Можно пользоваться жестом рукой: рука что-то раскладывает налево-направо, налево- направо и т.д.
Схема упражнения
выдох - пффф
пауза
возврат дыхания ( основная стойка )
птууптоптаптэпти-пчуупчопчапчэпчи -
-птууптоптаптэпти-пчуупчопчапчэпчи
пауза
возврат дыхания
2-3 раза
выдох -пфффф
пауза
возврат дыхания
Примечание. Тире " - " между цепями обозначает маленькую люфтпаузу, т.е. очень короткое ( десятая доля секунды ) прекращение звучания, но, конечно, не возврат дыхания.
Подчеркнем, что между произнесением последнего слога "пчи" слова "пчу..." и первым слогом "пту" следующего слова "пту..." - люфтпаузы нет. Они произносятся слитно!
Типичные ошибки в соединении цепей такие же, как и при произнесении одной цепи. Поэтому приступать к упражнению на соединение цепей следует после того, как отдельные цепи отработаны идеально.
После того, как Вы сможете проговорить всю таблицу целиком с любой цепью, выдержать паузу, вернуть дыхание и повторить все еще раз, считайте, что ваш дыхательный аппарат развился уже достаточно прилично.
Схема упражнения
( основная стойка )
выдох - пффф
пауза
возврат дыхания
БууптуптоптаптэптиВууптуптоптаптэптиГуупту- ( это знак переноса, а не люфтпаузы! )
-птоптаптэптиДууптуптоптаптэпти
пауза
возврат дыхания
2-3 раза
выдох -пфффф
пауза
возврат дыхания
Типичные ошибки.
1. Между первым слогом из алфавита и цепью возникает люфтпауза. Т.е. Бупту... произносится не слитно, а как Бу-пту..., где " - " обозначает люфтпаузу.
Этого не должно быть. Все произносимое - есть одно целое, слитное слово.
Чтобы избежать подобной ошибки следует первый звук "у" - удлинить, т.е. произносить Буупту..., точно так как Вы это делали выше в отдельных цепях, только теперь удлиняется первое "у" после "алфавитной" согласной, а не после первой согласной цепи.
Остальные возможные ошибки аналогичны вышеописанным.
Критерием правильности всех вышеприведенных дикционных упражнений служит, очевидно, четкость произношения, которая легко проверяется на слух. Еще раз подчеркнем, что не имеет смысла выполнять упражнения если все звуки четко не проговариваются.
Лучше сказать меньше, да лучше, чем пропускать или "мять" звуки.
В этом разделе представлена лишь незначительная часть дикционных упражнений, использующихся в трехфазной системе дыхания. Интересующихся отсылаем к книгам О.Г. Лобановой "Правильное дыхание, речь и пение" и Е.А.
Лукьяновой " Дыхание в хореографии".
Тренируем диафрагму
Попробуйте поднять очень тяжелый предмет, не напрягая мышц спины и брюшного пресса. Думается, что результат будет весьма и весьма плачевный. Мышцы брюшного пресса активно участвуют в тяжелой физической работе, поэтому, например, штангисты различными способами усиленно работают над "накачкой" этих мышц. Однако, при этом диафрагма главная дыхательная мышца - как правило, не тренируется по той простой причине, что в упражнения по укреплению мышц брюшного пресса, не включается речевой аппарат.
Как только человек подключает к тренировке брюшного пресса - речь, так сразу же происходит активизация работы диафрагмы.
Возможно, что это просто неосознанный способ активного подключения диафрагмы к процессу тяжелой физической работы. Причем, выдох на этих звуках непроизвольно оказывается не криком, а плотным, упругим выдохом, именно таким, который способствует в максимальной степени активизации работы диафрагмы.
Кроме того, думается, что выбор звуков "Э" и "У" , которые и произносятся преимущественно в этих случаях, - также не случаен. Эти звуки, даже у нетренированных ( по системе трехфазного дыхания ) людей, способствуют высокому поднятию небной занавески и низкому опусканию гортани, шире открывая "пути" для "входа" и "выхода" воздуха и обеспечивая, тем самым большую эффективность дыхательного процесса.
Таким образом, включение всего дыхательного аппарата, и по преимуществу, активизация работы диафрагмы, оптимизирует процесс дыхания, повышая тем самым физическую выносливость организма.
Диафрагмальное дыхание обладает также целым рядом существенных преимуществ по сравнению с обычным дыханием. Оно благотворно действует на функционирование органов пищеварительной системы, активизируя двигательную и всасывающую функции желудочно-кишечного тракта, стимулируя деятельность желудка, кишечника, улучшая кровообращение в органах брюшной полости, усиливая отток венозной крови. Активные движения диафрагмы, оказывают массирующее воздействие на печень и изменяют внутрибрюшное давление. ( В.Д.Овсянников.
Дыхательная гимнастика М.Знание. 1986 г.с. 44 ).
"Наиболее целесообразным для речи является нижнереберный тип дыхания с активным участием диафрагмы, поскольку при этом создаются самые благоприятные условия для работы голосового аппарата. Во время речи необходимо не только обеспечить организм достаточным количеством воздуха, но и экономно его расходовать и поддерживать необходимое подскладочное давление. Искусство дыхания состоит в том, чтобы во время речи не расходовать воздух без надобности. Отсутствие достаточного для речи количества воздуха в дыхательных путях вредно отражается на работе мышц голосовых складок.
Слабость струи выдыхаемого воздуха компенсируется повышением напряжения этих мышц, что в дальнейшем приводит к их утомлению и слабости, в результате чего ухудшается качество голоса" ( Л.Б.Дмитриев и др. Фониатрия и фонопедия.
М.Медицина. 1990 с. 54-55 ).
Выше много раз говорилось о том, что диафрагма - это главная дыхательная мышца. Существенное преимущество трехфазной системы дыхания по сравнению с большинством дыхательных систем, заключается в том, что эта система целенаправленно тренирует диафрагму, чему посвящено большое количество специальных упражнений.
В этой книге будут приведены только некоторые, наиболее важные из них.
Упражнение "Очищающее дыхание"
Одно из наиболее простых упражнений, с которого, лучше всего начать тренировку диафрагмы почти аналогично "очищающему дыханию" йогов.
Думается, читателю будет интересно сравнить тексты инструкций так, как они приводятся в йоговской гимнастике и в системе трехфазного дыхания.
Вначале дадим йоговскую характеристику этого упражнения: "Очищающее дыхание вентилирует и прочищает легкие, возбуждает деятельность клеточек, сообщает силу всем дыхательным органам, способствуя сохранению их здорового состояния. Кроме того, оно замечательно освежает весь организм." ( Йог Рамачарака Хатха-Йога М. Т.3. Издательско-библиографическое агентство "Моя библиотека" 1991 г. с. 101-102 ).
Итак йоговская инструкция:
"1. Вберите воздух полным вздохом.
2. Удержите его в себе в течение нескольких секунд.
3. Сложите губы, как бы собираясь свистеть ( но не надувайте при этом щек). Затем выдыхайте с силой немного воздуха через отверстие в губах. Остановитесь на мгновение, задержав воздух и опять выдыхайте понемногу.
Повторяйте это, пока весь воздух не выйдет из легких. Помните, что выдыхать воздух через отверстие в губах нужно с порядочной силой".
Это же очистительное упражнение в системе трехфазного дыхания можно делать двумя способами: без движений и с движениями.
Вначале дадим инструкцию при выполнения упражнения без движений:
Инструкция в системе трехфазного дыхания:
Выдохните на "пффф", после паузы верните дыхание, затем начинайте с силой сквозь плотно сложенные губы выпускать из себя воздух очень маленькими, короткими порциями "пффф", "пффф", ( как паровоз ). Между звуками "пффф", "пффф" очень незначительная временная задержка или как говорят иначе - люфтпауза. ( Мы выпускаем воздух не сразу как одно длинное "Пф" , а как бы порциями, долями, вот так: "пффф" - "пффф" - "пффф". Это как бы одно большое "Пф" "разрезанное" на равные маленькие дольки "пффф". При этом представляем себе, что звук "пффф" слышен очень далеко.
Как всегда в наших упражнениях, воздух ни в коем случае не должен "выдуваться" из легких до конца. И самое важное в этом упражнении - активизация работы диафрагмы. Это происходит следующим образом: во время произнесения короткого "пффф" брюшной пресс напрягается и слегка "подтягивается" внутрь живота. Ощущение должно быть таким как будто мы брюшным прессом дополнительно помогаем нашему организму "выталкивать" воздух из легких. После произнесения одного короткого "пффф" брюшной пресс расслабляется, но не полностью.
При произнесении следующей порции "пффф" брюшной пресс напрягается вновь, на короткое время произнесения звуков.