Вторая форма созерцания, или самадхи - асампраджнята - также является умственным процессом, однако она представляет собой обращение к тому, что пребывает вне объективности, как грубой, так и тонкой. В данном случае это встреча с неопределяемым, которое есть не что иное, как подлинное Я, пуруша.
Следует отметить, что когда процесс нирвичара сампраджнята самадхи полностью завершен, он оставляет после себя соответствующий шаблон состояния, или склонность санскара, которая в определенном смысле преобладает над прежними основными наклонностями. Асампраджнята самадхи тоже устанавливает своего рода шаблон состояния разума - привычку внимательности к неопределяемому, - который превозмогает все более ранние наклонности и устанавливает основную тенденцию именно к этой форме самадхи, что с каждым разом облегчает ее.
Все это ведет к новому восприятию вивека и далее к независимости кайвалья, что отмечается в разуме не только знанием, но и неизъяснимой радостью ананда, которая, впрочем, представляет собой знание самого себя, осознание самого сознания. См. также Препятствия Самадхи; Самадхи; Созерцание.
ДВЕША Dwesha
Неприятие, отвращение. Это эмоциональное ощущение возникает на основе воспоминаний о страданиях и боли, связанных с какой-либо мыслью или объектом.
См. также Кама; Рага.
ДВИЖЕНИЕ Motion
Пространство, время и движение являются тремя фактами существования, которые принимает во внимание каждый йог. Он находит для медитации место пространство, которое должно быть небольшим, уединенным и тихим, свободным от влажности, насекомых и ветр.
Многие люди, которые в повседневной жизни вовлечены в постоянную трудовую жизнь, имеют в своих домах специальные комнаты, предназначенные только для этой цели. Далее, для медитации необходимо выделить время, и оно расходуется на каждое действие разума, на каждый логический процесс. Материальные объекты обладают "пространственностью", то есть протяжены в пространстве; подобно этому умственная деятельность протяжена во времени.
Третим фактом является движение, или изменение, которое происходит как в мире, так и в разуме вследствие активности сил пространства и времени. Видимое движение, таким образом, является результатом взаимодействия двух сил, сталкивающихся под определенным углом и приходящих к такому равновесию, что их равнодействующая совершает круговое движение - форма, очень распространенная в Природе. То, что представляется круговоротом, однако, не является им в полной мере, так как всегда существует разница, пусть даже незначительная, между двумя положениями объекта в последовательных фазах; таким образом, движение скорее имеет спиральную, чем круговую природу.
См. также Раджас.
ДЕВАДАТТА Devadatta
Один из младших вайю см., жизненных ветров.
ДЕВЫ Devas
Божественные создания, высшие существа, обитающие в Запредельности. Хотя единственная подлинная Божественная Сущность, Брахман, не обладает никакими свойствами и качествами проявленного мира, ни в сознательной и духовной, ни в материальной сферах Природы, йоги иногда предпочитают думать о Божественной причинности в терминах таких высших существ, например как о трех девах, известных под именами Шива, Вишну и Брахма. Это допускается в целях практики концентрации и медитации.
Было бы ошибкой считать подобное существо действительно существующей и активной сущностью реального мира. Природные духи и психичные сущности, чья форма поддерживается человеческими мыслями и посвященными им святилищами, конечно, не являются девами, ибо очень далеки от Божественности, поэтому поклонение и обожание их является серьезным препятствием на пути практики йоги.
ДЕЙСТВИЕ Action
См. Дравья, Гуна, Карма, Карма.
ДЕРЕВО АШВАТТХА The Ashvattha Tree
См. Ашваттха.
ДЕХА Deha
Тело. У человека их три: плотное, тонкое и причинное см. упадхи.
Дехи означает "обладающий телом", подобно тому, как йог, йоги означает в определенном смысле и в какой-либо степени обладающего йогой. Дехи не означает "обитающий в теле", как это понятие иногда переводят, ибо обладание представляет собой гораздо большую власть, чем простое присутствие, если только мы не воспринимаем живущего в доме тела как того, кто знает его и способен управлять всеми удобствами этого здания; ибо этот обитатель обладает телом, построенным им самим, и он в состоянии вносить в него изменения.
Тело является инструментом человека, предназначенным для жизни во внешнем, или объективном мире, тогда как дом обычно понимается как укрытие, в котором можно отдохнуть в одиночестве и покое, поэтому тело можно скорее уподобить переносному чемоданчику ремонтника, наполненному всеми необходимыми для работы инструментами; и поскольку занятиями человека во внешнем мире являются исправление, переоборудование и усовершенствование его джати, которое представляет собой результат его прошлой кармы, то последнее сравнение представляется вполне удачным.
ДЖАГРАТ Jagrat
Состояние бодрствования см. Авастха.
ДЖАПА Japa
Джапа не есть медитация; оно представляет собой повторение эмоции или идеи, подкрепленное словом речитативом, направленное на подавление нежелательного ощущения или мысли, установление вместо него новой привычки. Во время неприятностей многие люди повторяют: "Рам, Рам..."; у некоторых это связано с надеждой, что им может помочь Рама, рассматриваемый как проявленное божество, однако основной смысл заключается в напоминании о том, что это божество управляет всей Вселенной с позиции добра, поэтому человек может не беспокоиться о своих несчастьях.
При выполнении джапа слова могут проговариваться вслух, шепотом или просто в уме; последний способ считается самым лучшим и наиболее эффективным.
Патанджали придерживается той позиции, что при появлении дурных мыслей необходимо размышлять на противоположные им темы, и определяет это как отторжение, отражение страданий и ошибок, которые из них следуют. Это не есть повторение, а повторение не есть медитация, но он рекомендует повторение в единственном случае, а именно повторение слова "медитация", указывая, однако, что оно должно проводиться с устремлением к его значению и только тогда принесет успех.
ДЖАТИ Jati
Положение кого-либо в материальном мире; его текущее окружение, включая семью, социальное и экономическое положение, и так далее. Каждая отдельная область действий каждого человека обычно невелика и в значительной степени определенна См. также Упадхи.
ДЖИВА, ДЖИВАТМА Jiva or Jivatma
Живое существо. Единица жизни.
Это ядро нашего существа, пребывающее вне тела и разума, - наше подлинное Я, наше чистое сознание. Одно из лучших сравнений для представления отношений индивидуального и Божественного - "искра и пламя". Искра обладает и свойстом искры, и свойствами всего пламени; размышлять или медитировать об этой "пламенности искры" означает заниматься высшей йогой.
В обычной речи слово джива обычно используется для различения живого существа от всех форм неодушевленных, безжизненных джада, или мертвых объектов.
ДЖИВАНМУКТИ Jivanmukti
Состояние существа, освобожденного, но все еще воплощенного в теле. Это состояние человека, который никогда в сознательном состоянии не теряет видение атмы.
В то время, как обычный человек осознает себя как разум, заключенный в теле, дживанмукта достигший дживанмукти осознает себя как атму, заключенную в разуме. Это совсем не то же, что размышление об атме.
Это мышление, однако, является основой для интуиции атмы, и ни в чем другом не заключается больше истины, чем в указании на то, что когда на человека снисходит эта интуиция, он не должен удовлетворяться самим проявлением интуиции, но должен стремиться подняться к ее источнику.
ДЖНЯНА Jnana
См. Джнятри, Джняна, Джнейя; Основы Знания.
ДЖНЯНА-ЙОГА Jnana-yoga
См. Веданта; Джнятри, Джняна, Джнейя; Основы Знания; Философия Йоги.
ДЖНЯТРИ, ДЖНЯНА, ДЖНЕЙЯ Jnatri, Jnana, Jneya
"Познающий, Познание, Познанное". На определенной ступени развития в практике джняна-йоги человек осознает, что познающий, познание и познанное представляют собой единую сущность, а не три различных.
Легко возразить, что в процессе осознания единого Брахмана, или атмы, для которых отсутствует что-либо "другое", подобное понимание есть именно то, что должно произойти; однако справедливость той же истины обнаруживается и в разуме, когда самонаблюдение показывает, что познание есть познающий, то есть вне самого познания нет никакой сущности, которая совершает акт познавания; познанное также есть познающий, ввиду того, что познанное есть вся карма, передовая позиция и проявление познающего - художник, глядя на свою картину, видит в ней самого себя, ибо его творчество, как зеркало, рассказывает ему о нем самом. Таким образом, в результате видно, что существует только познание, познание и познание.
См. также Основы Знания.
ДЗЕН Zen
Система молчания разума, используемая для достижения полной свободы от привязанностей к объективному миру. Термин "дзен" является видоизменением санскритского слова "дхьяна" медитация, которое в Китае стало звучать "чань", а в Японии - "джэнь".
В основном, эта система базируется на трех методах остановки потока мыслей: состоянии "стены" см., мондо см. и коанах см., которые приводят к опыту прямого восприятия интуиции, называемого сатори.