Итак Ваша задача повторить несколько раз подряд на одном дыхании слово "птууптоптаптэпти" при хорошей четкой дикции. Начинайте упражнение в медленном темпе, внимательно прислушиваясь, четко ли звучат гласные и согласные.
По мере того, как будет улучшаться качество произнесения слова, которое контролируется на слух, следует ускорить темп и количество повторений слова на одном дыхании.
Говорить следует на удобных для Вас низких нотах, не громко, как всегда не растрачивая дыхание до конца. Очень важно своевременно возвращать дыхание и сохранять равномерность ритма в произнесении слова "птууптоптаптэпти".
Ни в коем случае нельзя пренебрегать качеством произношения ради скорости.
Схема упражнения
( основная стойка )
выдох - пффф
пауза
возврат дыхания
птууптоптаптэптиптууптоптаптэпти...
пауза
возврат дыхания
2 3 раза
выдох -пфффф
пауза
возврат дыхания
Это сообщение необходимо поведать миру четко и понятно, чтобы каждый звук был отчетливо слышен, при этом необходимо делать между словами короткую паузу, точно так же как это делают дикторы, и не сбивать при этом дыхание.
Типичные ошибки.
1. Ударения делаются обычным образом, т.е. усилением звучания на каждом гласном звуке, тогда слоги "пту", "пто" и т.д. слышатся разрозненно, а не слитно. А Ваша задача произнести это слогосочетание как одно целое и неделимое слово, в котором под особым ударением ( удлинением произнесения ) только первая гласная. Произнесите слово несколько раз, преувеличив задержку первого слога и более слитно произнеся все остальные слоги: "птуууптоптаптэптиптуууптоптаптэпти ..."
2. Иногда делается ударение на последнюю гласную слова "и". В этом случае не происходит слитного звучания первого и последующих слогосочетаний.
Исправление такое же как и предыдущий раз - удлините звучание "уууу" и как бы стремитесь к этому звуку в последующих словосочетаниях.
3. Достаточно распространенная ошибка заключается также и в том, что тренирующийся, правильно чередуя слоги, сливая их в слово, повторяет слоги слишком вялыми губами. В этом случае вместо звука "пт" слышится звук "фт", а вместо "птаптэпти", что-то вроде "фтафтэфти".
Значит нужно активнее включать губы в произношение нашего слова, несколько замедляя темп и не нарушая целостности и слитности звучания, при этом нельзя терять ощущения собранности и плотности губ.
4. Очень часто, невнимательно прочитав инструкцию, при произнесении звука "а" широко открывают рот, поэтому звук "а" "вываливается", нарушая и четкость и плавность слогосочетания. Помните- рот открывается только вертикально вверх, но ни в коем случае не в стороны, как это обычно делается при произнесении звука "а".
Точно такая же ошибка происходит при произнесении звука "э" - рот открывается "в улыбку". Вместо "э" часто произносят "е", а неправильно построенная форма губ при произнесении звука "е", делает его звучание "вульгарным" - т.е. как-бы "открытым", "резким", звучащим только в носу.
Конечно в этом случае ни о каком плавном, ровном произнесении нашего слогосочетания не может быть и речи. Помните о плотных губах при произнесении слогосочетания.
5. Случается также, что, в стремлении к повторению слогосочетаний как можно большее количество раз, тренирующийся тратит воздух из легких почти до конца. Кстати простота и легкость упражнения даже как-бы способствуют этому.
В итоге постепенно теряется четкость произношения, ослабевает опора звучания, пауза перед возвратом дыхания сокращается до предела и воздух, в заключительной фазе выполнения упражнения хватается даже ртом, сопровождаясь судорожным поднятием груди и плеч. Это самая большая ошибка, поскольку в этом случае не только не вырабатывается четкая дикция и экономный выдох, но и утрачивается навык трехфазного дыхания, а вместо него вырабатывается "глубокое дыхание".
Если в предыдущем упражнении, как-бы зафиксированные на одном месте губы движутся буквально чуть-чуть и только вверх и вниз, то здесь, при произнесении звука "ч" губы, собранные к центру рта, раскрываются более интенсивно, не теряя при этом форму трубочки.
.Движения Ваших губ в этом упражнении должны в точности напоминать движения губ аквариумных рыб при поиске ими корма. Их губы раскрываются, а форма трубочки не теряется.
Все требования к упражнению, а также типичные ошибки аналогичны предыдущему, поэтому их приводить не будем.
Упражнение: Цепь "ткуткоткаткэтки"
Задача упражнения та же - четкое, слитное произнесение слова "ткуткоткаткэтки". В этом слове следует тщательно проговаривать гласные и достаточно трудное для произнесения сочетание звуков "тк".
Так же как и в предыдущих упражнениях следует слегка акцентировать длиной произношения звук первый согласный звук "у", сосредоточив внимание на тщательном проговаривании трудных сочетаний согласных.
Существенное отличие в исполнении этого упражнения от двух предыдущих в том, что для правильного произнесения всего слова необходима полная неподвижность!, собранного ( так же как и для произнесения "птуптоптаптэпти" ) рта. Плотные губы собраны к центру рта и за все время произнесения нашего слова остаются абсолютно неподвижными, но обязательно напряженными, плотными.
Произнесение слова осуществляется за счет поднятого неба и активной работы языка!
Начинайте с медленно темпа, ускоряя его постепенно по мере достижения все большей эффективности произношения. Добивайтесь того, чтобы Вы смогли повторять это слово три и более раз на одном возврате дыхания.
Длительность и естественность дыхания без малейшего напряжения в дыхательном аппарате - критерий тренированности Вашего дыхания.
Схема упражнения:
( основная стойка )
выдох - пффф
пауза
возврат дыхания
ткууткоткаткэткиткууткоткаткэтки...
пауза
возврат дыхания
2- 3 раза
выдох -пфффф
пауза
возврат дыхания
Типичные ошибки.
1. Как правило это те же ошибки , которые подробно были рассмотрены в упражнении с цепью "пту...". Однако наиболее стандартной ошибкой в этом упражнении является произнесение слога "тке" вместо "ткэ".
При этом губы растягиваются в улыбку и звук "е" звучит только в носу. Поэтому подчеркнем еще раз, что рот на всем протяжении звучания нашего бесконечного слова остается собранным в кучку, а губы "забыли" как они растягиваются в улыбку.
2. Губы не неподвижны. В этом случае неизбежно нарушается ровность и слитность звучания.
Добивайтесь абсолютной неподвижности губ.
Диалог
Л.Ч. Простите, но я все-таки не уловил разницы в выполнении упражнений, которые Вы называете "цепями".
А. Возможно, уважаемый читатель, правильному выполнению трех предыдущих упражнений Вам поможет следующее замечание. Во всех трех цепях степень напряжения губ на протяжении всего произнесения слова одинакова, однако в цепи "пту..." напряжение губ сохраняется при незначительном движении, в цепи "пчу..." губы остаются напряженными при несколько более активном их движении, чем в первом случае т.е.цепи "пту...", в цепи "тку..." губы сохраняют напряженность при их полной неподвижности.
Л.Ч. Существенно ли различие в степени движения губ в первой и второй цепях ?
А. Возможно, что в начале тренировок это различие будет восприниматься как существенное, однако, в дальнейшем оно должно стать незначительным.
Л.Ч. Вы не могли бы поподробнее охарактеризовать роль дикционных упражнений в системе трехфазного дыхания?
Их включение в эту систему кажется несколько искусственным.
А. Позвольте с Вами не согласиться. Дикционные упражнения органично включаются в систему правильного дыхания, поскольку они отвечают основной задаче тренировок по этой системе, а именно задаче комплексной тренировке всего дыхательного аппарата.
Дикционные упражнения способствуют укреплению аппарата дыхания в целом, целенаправленно тренируют речевой аппарат, а также диафрагму.
Л.Ч. Имеется ли практическая польза от дикционных упражнений?
А. Безусловно. Четкая дикция поможет Вам, например, облегчить, столь необходимые в настоящее время, деловые контакты.
Л.Ч. Возможно ли использование дикционных упражнений в обычной жизни?
А. Да, не только возможно, но и необходимо, в особенности тем людям, профессия которых связана с голосом, речью. Так, Е.А.Лукьянова всегда перед своей лекцией проговаривала несколько раз одну или несколько цепей, делала упражнения для губ, два-три упражнения на поднятие неба.
Она рекомендовала проделывать это для "раскачки" дыхательного аппарата, подобно разминке спортсменов перед стартом. Тем более мы советуем проделывать эти упражнения в аналогичных ситуациях людям с неразвитым дыхательным аппаратом.
Упражнение на соединение цепей
Задача упражнения - четкое, слитное и ровное произнесение двух слов, соединенных между собой: слова "птуптоптаптэпти" и слова "пчупчопчапчэпчи". Их следует произносить как бы сравнивая - вот одно слово, а вот другое. Поэтому между этими словами необходима маленькая люфтпауза.
Интонация в обоих слогосочетаниях должна быть одинакова.