Медитацию в системе дзен можно описать как "наблюдение без желания", и ее вершина достигается при проявлении непосредственного восприятия и остановке процессов мышления. Это означает барьер для мыслей и открытый путь для сознания.
Принципиально в этом представлении нет отличий от классического индийского подхода, согласно которому при исчезновении желаний, направленных вовне, в человеке загорается внутреннее видение разума.
ДИЕТА Diet
См. Питание.
ДИНАМИЧНАЯ ИНЕРЦИЯ Dynamic Inertia
См. Раджас.
ДОБРО Goodness
См. Добро, Истина и Красота, Лока-Санграха, Парамартха.
ДОБРО, ИСТИНА И КРАСОТА Goodness, Truth and Beauty
Три идеала Греции, сформулированные как внешние первоосновы общества, цивилизации. Истина является честностью мышления и проявляется в науке; Добро есть любовь, заключающаяся в добрососедстве, дружбе, филантропии и религии; Красота проявляется в совершенстве действий, сочетаемых с твердостью воли.
Правда обеспечивает нашу близкую связь с вещами, любовь - с людьми, воля - с телом и его способностями. В человеческой жизни эти три добродетели указывают на присутствие внутреннего Я.
ДОВЕРИЕ Faith
Доверие, уверенность; добродетель, ведущая к поиску и обретению нового, приходящего с практикой йоги. Вместе с энергичностью вирья, памятью смрити, практиками созерцания самадхи и познания праджня, которые придают энергию уверенности шраддха и вдохновляют ее, она утверждается как один из лучших путей к высшему созерцанию.
Уверенность, однако, является не простым убеждением, но возникает на почве постоянно повторяющихся и совершенствующихся проб и успехов. Она включает в себя принципы веры в самого себя и в методики йоги. Доверие предохраняет йога от привязанности к объективным и субъективным целям и от страха, который сопровождает движение к таким целям.
См. Шраддха; Вера в Себя и Вера в Бога.
ДОЛГ Duty
См. Дхарма, Обязанность.
ДОСТИЖЕНИЯ Attainments
См. Шатсампатти.
ДЫХАНИЕ Breathing
См. Кумбхака; Необычные Формы Дыхания; Пранаяма.
ДРАВЬЯ, ГУНА, КАРМА Dravya, Guna, Karma
Объект, Качество, Действие: все состоит из этих трех проявлений. Это не означает, что объект обладает свойствами и действиями, ибо качества и действия сами по себе объекты; на самом деле, эти три проявления неразделимы, и должны представать таковыми в наших мыслях и мнениях о том или ином явлении. Все обладает воздействием на свое окружение; так железо воздействует на кислоту, хотя многие настаивают на том, что только кислота воздействует на железо.
Поэтому действие и противодействие являются фундаментальными по своей природе явлениями, и существующая статичная объективность совсем не является их основой. Все действует сообразно сJоему собственному естеству; если брошенный человеком камень разбил лампу, то кто разбил ее, камень или человек? Сочетание обоих.
Камень, будучи камнем, и человек, будучи человеком, оба свободны быть тем, что они есть. Йога требует от нашего мышления подобного реализма, но не упорной привязанности к старым косным идеям.
ДРАШТА, ДРАШТРИ Drashta or Drashtri
Смотрящий, глядящий, наблюдающий. Человек, который должен прийти к пониманию подлинной своей природы сварупа, преодолеть свое заблуждение, заключающееся в том, что он считает себя чем-то иным.
Драшта есть чистое сознание, ничего, кроме сознания, то подлинное существо, которым каждый из нас является пуруша, см..
ДРИК Drik
То, что видит и наблюдает со стороны проявленный мир, включая его объективную и субъективную стороны; таким образом, представляет собой Брахмана см., или атму см..
ДРИШЬЯ Drishya
Буквально: "видимое, наблюдаемое". Полная проявленность, весь проявленный мир, включая его объективную и субъективную части.
Противопоставляется дрик см., видящему, наблюдающему.
ДУАЛИЗМ, ДУАЛЬНОСТЬ Duality
См. Двайта.
ДУХКХА Duhkha
Страдание. В системе раджа-йоги говорится, что страдание причиняется объединением сознания с тем, что оно рассматривает. В ней также подчеркивается, что доля страдания присутствует в каждом подобном объединении.
Избавление, однако, заключается не в разрыве такой связи, а путем достижения внутреннего знания, укрепления и направленности, то есть практикой восьми аспектов йоги анга, см.. Большая часть страданий приходит согласно закону кармы см., в связи с чем объясняется, что вред, возвращающийся к нам из-за неверных поступков в прошлом, может быть прекращен добрыми делами в настоящем.
Душа противопоставляется телу, которое в полном смысле является совокупностью привычек, инстинктивных действий и эмоций и склонностей низшего ума.
ДХАММА Dhamma, палийск.
См. Дхарма.
ДХАНАНДЖАЙЯ Dhananjaya
Один из младших вайю см., жизненных ветров.
ДХАНУРАСАНА Dhanurasana
"Поза Лука": человек ложится лицом вниз, поднимает ноги вверх и охватывает руками лодыжки, выгибая голову и грудь назад. Тело при этом балансирует на брюшной области.
ДХАРАНА Dharana
Концентрация, полное внимание разума, направленное на какой-либо объект или мысль. Со стороны это представляет собй сужение области внимания, но внутренне это является фокусированием ментальной, умственной силы.
Практика концентрации заключается в применении воли к выполнению того, что обычно происходит с нами неосознанно. Независимо от того, сосредотачивает ли он при этом внимание на каком-либо объекте или на определенной мысли, человек уделяет этому занятию достаточное время, заставляя разум думать только в выбранном направлении и пресекая его блуждания, колебания в потоке возникающих ассоциаций и порождаемых новых мыслей, как это происходит в обычной жизни.
Разум следует рассматривать как состоящий из двух отделов: 1 низший ум читта, подобный мастерской, наполненной различными орудиями и материалами знаниями и воспоминаниями, который обычно пребывает в активном процессе течения мыслей и порождения ассоциаций; и 2 более высокий мыслящий разум манас, который подобен человеку в мастерской, создающему нечто новое, комбинируя имеющиеся в его распоряжении предметы. Во время концентрации человек останавливает поток мыслей, уделяя внимания только одному объекту.
Человеку, стремящемуся добиться успешной практики концентрации, могут помочь следующие советы:
Представляйте объект в некой естественной среде, например, розу в вазе на столе или растущей на кусте, - а не плавающей в воздухе. Не сосредотачивайтесь на мысли об удержании мыслей об объекте; старайтесь просто смотреть или видеть его.
Рассматривайте все свойства объекта, относящиеся к восприятию зрением, слухом, обонянием, и так далее. Позвольте движущемуся объекту двигаться, а покоящемуся - пребывать в покое.
Вспоминайте все, что вы знаете об объекте, но не думайте об этой информации в направлениях, отличных от ее связи с объектом - например, если объект есть кошка, вы вполне можете размышлять о том, что кошки пьют молоко, но не переходите от этого к корове, которая его приносит, и уж тем более не заходите в своих мыслях дальше коровы.
Делайте свое сосредоточение хладнокровным, очень спокойным - без малейшего напряжения в теле или разуме.
Если в ваш разум вторгаются посторонние мысли и ощущения, не огорчайтесь, что это происходит, просто напоминая себе о том, чем вы заняты. Посторонние мысли уйдут сами собой, если вы не будете уделять им внимания; их нельзя изгнать или подавить насильно.
Целью практики является повышение силы внимания, с тем чтобы достичь того уровня, на котором возможно по желанию вызывать нужные воспоминания и быстро устанавливать необходимое для этого состояние разума в противоположность обычному процессу, в котором мысли неконтролируемо протекают и в направлении объекта, и прочь от него; концентрация является надежной основой для эффективного мышления и медитации.
ДХАРМА Dharma
Слово происходит от корня, означающего "предохранять", "поддерживать", "придавать силы". Когда оно рассматривается в отношении прямоты или честности, это понятие означает стиль жизни, при котором человек не изменяет достигнутым им высшим принципам личности и поведения.
Он должен сплотить воедино свои умственные, моральные и этические достижения. Таким образом, дхарма означает обязанности по отношению к самому себе и честность перед самим собой.
Хотя большинство великих мыслителей считают ее внутренним и духовным законом долга и обязанности, многие рассматривают дхарму как основу внешних социальных кодексов, например, кастовой системы, которая в наше время в Индии практически исчезла.
Дхарма рассматривается также как закон или правило, определяющее множество церемоний ортодоксальной жизни индусов. Существуют подробные инструкции о том, как следует молиться, выполнять пуджа благочестивые обряды и яджня ритуалы жертвоприношения для достижения определенных результатов. Эти обряды составляют целую науку взаимоотношений с невидимым миром адришта и умиротворения непредсказуемой судьбы. Однако йоги обычно отвергают их и движутся в направлении полного использования способностей собственного разума путем концентрации, медитации и созерцания.
Йоги-ведантисты следуют крайним пределам этого подхода; отвергая любые материальные и эгоистические цели, они ищут только Брахмана и отворачиваются даже от небес.