Центральную роль здесь играет личность предпринимателя. Предпринимательство это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. Быть предпринимателем значит, делать не то, что делают другие, считал И. Шумпетер. «Нужно обладать особым воображением, даром предвидения, постоянно противостоять давлению рутины.
Нужно быть способным найти новое и использовать его возможности. Нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать не в зависимости от происходящих процессов самому эти процессы определять»4.
Предпринимателем в его деятельности движет воля к победе, желание борьбы, особый творческий характер его труда.
Информация. И ещё одним фактором наиболее важным на сегодняшний день, и без которого не представляется возможным процесс производства, является информация. Информация выступает посредником и связующим звеном между всеми факторами производства. Информация сегодня представляет собой обособленный вид товара, на который всегда имеется и возможно будет иметься спрос. Так без наличия информации о ценовых сигналах на рынке, о общественно-политическом состоянии той или иной страны, а также без информации о платежеспособности того или иного клиента нынешний процесс производства представляется весьма затруднительным, если не невозможным.
И одной одна из многочисленных особенностей этого фактора производства, определяющего его стоимость, является форма и скорость его подачи. Информация как скоропортящийся продукт, который нужно подавать свежим и горячим.
Например, информационные агентства, у которых основным товаром сбыта, является именно информация. Источники этого фактора могут быть различными, от каналов интернет, где информация идет гигантскими и практически нерегулируемыми и неконтролируемыми потоками до крупных средств масс-медиа, где в основном вся информация тщательно проверяется и лишь затем идет в «продажу».
Информацию можно также причислить к благам высшего порядка.
По мере развития человеческой цивилизации значение благ высшего порядка (или средств для производства, по выражению К. Менгера) все более увеличивается.
Блага и их классификация. Классификация благ, так же, как и потребностей, отличается большим разнообразием.
Блага можно подразделить на следующие разделы:
До сих пор речь шла главным образом о материальных благах. Но процесс производства включает в себя и оказание материальных услуг.
Например, транспортировка готовой вещи от производителя к потребителю. В данном случае производство подразумевает не создание вещи, которую можно потрогать, а перемещение ее в пространстве.
Когда А. Смит писал свое знаменитое произведение «Исследование о природе и причинах богатства народов», господствующим в экономической теории и в обыденном сознании было представление о материальных благах и услугах как воплощении богатства. Хотя уже в XVIII начале XIX вв. высказывались предположения об иных формах благ нематериальных.
Так, Ж.-Б.Сэй причислял к благам и адвокатские конторы, и круг покупателей купца, и славу военного предводителя. Особое внимание нематериальным благам уделял и А. Маршалл.
Действительно, потребности людей не ограничиваются лишь использованием в своих целях материальных благ. И услуга адвоката, и лекция в университете, и цирковое представление удовлетворяют определенные человеческие потребности, и потому мы можем говорить о производстве нематериальных благ и услуг.
Значение этого рода деятельности неизмеримо возросло во второй половине XX века по сравнению даже с веком XIX, не говоря уже о более ранних стадиях человеческой цивилизации. Таким образом, современное понимание процесса производства включает в себя создание как материальных благ и услуг, так и нематериальных благ и услуг.
Соответственно, различают материальное производство (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.п.) и нематериальное производство (образование, здравоохранение и т.п.).
Этот раздел имеет в своем названии словосочетание «общественное производство». Почему потребовался этот эпитет? Разве понятие производства как такового недостаточно для того, чтобы уяснить необходимость взаимодействия основных факторов производства?
Дело в том, что процесс производства осуществляется не изолированными субъектами хозяйства, а в обществе, в системе общественного разделения труда. Даже отдельный ремесленник или фермер, полагая, что он действует полностью независимо, на самом деле связан тысячами хозяйственных нитей с другими людьми. Здесь же можно отметить, что метод Робинзонады, когда в качестве примера рассматривается отдельный человек (один из широко применяемых методов исследования в экономической теории), живущий на необитаемом острове, не противоречит утверждению об общественном характере производства.
Робинзонада помогает лучше уяснить механизм рационального экономического поведения отдельного человека, но этот механизм не перестает действовать, если от модели Робинзона мы переходим к реалиям общественного производства. Может показаться, что с изучением общественного производства связан только раздел «макроэкономика», а «микроэкономика» имеет дело только с отдельными хозяйствующими индивидуумами.
Действительно, при изучении микроэкономики нам чаще всего придется брать в качестве примера отдельного производителя или потребителя. Но при этом нужно помнить, что эти субъекты действуют в системе общественного разделения труда и в системе ограничений, налагаемых общественными институтами (например, институтом собственности).
Общественное богатство выступает как результат процесса производства. Традиционное понимание общественного богатства, восходящее к основоположникам классической школы, характеризует его как воплощенный в материальных благах накопленный прошлый труд предшествующих и настоящего поколений. А К. Маркс отмечал, что все, что «не является результатом человеческой деятельности, результатом труда, есть природа и в качестве таковой не является социальным богатством».5 Не вдаваясь сейчас в полемику о том, каков вклад каждого из факторов производства в создание богатства (а разные школы в экономической теории по-разному освещают эту проблему), заметим, что А. Смит, Д. Рикардо, К.Маркс отводили именно труду решающую роль. Правда, К.Маркс подчеркивал мысль У.Петти о том, что «труд отец богатства, земля его мать», и это выражение еще встретится на страницах нашего учебника в связи с теориями стоимости. Сейчас же важно подчеркнуть, что современная западная экономическая мысль все чаще критикует тезис о материальном содержании богатства.
Так, американский экономист П.Хейне говорит о том, что «слово материальный на самом деле не имеет смысла в сочетании с такими словами, как богатство или же благосостояние»6. Экономический рост, по мнению Хейне, состоит не в увеличении производства вещей, а в увеличении богатства.
А богатство это все, что люди ценят. Такое определение богатства позволяет включить в это понятие и профессиональные знания, и природные ресурсы, и природные способности человека, и свободное время (о последнем как о специфической форме богатства писал еще К.Маркс). С теоретической точки зрения подобное понимание богатства позволяет высветить многие грани этой экономической категории.
Однако когда речь идет о статистических расчетах и международных сопоставлениях национального (общественного) богатства, это широкое определение делает затруднительным и если вообще возможным и конкретные цифровые подсчеты. Нельзя забывать и о том, что общественное богатство можно представить как в натуральной, так и в денежной форме, следовательно, изменение стоимости самих денег может привести и к различным оценкам одного и того же количества материальных благ. Изменение оценок людей может привести к изменению реальных размеров богатства той или иной страны.
Так, в бывшем Советском Союзе производилось в год такое количество обуви, которое превышало аналогичный показатель Англии, Франции и ФРГ, вместе взятых. Абсолютные размеры производства цемента, металлорежущих станков и др. также превосходили показатели развитых промышленных стран.
Но было ли действительно создание всех этих вещей богатством, если, например, отечественную обувь потребители покупали лишь тогда, когда не находили импортной?
Очевидно, что современное понимание категории богатства неразрывно связано с понятием эффективности, а эффективность также зависит от оценок людей.
Еще раз подчеркнем, что понимание богатства как экономической категории зависит от оценок. Это оценочная категория и вне суждений человека о ценности того или иного блага не существует.
Можно дать такую характеристику понятия богатства: это все, что расширяет выбор человека (альтернативные возможности).