ЗМЕЯ И ВЕРЕВКА


ЗВУК, ЗВУЧАНИЕ Sound
См. Внутреннее Звучание.
ЗМЕЯ И ВЕРЕВКА Serpent in a Rope
Эти образы часто используются для иллюстрации искаженного состояния нашего видения мира. Крестьянин, возвращающийся домой в сумерках, видит на тропе перед ним змею, но при осторожном приближении обнаруживает, что это всего лишь свернутая кольцами веревка.

См. также Адхьяропа; Символические Образы.
ИДА Ida
Канал, расположенный слева от сушумны. Он описывается как закручивающийся вокруг сушумны и заканчивающийся в левой ноздре или в аджня чакре.

См. также Пингала.
ИЗМЕНЕНИЕ Changes
См. Раджас.
ИЗОБРАЖЕНИЯ И ОБРАЗЫ БОЖЕСТВ Pictures and Images of Deities
Изображения и образы божеств очень распространены в храмах, жилищах, и в специальных ритуальных комнатах и помещениях для медитации. Это не есть идолопоклоничество, если помнить, что обычно эти божества считаются не являющимися первичными источниками силы и благ, но проводниками Божественного промысла. В поклонении им часто наблюдается определенный оттенок ожидания божественной помощи и милости, но это не противоречит логике, ибо разве мы не склоняемся над цветком и не благодарим его за его аромат и красоту, которые вселяют в нас подобные же ощущения божественного присутствия?

Использование образов и изображений божеств способно усилить разум, а их символика - расширить глубину нашего понимания Божественного.
ИЛЛЮЗИЯ Illusion
Под иллюзией понимается представление о чем-либо, существующем само по себе, на собственных правах, вне Бога; но если не виден Бог, ничто не может быть видимо в подлинном виде. Нельзя рассматривать палец отдельно от руки или хвост независимо от всего животного. Отрезанный палец уже не палец.

Подобным образом каждый, кто думает о человеке вне Бога, "придатком" которого человек является, пребывает под влиянием иллюзии см. Майя.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ The Idndividual
Единица, атом жизни, или джива см.. См. также Асмита; Я.
ИНЕРЦИЯ Inertia
См. Раджас, Тамас.
ИНЕРЦИЯ ДВИЖЕНИЯ Dynamic Inertia
См. Раджас.
ИНЕРЦИЯ ПОКОЯ Static Inertia


См. Тамас.
ИНДРИЙЯ The Ten Indriyas
Так называются десять органов тела, с помощью которых внутреннее Я получает знания об окружающем мире и использует их во внешнем мире. Они включают в себя:
1 Пять органов чувств, восприятия джнянендрийя: органы слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния;
2 Пять органов действия, моторики кармендрийя: органы передвижения, удержания предметов, речи, воспроизводства и испражнения.
Этими десятью органами человек обычно пользуется подавляющую часть времени своей телесной жизни. Основой работы этих органов являются симпатические функции см.

Вайю.
ИНКАРНАЦИЯ Incarnation
Воплощение в теле. Они происходят по причине стрмелений к разным формам удовольствия.

В процессе жизни друг друга сменяют три следующих явления: 1 восприятие; 2 удовлетворение; 3 пресыщение. Последнее из них обычно проходит незамеченным, ибо люди стремятся к удовлетворению.

Но когда удовольствие в полной мере наступило, возникает чувство достаточности по отношению к цели прошлого стремления, поскольку разум уже достиг пресыщения эти объектом, как например, старая игрушка надоедает ребенку, или избитой становится часто повторяемая шутка.
Однако условия воплощения находятся под управлением закона кармы см. и определяются деяниями человека в его предшествующих жизнях. На самом деле они представляют собой условия и состояние разума человека, его эмоций и мыслей, которые есть причина действий, которые, в свою очередь, обеспечивают человеку определенную форму тела, определенное социальное окружение, материальное благосостояние и так далее.

Это можно сравнить с действиями крестьянина, который направляет воду в одни оросительные каналы и перекрывает ее течение в других, открывая и закрывая их входные отверстия; карма, как и течение воды, является естественным процессом, но ее направление указывается самим человеком.
Считается, что многие развитые йоги способны иметь сразу несколько тел, каждое из которых обладает собственным искусственным низшим умом читта, создаваемым в процессе медитации; такие множественные умы управляются, однако, единственным высшим разумом йога, и таким образом, это не приводит к существованию отдельных карм для каждого тела. Эти воплощения ведут себя, скорее, механически, и йог по своей воле может выбрать любое из них, перенестись в него и в полной мере управлять им. Посредством нескольких тел он способен отрабатывать гораздо больший объем кармы в течение одного воплощения.



Разумеется, это требует очень развитой силы разума; обычный человек едва справляется с управлением одного единственного тела и ума. См. также Реинкарнация.
ИНТУИЦИЯ Intuition
Любое проявление силы одного из уровней человека, проявляющееся в осознании самого себя или в подчинении высшему уровню, который, образно говоря, в этот момент просыпается, является проявлением интуиции. Очень упрощенно, можно сказать, что водитель является интуицией автомобиля и в нужное время безошибочно направляет его к заправочной станции для перезаправки бензина. В человеке, эмоции направляют действия тела; знания низшего ума управляют по крайней мере, должны управлять эмоциями; высший, мыслящий разум, контролирует низший ум; любовь, или этическая природа мудрости направляет мышление в нужное русло; а незамутненная воля, обладающая собственной интуицией подлинного Я, в один прекрасный день озарит своим сиянием и направит любовь. Интуиция может время от времени проявляться в любом звене этой цепи до тех пор, пока сознание не становится твердым, ясным и не начинает непрерывно использоваться высшей силой, то есть пока оно не просветляется и не сливается в полной мере с носителями интуиции. Восприятие информации во время сновидений, телепатию и прочие явления нельзя, строго говоря, называть интуицией, хотя они достаточно близки.

См. также Прабибха.
ИСТИНА Truth
См. Добро, Истина и Красота; Сатья.
ИСТОЧНИКИ СТРАДАНИЙ The Sources of Trouble
См. Клеша.
ИЧЧХАШАКТИ Ichchhashakti
Сила воли, распространяющаяся не просто на мысли и ощущения разума, что довольно обычно, но и простирающаяся гораздо шире, способная вызывать желаемые события и происшествия, которые многим могут казаться совпадениями. Она включает силу управления и укрепления тела необычными способами, а также является основой силы концентрации, используемой в крийяшакти см..
ИШВАРА Ishwara
Божество, обладающее свободной волей. Это верховное существо, одаряющее тем, чем оно обладает и чем является, - свободой; таким образом, это та божественнная жизнь, частицы которой заключены в каждом живом существе дживе, см., то есть "сокровенный бессмертный владыка".

Представление о том, что Бог извне управляет и устанавливает свои законы над человеком, противоречит принципам и цели йоги, ибо подобное управление которое может быть желательным лишь в некоторых незначительных вопросах подразумевает ограничение выбора и силы индивидуальности. Любви всегда присуще нарушение Гармонии см., поскольку она принимает на себя ограничение свободы; но это нарушение поглощается в окончательной Гармонии, когда йог достигает и пребывает во власти Единства, превозмогая человеческое бытие и перерождения.
ИШВАРА-ПРАНИДХАНА Ishwara-Pranidhana
Внимательность к Богу, постоянные мысли о Нем; одна из трех практик повседневной жизни и начальной стадии йоги, предписываемая Патанджали. Кроме того, он описывает это понятие как замечательное средство для достижения уровня высшего созерцания.

Ишвара-пранидхана представляет собой радостное приятие полноты присутствия Бога во всех предметах и явлениях.
ЙОГА Yoga
Буквально: "Единение". Состояние человека, при котором его жизнь в действиях и в мыслях совершенно гармонична и содержит в себе сам источник, или корень его существа.
Существует много форм йоги: йога действия карма-йога, йога веры и поклонения бхакти-йога, йога знания джняна-йога, йога упорядоченного дыхания и правильных поз хатха-йога, йога пробуждения энергии в позвоночнике лайя-йога, правильного использования звуков и слов мантра-йога, йога медитации и созерцания раджа-йога.
Подразумевается, что Единение и все практики, нацеленные на его достижение, всегда намеренны и сознательны, но никогда не пассивны.
Очень важно осознать, что что высшие достижения йоги достигаются без понимания происходящего. Объяснения возможны лишь в мелких и подготовительных моментах.

В самом себе человек обладает огромным потенциалом, раскрывающимся только его стараниями. Йога подобна способу, которым ребенок учится ходить, совершенно еще не зная, как это делается.
Единение с Божественным есть конечная цель йоги, но по мере продвижения к ней понятие единения используется в частных формах, поэтому возможно единение со знанием джняна-йога, единение с мудростью буддхи-йога, единение с подлинным Я атма-йога. Термин "йога" означает также различные методики единения, например, путем контроля и силы раджа-йога; "раджа" - "владыка"; путем веры, преданности и самоотдачи бхакти-йога, путем науки санкхья-йога, посредством заклинаний и магических формул мантра-йога, и т.д.

См. также Йога для Семьянина; Йога Суфиев; Философия Йоги.



Содержание раздела