Но дживанмукта, освобождённый человек, являющийся знатоком Абсолюта, находится за пределами всех трёх гун. Он или она подобны зеркалу. Ум такого человека отражает всё, какие бы качества ни возникали перед ним. Это лишь кажется, что он принимает различные цвета, хотя на самом деле это не так.
Зеркало знает, что это зеркало, хотя наблюдатель и зритель видят различные раскрашенные объекты, отраженные в нём. Понимание зеркала является истинным знанием. Если вы являетесь дживанмуктой, вы знаете, что вы не задеты тем, что отражается в вашем уме. Вы не беспокоитесь о том, что скажут другие люди.
Они непосредственно не видят вас. Они видят вас через ваш ум.
Если вы хотите, чтобы другие люди также видели в вас истинную Душу, поддерживайте ум чистым. И вашим чистым умом вы сможете также видеть их хорошо, поскольку вы видите их через то же самое стекло. Если я помещаю синее стекло между вами и собой, я могу сказать, что у вас синяя рубашка, и вы скажете, что я ношу синее одеяние.
Оба суждения неправильны. Если вы видите свою душу правильно, вам не нужно беспокоиться о том, что я скажу. Даже если я скажу, что вы носите синее, вы подумаете: “Вероятно, он видит через свой тамасический ум.
Я знаю, что ношу белое”.
Мы не должны бороться, когда другие люди видят нас в своём собственном свете. Всё это зависит от того, какого цвета очки они носят, какая гуна контролирует их ум. Прежде, чем вешать те или иные ярлыки на других людей, вспомните о своих очках, о цвете своего ума.
Хорошо очистив ум, вы будете иметь правильное видение.
23. Поскольку они понимают, что гуны являются единственным деятелем, они пребывают в центре и остаются неподвижными под воздействием ветров природы.
24-25. Тот, кто сохраняет уравновешенность среди удовольствий и страданий, друзей и врагов, хвалы и порицания; и кто отождествляет себя с истинной Душой, таким образом, воспринимая одну и ту же сущность в коме грязи, камне или в самородке золота; и кто отбрасывает всякое эгоистическое стремление; можно сказать, что люди, подобные этим, вышли за пределы сил природы.
Здесь даётся дальнейшее описание качеств человека, который знает то, что должно быть познано. Да, иногда полностью тамасические или вялые люди не беспокоятся относительно восхваления или порицания. Они просто улыбаются. Крайняя степень саттвы и крайняя степень тамаса вначале выглядят похожими.
Но они являются совершенно противоположными полюсами. Вы не должны заблуждаться, полагая: “Я лучше всех этих вещей”. Поскольку дживанмукты или освобождённые люди смотрят на глину и на золото одинаково, - это не означает, что они всё собираются выбросить. Золото не привлекает их. Они также не собираются отбрасывать глину.
Что касается отношения к вещами, оно одинаковое, но они используют их должным образом. Они будут использовать глину и золото таким образом, каким они должны использоваться. Отчего они свободны, так это от привязанности.
Они лично не принимают участия в похоронах, поскольку для них не существует похорон. Они просто наслаждаются жизнью, когда она приходит. Они не планируют чего-либо. Может казаться, что они планируют, когда саттвические силы функционируют через них.
Но это не они планируют. Вещи случаются. Планы разворачиваются при одном лишь их присутствии. Им не приходится говорить: “Это был мой план; я осуществил его”, - поскольку они фактически не деятели. Их умы совершают действия.
Однако, благодаря чистоте их умов, они не подвержены их воздействию. Они не хотят брать для себя кредит.
Вы можете удивиться: “Разве только гармоничные саттвические идеи приходят в такие умы?” Они могут позволить другим мыслям войти в ум. А поскольку они перестали отождествлять себя с собственным умом, ум не получает так много энергии, чтобы совершать остальные вещи. Обычно вы не достигаете состояния дживанмукты до тех пор, пока сознательно не разовьёте саттвический ум.
Правда, иногда это состояние освобождения может быть достигнуто, пока ум ещё остаётся раджасическим или тамасическим, благодаря личной прарабдха карме - определённым действиям в его или её предыдущих рождениях.
Я знал, что он где-то поблизости, но встретиться с ним не удавалось, поскольку он не хотел показываться перед кем-либо. Он избегал меня. Я продолжал искать его и однажды столкнулся с ним.
Он притворился слепым. Я незаметно последовал за ним. Неожиданно он повернулся и сказал: “Почему вы идёте за мной?”
“Как вы узнали, что я иду за вами, если вы слепой?” - спросил я.
Но вы не можете с уверенностью это утверждать. Это трудно, поскольку вы замечаете только физическое тело и ум. До тех пор, пока ваше собственное тело и ум также не очистятся, вы не сможете видеть сквозь их внешность. Вы будете просто видеть их как обычных мужчин и женщин. Вы можете даже избегать кого-то подобно ему, думая “И вы называете этого человека гуру, сиддхом, святым?
Он даже близко не может стоять рядом с ними”.
Очень трудно увидеть истинный масштаб ума таких людей. Являясь дживанмуктами, они не хотят обнаруживать себя. Они бродят подобно душевнобольным людям, дуракам или детям. Почему они так поступают?
Они просто хотят выбрать подходящих учеников, которые, действительно, желают достичь чего-то истинного. Если они встретят искреннего и серьёзного ученика, тогда будет достаточно одного - двух слов. После этого с ними рядом не будет ученика.
Они прогонят его. “Этого достаточно. Иди работай над тем, чему я тебя научил”. Даже сегодня существуют такие учителя.
Вы не можете просто пойти и жить с ними. Хотя сотни людей стараются отыскать его, он может разговаривать лишь с одним человеком. Иногда они даже швыряют камни в людей, приходящих к ним. Когда я встретил Шри Свами Нитьянанду, он начал швырять в меня камни. Кто-то представил меня как “Раджа-йога Свами Сатчидананду”.
Как только Нитьянанда услыхал это имя, он воскликнул: “Йогарадж! Йогарадж! Аа! Йога!
Йога! Сиддхи! Сиддхи! Будь осторожен!
Будь осторожен!” Я понял, что он имел в виду, и сказал: “Свамиджи, благословите меня, пожалуйста, чтобы эти вещи не захватили меня. Вы именно тот человек, который может благословить меня, поскольку мне известно, что вам пришлось пережить”.
-“Что ты сказал?”
Немногие знали о предыдущей части его жизни. Мне посчастливилось немного узнать о том, где он жил прежде и как он оказался здесь. К тому же я знал его гуру.
Когда я был маленьким мальчиком, я встретил гуру Свами Нитьянанды, который бывал в нашей деревне и её окрестностях. Когда Нитьянандаджи начал практику, у него появились определённые сиддхи. Он начал демонстрировать их.
Он, например, мог остановить идущий поезд. Он мог также доставать деньги из пустых карманов и делать другие необычные вещи.
Учитель прогнал его: “Не смей больше находиться рядом со мной!” После этого Нитьянанда отправился в Бомбей. Здесь он также начал демонстрировать свои сиддхи и привлек множество людей. Затем позже он успокоился и начал давать советы другим, как и мне: “Не позволяйте, чтобы сиддхи захватили вас; они укрепляют эго и препятствуют переживанию покоя ума”.
Поэтому я сказал: “Я, действительно, нуждаюсь в вашем благословении, поскольку вы определённо знаете об этих вещах”. Он сразу всё понял.
Я рассказываю вам об этом, поскольку существует множество людей, скрывающихся за многочисленными лицами; поэтому вы не сможете легко определить, кто является реализовавшимся дживанмуктой, а кто - нет. Не сваливайте всех, так называемых, йогов в одну кучу. Некоторые из них могут обмануть вас. Другие могут благословить вас. В тот момент, когда вы увидите странного свами, не начинайте тут же критиковать его, поскольку не знаете, что скрывается за ним.
Ваши вибрации должны быть настроены на одну и ту же длину волны, чтобы действительно узнать человека. Иначе, не следует судить о нём. Вы можете просто подумать: “Я многого не знаю.
Я не готов. Я не дорос до этого учителя. Если я не представлен этому учителю, я просто не подойду к нему”.
Трудно определить, кто является истинным реализованным человеком дживанмуктой, а кто нет. Некоторые обнаруживают себя по своим поступкам. Другие - не беспокоятся об этом. Третьи могут умышленно скрывать это.
Если ученик действительно заинтересован, учитель может сказать: “Кажется, с тобой всё в порядке; давай: сделай то-то и то-то и уходи”. Если он позволит нескольким ученикам остаться, - это превращается в организацию. Многие учителя сознательно избегают организаций.
26. Тот, кто служит Мне с непоколебимой преданностью, такой человек также преодолевает гуны и хорошо подготовлен для переживания абсолютного единства Брахмана.
27. Я являюсь домом абсолютного единого (Брахмана), бессмертного и неизменного. Я - вечная дхарма (истина) и безграничное блаженство.
Он даёт эти прекрасные разъяснения, чтобы косвенно показать, что Абсолют может быть понят через его различные качества с помощью многочисленных йогических приёмов. “Кто служит мне с непоколебимой преданностью...” - это относится к Бхакти Йоге, пути преданности. “Я - обитель бессмертного и неизменного Брахмана”, - это имеет отношение к Джнана Йоге, пути мудрости. Выражение “Вечная дхарма” указывает на цель раджа йогов (на Королевском Пути), которые полностью победили и очистили свой ум.
Я считаю, что всегда лучше взять понемногу отовсюду, от всех путей - это Интегральная Йога. Вы не всегда находитесь в одном и том же умственном состоянии. Если обнаруживается немного раджаса, беспокойства, просто превратите это в божественный раджас, совершая какие-то прекрасные поступки.
Это Карма Йога, путь самоотверженного служения.
Даже ваш тамас может быть изменён. Если вы хотите спать, хорошо. Сон с именем Бога в уме является Бхакти Йогой, преданностью.
Такой вид сна будет гораздо прекраснее, чем сон, который сопровождает телевизионные фильмы ужасов или страшные истории. Все качества или гуны совершенно естественны. Просто направьте их в надлежащее русло для достижения своей цели.
На этом заканчивается Четырнадцатая глава Бхагавад Гиты, Учения Йоги, которая озаглавлена: Йога Трёх Качеств Природы.