Понятие общественного производства является одним из всеобщих
определений общества, однако оно не тождественно понятию общест-
венной жизни. Процесс общественного производства людьми своей
жизни, включает в себя прежде всего материальное производство,
ибо без производства и воспроизводства материальных условий и
средств жизни невозможна сама жизнедеятельность людей во всем ее
многообразии. Этим и обусловлена определенная, конституирующая
весь многообразный процесс общественной жизни роль материального
производства. Однако признанием и разъяснением данного принципи-
ального положения социально-философской теории марксизма тема
"производство и общество" вовсе не исчерпывается. Производство
общественной жизни включает в себя также и духовное производство
("производство сознания"), производство людей, как общественных
индивидов и производство "самой формы общения" (К.Маркс), т.е.
определенного типа социальной связи людей. Короче, в отличие от
чисто экономического толкования сущности производства, философс-
кий подход позволяет рассмотреть последнее как производство об-
щественной жизни, выражение органической целостности человечес-
кой деятельности.
В составе историко-материалистического учения об обществе ка-
тегория общественного производства дает представление о целост-
ности самой основы общественной жизнедеятельности, фиксируя
единство и взаимодействие материального и духовного начал (про-
цессов) жизни людей. Фундамент этого единства составляет дея-
тельность людей по производству и воспроизводству условий своего
бытия, а критерием общественной природы (характера и формы) об-
щественного производства выступает развитие человека, как об-
щественного существа.
Маркс писал: "Если рассматривать буржуазное общество в его
целом, то в качестве конечного результата общественного процесса
производства всегда выступает само общество, т.е. сам человек в
его общественных отношениях. Все, что имеет прочную форму, как,
например, продукт и т.д., выступает в этом движении лишь как мо-
мент, как мимолетный момент. Сам непосредственный процесс произ-
водства выступает здесь только как момент. Условия и предметные
воплощения процесса производства сами в одинаковой мере являются
- 3 -
моментами, а в качестве субъектов выступают только индивиды, но
индивиды в их взаимоотношениях, которые они как воспроизводят,
так и производят заново. Здесь перед нами их собственный посто-
янный процесс движения, в котором они обновляют самих себя в та-
кой же мере, в которой они обновляют создаваемый ими мир богатс-
тва." /Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч.2 с.222./
Иначе говоря, производство является общественным прежде всего
потому, что его конечным продуктом всегда выступает общество,
или, что то же самое, производство человека, как общественного
существа. По отношению к этой цели и результату все остальное -
будь то произведенный продукт, условия труда, даже сам непос-
редственный процесс производства - оказываются лишь моментами,
или средствами и материальным условием осуществления индивидами
своего общественного бытия, "собственного постоянного процесса
движения". Этот вывод можно сформулировать иначе: именно произ-
водство и воспроизводство индивидов в их взаимоотношениях, что,
в свою очередь неотделимо от создания людьми материальных и ду-
ховных условий своей жизнедеятельности, и составляет основное
содержание производства, если рассматривать его применительно к
обществу в целом.
Развивая это положение в плане раскрытия структуры обществен-
ного производства и взаимодействия ее составных частей, необхо-
димо отметить следующие моменты. Безусловно, первым основанием
общественного характера производства является совместный труд
индивидов, на базе и в рамках которого возникают и развиваются
сознание и коллективные формы человеческой (общественной) связи
и жизнедеятельности. Как уже отмечалось, способ производства ма-
териальных условий бытия людей - основополагающая предпосылка
развития собственно человеческой (общественной) истории и самой
способности людей делать историю. Она остается таковой на любом
этапе человеческой истории. Но, наряду с этой предпосылкой, воз-
никают, начинают действовать и другие предпосылки, не менее важ-
ные, существенные. По мере того как человек переходил от присво-
ения готовых продуктов к труду, происходило формирование челове-
ческого сознания и самих механизмов сознательной деятельности.
Производство сознания включается непосредственно в реальный про-
цесс производства людьми условий и обстоятельств своей жизни
(впоследствии, в результате общественного разделения труда появ-
- 4 -
ляется собственно духовное производство). Однако еще более важ-
ной предпосылкой была следующая: производство и воспроизводство
условий и средств материального существования людей с самого на-
чала было (объективно, независимо от степени осознания этого
факта) производством самого человека, способом формирования и
развития его общественных свойств, качеств. Вне существования и
развития производства нельзя даже представить себе возможность
выделения человека как самостоятельного субъекта, активного дея-
теля из первоначально нерасчлененного общественного целого.
Общественное производство есть динамичная система и структу-
ра. В ней то одна то другая стороны, или факторы, выходят на
первый план и становятся определяющими. Труд, средства произ-
водства, знания (наука и опыт), также природные и социальные ус-
ловия в их конкретно-историческом сочетании характеризуют внут-
реннюю структуру производительных сил (материальных и духовных)
на всех этапах развития общественного производства. Однако живое
движение этих сил в истории общественного производства многооб-
разно. Меняется соотношение накопленного и живого труда, которые
могут превращаться по отношению к друг други из средства в цель;
преобразуется само отношение между трудом и производством вооб-
ще.
Из предыдущего изложения следует, что недостаточно признать
определяющую роль способа производства в общественном развитии -
необходимо также осознать, что сам человек является основой об-
щественного производства. Энгельсовское положение о "производс-
тве людей" (в предисловии к первому изданию "Происхождение
семьи, частной собственности и государства") рассматривает про-
изводство человека не только в плане продолжения рода, но и в
плане процесса формирования и развития социальных качеств инди-
вида, становления и развития личности. И если не упускать из ви-
да,что человек есть главная производительная сила, то надо приз-
нать следующее: воспроизводство человека даже в качестве эффек-
тивного, культурного и т.п. работника имеет самое прямое отноше-
ние к историческим изменениям общественного производства и прог-
рессу общества.
Исходя из сказанного, "тайна" общественного производства зак-
лючена в "обработке людей людьми" (К.Маркс) , в том, как люди
производят друг-друга, в характере общественной связи. Это отно-
- 5 -
сится и к материальному и духовному производству. Ведь сознание,
собственно,только там и возникает, где индивид оказывается вы-
нужденным смотреть на самого себя как бы со стороны, как бы гла-
зами других людей, где он должен соизмерять свои индивидуальные
действия с действиями другого человека, т.е. в рамках совместно
осуществляемой жизнедеятельности. Поэтому причины того или иного
характера развития материальной и духовной деятельности надо ис-
кать в реальной системе общественных отношений.
Итак, понятие общественного производства занимает в системе
категорий исторического материализма особое место. Оно взбирает
в себя и становится кристаллизацией (теоретическим образом) та-
ких отправных идей социально-философской теории марксизма, как
положение о практическом характере общественной жизни, предмет-
но-деятельной природе человека, а также целостного характера об-
щественной деятельности людей. В этом плане понятие общественно-
го производства приобретает значение основополагающего принципа,
конституирующего весь исторический процесс в качестве определен-
ной целостности, где все моменты и факторы находятся в диалекти-
ческом единстве.
.
- 6 -
22. Структура общественного производства
Структурирование общественного производства опирается на три
пары диалектически тождественных понятий: процесс-продукт, про-
изводство-потребление, результат-предпосылка, на основе которых
оно предстает как "многократно расчлененная" (К.Маркс) катего-
рия.
Общественное производство как механизм общественного развития
является диалектически противоречивым единством процесса и про-
дукта. Процесс производства "угасает в продукте" (К.Маркс), а
его продукт вновь возвращается в процесс производства в виде
предмета, средства, фактора. (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е
изд., т. 23, с.191). Процесс производства осуществляется ради
продукта, а продукт производится для возобновления и поддержания
процесса производства. Целостность процесса и продукта произ-