ВИШУДДХИ ЧАКРА


ВИШУДДХИ ЧАКРА The Vishuddhi Chakra
Колесо, или лотос на уровне горла. У него шестнадцать лепестков лилового цвета некоторые источники определяют его как цвет огня, наблюдаемого сквозь дым, которые соответствуют всем шестнадцати гласным звукам.

Животным, символизирующим эту чакру, является белый слон, указывающий на усмиренную силу стихии эфира акаша, см.. Эта чакра ведает эфиром и имеет круглую форму и бело-серые лепестки; ее биджа мантра - "хам".
Божества, которым поклоняются в связи с этой чакрой, относятся к группе Шивы; эта чакра считается обителью воли и власти внутреннего Я, что, следовательно, связывает ее и с Вишну, буддхической любовью и мудростью, которые есть основа и фундаментальные свойства внутреннего Я см. также Чакры. В ней Шива выступает в роли дарителя счастья, и изображается имеющим цвет чистого хрусталя, с пятью лицами, десятью головами, тремя глазами, разнообразным оружием в руках, весь покрытый узорами; при этом одна половина тела имеет женскую форму, что подразумевает Парвати, второе имя которой - Ума См. Шакти.

Необходимо помнить, однако, что это аспект Шивы в Вишну.
ВНИМАНИЕ Attention
См. Внимание без Усилия.
ВНИМАНИЕ БЕЗ УСИЛИЯ Attention without Tension
Концепция раджа-йоги, целью которой является развитие и использование внутреннего Я человечека. Она особенно важна для успеха практик концентрации и медитации и обеспечения ненасилия над телом и разумом в этих практиках.
ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ К БОГУ Attentiveness to God
См. Ишвара-Пранидхана; Путь к Богу.
ВНУТРЕННЕЕ ВИДЕНИЕ The Inner Light
См. Пракаша.
ВОЗДЕРЖАНИЕ Abstinence
См. Санньяса; Умеренность; Яма.
ВНУТРЕННЕЕ ЗВУЧАНИЕ The Inner Sound
Любое движение сопровождается звучанием. Любое действие разума мысль - даже в отсутствие физических движений тела, но в силу постоянного присутствия астрального света - всегда сопровождается звучанием, или скорее, пением, равно как образами и цветом.

Даже помимо этих тонких сукшма эффектов, звук существует сам по себе, ибо как в грубом, или плотном стхула, так и в тонком сукшма мире объективный звук является не звучанием, но проявленностью, которую разум должен перевести в присущую ему собственную форму объективности, или отделенности, которая и называется звуком.
Звук является первой вуалью, первичным покровом, и поэтому относится к самому глубокому осознанию; вторым является осязание, а третим - видение. Будучи связанным с первой формой отделенного, или разделенного движения, слух в том числе и слух физического тела является наиболее внутренним, сокровенным чувством.

Стремясь услышать все более и более тонкие звуки см. Нада, йог все глубже погружается в себя, что в то же время означает, хоть и непреднамеренное, подавление пратьяхара, см. осязания и видения.

Простое отсутствие осязательных и зрительных ощущений, однако, еще не означает привнесение звучания в осознание см. также Нада.
Это объясняется тем, что формы восприятия относятся к разуму, а не к телу, и считаются проявлениями Богинь, или Сил шакти. Это вполне оправданная аналогия, так как она подчеркивает женскую роль в организации домашнего уюта, наведении порядка, сбережении и сохранении обстановки дома, а в целом - его гармонизирующую силу, поскольку мужчина в одиночестве живет не в доме, но просто в определенном месте, где хранятся его инструменты и оружие, книги и другие пожитки.
ВНУТРЕННИЙ ИНСТРУМЕНТ The Internal Instrument


См. Антахкарана; Манас; Разум.
ВООБРАЖЕНИЕ Imagination
Важнейшее свойство человеческого разума, благодаря которому мы способны воспроизводить образы прежде ощущаемых предметов и их комбинаций в области умственного видения. Процесс перемещения и перерасположения этих образов, осуществляемый силой мыслей, и есть мышление нашего разума.

См. также Викальпа.
ВОПЛОЩЕНИЕ Embodiment
См. Инкарнация; Реинкарнация.
ВОСПОМИНАНИЯ Memories
См. Память; Смрити.
ВОСПРИЯТИЕ Perception
См. Восприятие, Умозаключение, Свидетельство; Контроль Восприятия.
ВОСПРИЯТИЕ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ, СВИДЕТЕЛЬСТВО Perception, Inference and Testimony
Три способа, описываемые Патанджали как средства получения правильного знания прамана. Последний из них часто интерпретируется как авторитетное подтверждение.


В духовной реализации результат приносит только прямое восприятие пратьякша. Йог сначала прислушивается к свидетельствам священных текстов шрути, затем использует свои суждения посредством размышления и умозаключений анумана, и наконец достигает уровня прямого восприятия на собственном опыте.
ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ The Eightfold Path
См. Благородный Восьмеричный Путь.
ВРИКШАСАНА Vrikshasana
"Поза Дерева": человек стоит на одной ноге; вторая нога сгибается в колене, и ступня лежит высоко на бедре.
ВРИТТИ Vrittis
Буквально: "водоворот". Вритти мысли низшего ума читты разделяются, согласно Патанджали, на пять групп: 1 правильные идеи; 2 ложные идеи; 3 фантазии; 4 идеи, приходящие во время сна; 5 воспоминания.
В санскрите они носят названия прамана, випарьяя, викальпа, нидра и смрити соответственно.
Когда перед разумом предстает какая-либо идея, очень важно немедленно определить тот из пяти классов, к которому она относится. Если бы такое распознавание прекратилось, человек стал бы безумным. Немедленная инстинктивная классификация мыслей и идей в этом отношении является признаком здоровья разума. Идеи как материал для размышления должны контролироваться. На самом деле, мышление является сортировкой, выстраиванием идей, которые сами по себе должны быть определенными и неизменяющимися.

Дальнейшая классификация вритти разделяет каждый из пяти типов на приятные и неприятные мысли.
ВЫСШАЯ САНЬЯМА Highest Use of Sanyama
Полные и окончательные знания и способности, которых способен достичь человек, добываются путем фиксации разума самьяма на различиях чистого разума и истинного Я пуруша. Это совершенное и тонкое различение, или распознание не относится ни к разнице между типами например, корова и лев, ни к разнице между представителями одного типа например, рыжая и черная коровы, ни к различности их местоположения к примеру, корова в стойле и корова на лугу, ни к различию во времени корова вчерашняя и корова сегодняшняя.

В этом различении чистого бытия и ограниченного, относительного существованием не участвуют ни сравнения, ни причинные связи. Такое распознание подразумевает высшую интуицию тарака, см., действующую вне концепций субъекта и объекта. Это чистое сознание, непосредственно апарокша или сакшаткара осознающее чистое сознание.

При этом становится ясно, что даже чистый разум еще не является истинным Я. Это понимание становится доступным только путем высшего различения см. Вивека.
ВЫСШЕЕ БЛАГО The Highest Good
См. Добро, Истина и Красота, Парамартха.
ВЫСШЕЕ Я The Higher Self
Это современный, но очень удобный термин, ибо он напоминает, что целью жизни на уровне человека являются питание, тренировка и надлежащий отдых высшего Я, что позволяет ему в полной мере развиться. Закон, лежащий в основании этого, заключается в том, что мышление, любовь и сила воли развиваются путем упражнения мышления, любви и воли в практической жизни.
Задачами раджа-йоги являются 1 развить упомянутые выше три качества, в частности, путем концентрации, медитации и созерцания объектов в пределах опыта воплощения, и 2 войти в сферу сияющего Духа благодаря стремлению к знанию джняна и вере, преданности этому Духу бхакти, памятуя о том, что Дух способен в определенной степени проявиться на любой стадии пути, не только в самом его конце. Через высшее Я Дух способен озарить своим сиянием даже работу низшего ума и вселить в любые его действия Добро, Истину и Красоту.
ВЫСШИЙ РАЗУМ The Higher Mind
Мыслящий, любящий, проявляющий волю и накапливающий знания, то есть активный разум. В понятиях йоги его можно разделить на манас, буддхи и аханкару см..

Он всегда связан с определенной формой гармонии, ибо его можно рассматривать с двух позиций: 1 накапливая знания, он обнаруживает и осознает гармонию Природы; 2 планируя и изобретая новое, он располагает предметы и объекты в гармоничном взаимоположении; таким образом, он достигает объединенного результата. В этом заключается его отличие и противоположность низшему уму см..
ВЬЯНА Vyana
Вайю см., жизненный ветер, который описывается как переносящий по всему телу нечто существенное для всех его каналов. Он связан особыми отношениями с чакрой между основанием корпуса и пупком свадхиштхана чакра, которая соответствует простатическому сплетению. Это вполне логично, поскольку избыточная сексуальная активность и даже мысли о сексе, как считается, опустошают жизненные запасы всего тела; с другой стороны, сохранение сексуальной энергии придает всему телу и всем его функциям большую жизненность и энергичность.

В этом отношении йога продвигается еще дальше и утверждает, что при воздержанности в мыслях и в действиях этот жизненный ветер поднимается вверх по позвоночному каналу и значительно пополняет запасы энергии высших центров, связанных с высшим разумом и духовной интуицией.



Содержание раздела