Схема упражнения:
( основная стойка )
выдох -пффф
пауза
возврат дыхания
ммММммММмм ( звук с низкой ноты начинает плавно
двигаться вверх - челюсти разжимаются, затем вниз,
челюсти сближаются, губы остаются все время сомкнутыми,
напряженными, а небо высоко поднятым )
пауза
возрат дыхания
3 - 5 раз
пффф
пауза
возврат дыхания
Поскольку это упражнение сильно активизирует мускулатуру глотки то, вначале тренировок его следует повторять не более 3-5 раз.
Типичные ошибки.
В этом случае следует помнить о том, что губы, независимо от положения челюстей, всегда остаются собранными к центру рта.
2. При уменьшении высоты звука челюсти сближаются слишком сильно. Звук начинает звучать в носу, теряется грудное резонирование.
В этом случае следует внимательно контролировать степень разжатия челюстей, следя за резонированием звучания в груди.
3. Некоторые ученики выполняют это упражнение либо много раз подряд, либо стремятся к высоким нотам. Этого делать не следует, поскольку мускулатура, которая тренируется с помощью этого упражнения, как правило, не развита, и чрезмерное форсирование выполнения упражнения приводит к ее быстрому переутомлению. Не нужно торопить события.
По мере укрепления дыхательного аппарата и длина выдоха будет постепенно увеличиваться, а звуковой диапазон возрастать.
После освоения формы зевка и формы "М" следует продолжать тренировать зевок на согласных и гласных звуках. Еще раз подчеркнем, что внимание к форме зевка должно быть постоянным, а сама эта форма постепенно должна "вливаться" в обыденную, обиходную речь, не говоря уже о пении ( для тех, кто занимается вокалом). Форма зевка в речи и пении является основой не только красивого звучания и правильного резонирования, но и выносливости, крепости голоса.
Е.А. Лукьянова подчеркивала, что развитая форма зевка является хорошей профилактикой не только голосовому утомлению но и ангинам, и простудным заболеваниям.
Развитие зевка на звуках "д" и "т"
Упражнение достаточно легкое. Над ним можно работать по желанию и 2 - 3 минуты подряд.
Это упражнение можно использовать для профилактики ангины, а Е. А. Лукьянова рекомендовала его для своеобразного "обогревания" горла, что целесообразно, если Вы, например, съели очень много мороженого, или выпили холодного молока и т.п. Это упражнение является как-бы своеобразным массажем неба и гортани, вызывая прилив крови к основанию языка.
Упражнение выполняется следующим образом: нижняя челюсть слегка опускается, губы не напряжены ( в отличие от предыдущих упражнений ), а рот слегка раскрыт. Слегка загнутый кверху кончик языка упирается в верхнюю челюсть, закрывая проход воздуху. Звук "д" или "т" возникает тогда, когда кончик языка легко отскакивает от верхней челюсти, "д" и "т" это как-бы легкие удары кончика языка по верхней челюсти. Однако, сами эти звуки образуются не в носу или в верхней челюсти, а глубоко в зеве, при низко опущенной гортани. Проще всего проконтролировать место образования звуков "д" и "т", приложив пальцы рук к началу горловой трубки. ( Мужчинам найти это место достаточно просто - немножечко выше адамова яблочка ). Вот именно здесь должны образовываться звуки "д" и "т".
При каждом произнесении звука "д" или "т" можно ощутить пальцами небольшое опускание гортани. Очень важно при этом, чтобы и губы и челюсть оставались неподвижными, но не напряженными. Зафиксировав их раз и навсегда в удобном для Вас положении, в дальнейшем на них просто не нужно обращать внимания.
Следует сконцентрироваться в том месте, где образуются звуки, а также не забывать об активной работе кончика языка.
Вначале обучения следует на одном дыхании произнести 4-5 раз один звук "д" или "т", затем сделать паузу, возвратить дыхание и произнести другой звук.
Схема упражнения:
( основная стойка )
выдох пффф
пауза
Звуки необходимо образовывать как-бы в основании горла, а не в носу. Носового резонирования не должно быть совсем. Ни в коем случае не должны двигаться ни губы ни челюсти. Если губы начнут двигаться, то нарушается форма зевка, корень языка в этом случае поднимается и упражнение тем самым выполняется неверно. То же относится и к челюстям.
Челюсти должны быть абсолютно неподвижны. Следует также обратить внимание на то, чтобы не поднимался корень языка.
Правильность образования "т" и "д" можно проверить, зажав нос пальцами, если звуки сформированы правильно, то качество их звучания, по крайней мере, чисто субъективно, будет подобно их звучанию при свободном носе.
2. Поскольку упражнение очень легкое, то дыхание часто тратится почти до конца. В этом случае резко сокращается пауза и непроизвольно возникает судорожный возврат дыхания.
Нужно всегда следить за длиной выдоха.
После того, как вы почувствуете уверенность в произнесении звуков "д" и "т" по отдельности, можно приступить к их соединению, и произносить их вперемежку: "д-т, д-т, д-т ...". Причем последовательность "д-т" более "удобна", чем последовательность "т-д".
На первых порах лучше пользоваться последовательностью "д-т".
Постепенно, по мере усвоения упражнения, следует увеличивать темп произнесения звуков, доводя его буквально до скорости пулеметной очереди. Однако, такой частоты произнесения следует добиваться только после 3-4 - х месяцев работы над упражнением.
А, теперь, уважаемый читатель, если Вы все же дочитали до этого места книги, и все-таки, немножко поработали с предыдущими упражнениями, то можете попробовать чрезвычайно трудные по технике выполнения, но чрезвычайно эффективные упражнения на развитие зевка.
Эти упражнения основаны на произнесение так называемых "смычно-взрывных" звуков "к" и "г". В системе трехфазного дыхания эти звуки произносятся совсем необычно, хотя их характеристика как смычно-взрывных, сохраняется.
Вначале об основных требованиях к выполнению упражнений на этих звуках.( Большая просьба, уважаемый читатель, прежде чем начать выполнять упражнения прочитайте эти требования! ).
1. Упражнения очень трудные, поэтому подряд их можно выполнять не более 2-4 раз. Это связано с рядом причин. Во первых начинают работать такие мышцы, которые в обычных условиях, как правило не задействованы, более того, в этих упражнениях в работу подключаются такие мышцы, которые не были задействованы даже в вышеприведенных упражнениях на зевок. В связи с этим, они очень быстро утомляются.
Кроме того выполнение упражнений требует высокой концентрации внимания, которое, в связи с необычностью исходных условий, рассеивается очень быстро, а поэтому часто упражнения начинают выполняться неверно.
2. Произнесение звуков "к" или "г" начинается при ( вертикально широко открытом рте и максимально опущенной нижней челюсти, даже с ощущением некоторого неудобства, легкого перенапряжения.
3. Звуки "к" и "г" должны произносятся очень резко, отрывисто, быстро. Возможна, правда несколько отдаленная, но достаточно точная аналогия: звуки произносятся так же, как медицинская сестра производит укол: короткое, резкое движение. В связи с этим у обучающихся часто возникает желание на одном дыхании произнести несколько звуков подряд. Этого делать никогда не следует.
Цель упражнения развитие неба, а не тренировка длины дыхания. Каждый звук - либо "к", либо "г", произносится только на одном дыхании и только один раз.
Подчеркнем еще раз произнесение двух или более звуков на одном дыхании - бессмысленно.
4. Прежде чем приступить к выполнению упражнения, обязательно подойдите к зеркалу и широко откройте рот. При этом постарайтесь непременно увидеть свой небный язычок, который у большинства людей спрятан глубоко внутри гортани.
Именно там, где находится ваш язычок, Вы и будете образовывать звуки "к" и "г". Возможно, что зрительное представление о месте нахождения звука поможет более правильному его образованию.
Однако, выполнять упражнения глядя в зеркало не следует. Это отвлечет Ваше внимание.
В момент произнесения звуков "к" и "г" небный язычок как-бы "уходит", "убирается" внутрь неба, и возникает четкое ощущение того, что небная занавеска очень высоко поднимается. Одновременно с этим очень низко опускается гортань, что можно легко ощутить, приложив пальцы к "адамову яблочку".
В момент произнесения звуков оно резко опускается вниз.
Упражнение: Развитие зевка на звуках "к" и "г"
Это упражнение выполняется только стоя, поэтому примите основную стойку. Произнесите "пффф", сделайте паузу, верните дыхание и откройте рот как можно шире по вертикали, губы приобретают при этом форму небольшого овала.
В тот момент когда челюсть предельно опушена, на том месте, где как Вы видели в зеркале находится Ваш небный язычок, очень резко, коротко и отрывисто произнесите "к".