаете природу мира. Если вы хорошо узнаете её, вы больше её не захотите, поскольку обычно мир или природа старается утащить вас вниз. Очень трудно закатить огромный валун на вершину горы. А для того, чтобы скатить его вниз, требуется лишь небольшой толчок.

Он сам скатится вниз. Это природная тенденция - стащить вас вниз.
Вы можете сказать: “Бог создал меня, так же как и природу. Почему Он создаёт природу, которая постоянно тянет меня вниз?” На этом примере мы видим огромную ценность человеческого рождения. До него душа проживает множество других жизней во множестве тел, но с меньшей сознательностью.

Постепенно сознательность развивается и расширяется. Это подобно семени, из которого постепенно прорастает корень, растёт стебель, ветки и листья. Рост продолжается до тех пор, пока не будет дан рост новому семени. Бок о бок с раскрытием сознательности вы видите развитие свободы.

На человеческом уровне свобода развёрнута полностью. Словно вас подняли на высоту, где вам не нужно больше помогать. В своих предыдущих жизнях вы были обучены всему тому, что нужно.

Вами были получены опыты взаимодействия с этой природой от тонкого стебля травы до одноклеточного организма и ещё выше и выше.
После достижения вами человеческого уровня, космическое сознание или Бог говорит: “Хорошо, я уже обучил вас всему. Теперь я собираюсь испытать вас”. Разве это не справедливо? В течение целого года ваши учителя обучали вас в классе. Разве после этого в конце учебного года они сразу переведут вас в следующий класс?

Нет. Чтобы посмотреть, как вы усвоили пройденный материал, они проверят вас с помощью экзаменов.
Человеческое рождение является выпускным экзаменом Бога. И как же он экзаменует нас? С помощью природы. “Я дал вам свободную волю”, - говорит Он. “Легко скатиться вниз, но я научил вас карабкаться вверх. Сейчас я посмотрю, используете вы свой разум или нет.

На самом деле я не против вас. Я просто хочу испытать ваши способности”. В примере из Библии Бог создал Адама и Еву. Он легко мог оставить их в райском саду, не нарушая их покой.

Они, вероятно, всё ещё могли бы счастливо жить там. Почему Бог создал змея-искусителя? Иногда, я думаю, что Бог очень озорной. Он мог просто оставить их в саду Эдема, чтобы они жили счастливо.

Но тогда они не имели бы возможность доказать свою образованность.
Чтобы доказать, что вы чему-то научились, вы должны быть проверены. Каждый духовный искатель является Адамом независимо от того, мужчина он или женщина. Каждый, кто хочет подняться вверх и доказать своё знание, является Адамом.

Весь мир действует подобно змею искусителю. Он проникает в вашу комнату и соблазняет вас: Давай, давай, ещё; чуть-чуть того, чуть-чуть этого. Разве тебе не кажется, что я хороший и прекрасный.

Разве вы не думаете о том, что можете купить множество вещей, если ваши карманы набиты деньгами? Возникают всякого рода соблазны.
Первый урок заключается в том, что всё существует для того, чтобы испытать вас. Не позволяйте этому обмануть себя. Пройдите испытание. Не нужно с ненавистью относиться к экзаменатору.

Любите его. Не старайтесь подкупить его. Если вы подкупите его, то обманете себя. Нельзя ненавидеть мир.

Узнайте его как следует и скажите себе: “Это просто попытка стащить меня вниз”.
Всё вокруг является соблазняющим и испытывающим вас. Вы должны быть осторожны и бдительны. Поэтому священные писания говорят как о светлой стороне жизни, так и тёмной её стороне.

По крайней мере, мы узнаем, что не является добром. Зная врата ада, мы тренируем свою способность различать, чтобы выбрать правильный путь и идти к высшему добру.
22. Тот, кто является добрым и совершает побег из этих врат тьмы, поднимается к высшей цели жизни.
23. Для тех, кто пренебрегает учением священных писаний и вместо этого следует побуждениям, вызванным своими эгоистическими желаниями, не достигает ни высшей цели жизни, ни истинного счастья, ни успеха.
В последней шлоке Бог Кришна говорит, что, если вы не уверены, является ли нечто плохим, руководствуйтесь словами провидцев данными в священных писаниях.
24. Для того чтобы знать, что делать и чего не делать, следуй руководству священных писаний. И когда ты поймёшь его, ты узнаешь, как жить [счастливо] в этом мире.
На этом заканчивается Шестнадцатая глава Бхагавад Гиты, Учения Йоги, которая озаглавлена: Йога Божественного и Демонического.



Содержание раздела