личности прежде всего в качестве творцов общественных благ. Ос-
воение мира и его преобразование подчинено получению этих благ.
В названном аспекте акцентируется созидательная функция челове-
чества; участие в производстве рассматривается в качестве родо-
вого признака людей: "А производственная жизнь - писал К.Маркс,
- и есть родовая жизнь". Не локализованы и вездесущи такие, упо-
мянутые Марксом "отрасли", как производство личности, производс-
тво общественной жизни. Они создают, так сказать, общесоциаль-
ные, отличные от частных и частичных ценности.
"Основной вопрос" производства заключается в том, что произ-
водится в данном виде деятельности, какое благо созидается в
нем, материальное или духовное, социальное или политическое, че-
ловеческий организм или качества личности, производственные от-
ношения или средства к жизни, формы общественных отношений и об-
щения или жизнь общества как способ существования социальных
субъектов (а не белковых тел, аминокислот и т.п.) и интегральное
состояние функционирующей и развивающейся общественной системы.
В каждом виде общественного производства "задействованы" свои
силы, помимо производственных сил материального производства,
силы: политические, семейно-бытовые и т.д. Здесь складываются
отношения субъектов по поводу средств, организации и результатов
данной деятельности, то или иное производственное общение и по-
ведение. В итоге "... всегда имеется определенный общественный
организм, общественный субъект, действующий в более или менее
обширной совокупности отраслей производства" /Маркс К., Энгельс
Ф. Соч./.
Жизнь общества не исчерпывается производством и включает неп-
роизводственные деятельность и отношения, общение и поведение, -
непроизводственную жизнь. Так, участвуя в деятельности в сво-
бодное время, человек-работник превращается в "иного субъекта",
который обновленным "вступает в непроизводственный процесс про-
- 12 -
изводства" /Маркс К., Энгельс Ф. Соч./. Таким же должен быть ме-
тодологический подход к общественному производству, производству
вообще и к его отдельной отрасли.
В любой из сфер жизни общества присутствует непроизводствен-
ное использование созданного в соответствующем производстве бла-
га: взаимодействуют политические, духовно-идеологические, соци-
альные обмен и потребление. Последние выделяются, несмотря на
то, что в обществе непроизводительное использование одного блага
всегда сопровождается созданием каких-либо других видов ценнос-
тей, их подготовкой или переработкой. Производство, распределе-
ние, обмен и потребление лишь преобладают в той или иной общест-
венной ситуации.
Категория "общественное производство" относится к философс-
ко-социологическим понятиям, отражающим, во-первых, - первич-
ность в нем. Понятия "общество", "социальная реальность", "жизнь
общества", "общественный прогресс", "законы общества"фиксируют
единство социальной системы. Понятия общественно-экономической
формации, образа жизни, законо социальной революции, антогонис-
тического и неантогонистического общества, исторической эпохи и
др. и системность этапов и типов исторического прогресса, поня-
тие личности, коллектива, социального закона и др. фиксируют
системность элементов общества. Производство как созидание об-
щественных благ - "исходный пункт ... и господствующий момент"
(К.Маркс) по отношению к не-созиданию; материальное производство
первично к духовному и другим производствам.
Существование общественного производства, его социально-общих
черт и связей "улавливается" "производственным аспектом" истори-
ческого материализма как логическое завершение познания матери-
ального, духовного и всех других видов пространств.
В качестве не-полярных противоположностей соотносятся произ-
водственное и непроизводственное в общественной жизни; полярными
же противоположностями являются непосредственно (или собственно)
производство и собственно потребление, производство вообще и
потребление вообще. Кроме того, уже отмечалось, что взаимно
предполагают и исключают друг-друга в качестве противоположнос-