Общие макроэкономические условия


Распространенный пример такого рода – заимствования на внутреннем и международном финансовых рынках без учета того, что в будущем это приведет к существенному росту выплат из государственного бюджета по долгам прошлых лет. 5. В периоды социальных потрясений (революции, войны и т.д.) и после них слабые правительства, не имеющие широкой поддержки у населения, находятся под давлением различных групп общества и принимают решения о чрезмерно высоких расходах, что во многих случаях приводит к гиперинфляции.
6. В ситуациях глубоких экономических кризисов слабые правительства, не имеющие твердой поддержки в парламентах, часто откладывают проведение антикризисных мер (уменьшение государственных расходов, снижение темпов роста денежной массы, проведение более жесткой налоговой политики и т.д.) в связи с тем, что общество не может определить, каким образом будет распределено бремя антикризисной программы между различными его группами. Выход из этого положения находится только после победы той или иной политической группировки на выборах.

Общие выводы из проведенного в разделе 3 анализа сводятся к следующему.

  1. В теоретическом анализе экономической политики принято выделять два подхода. Первый – нормативная теория экономической политики, которая изучает вопрос о том, насколько активно правительства должны вмешиваться в экономическую жизнь, и какие методы регулирования экономики наиболее эффективны. Второй - позитивная теория экономической политики, которая исследует реальную экономическую политику и пытается дать ответ на вопрос, чем были обусловлены конкретные политические решения, проводит сравнительный анализ практики экономической политики в различных странах.
  2. Впервые комплексную модель экономической политики предложил голландский экономист Ян Тинберген. С помощью линейной модели он показал, что в случае двух целевых показателей и двух инструментов экономической политики можно достигнуть желаеого значения показателей при условии, когда эффекты влияния инструментов на цели линейно независимы. Обобщением этого результата является то, что в экономике, которая описывается системой линейных уравнений с n целевыми показателями, данные показатели могут достигнуть желаемых значений при наличии n линейно независимых инструментов экономической политики.
  3. Анализ экономической политики с использованием эффективной рыночной классификации Роберта Манделла исходит из того, что каждая цель может быть приписана к определенному инструменту и, соответственно, органу государственного управления, который наиболее значительно влияет на данную цель. В условиях, когда органы государственного управления действуют не скоординированным образом, оптимальный набор политических целей может быть достигнут при условии правильной приписки инструментов к целям.
  4. В ситуации, когда инструментов экономической политики меньше, чем целей, общество сталкивается с проблемой минимизации потерь от того, что целевые показатели не достигнут желаемого значения. Решение этой проблемы проводится с использованием функции социальных потерь.
  5. Органы государственного управления имеют дело с экономикой, которая является стохастической системой. Поэтому при подготовке решений необходимо учитывать фактор неопределенности. В анализе экономической политики принято выделять два типа неопределенности: аддитивную и мультипликативную. Аддитивная неопределенность связана с экзогенными шоками, такими как землетрясения, погодные аномалии и т.д. Она не оказывает существенного влияние на выбор экономической политики, и значения соответствующих переменных при прогнозировании могут быть приняты на уровне их математических ожиданий. Мультипликативная неопределенность усиливает эффект от применения инструментов экономической политики. Поэтому органы управления экономикой при оценке последствий влияния инструментов экономической политики в будущем должны принимать значение параметров, отражающих мультипликативную неопределенность, на уровне ниже математического ожидания.
  6. Теория экономической политики была подвергнута критике Робертом Лукасом. Он поставил под сомнение корректность подхода, реализуемого в макроэкономических моделях, в которых не находят должного отражения ожидания. При резкой смене экономической политики полученные с их применением прогнозы могут оказаться недостоверными. Конструктивный вывод из критики Лукаса состоит в необходимости совершенствования макроэкономических моделей в направлении более корректного отражения в них ожиданий. Примером такого конструктивного подхода является учет ожидаемой инфляции при прогнозировании темпа роста цен.
  7. Анализ динамического аспеRта принятия решений в области экономической политики показал необходимость последовательного проведения в жизнь объявленных правительством правил игры в экономике. Краткосрочные выгоды от изменения экономической политики по сравнению с провозглашенными планами в перспективе оборачиваются недоверием общества к декларациям правительства. Это снижает эффективность воздействия на экономику политических решений и уменьшает вероятность достижения поставленных целей.
  8. Позитивная теория экономической политики дает объяснения многих фактов экономической жизни, исходя из анализа политической структуры общества и соотношения сил между различными политическим группировками.
<

p>
Библиография к разделу 3.

  1. Сакс Д., Фелипе Ларрен Б. Макроэкономика. Глобальный подход. М.: Дело, 1996. Гл. 19.
  2. Кебабджян Ж. Макроэкономическая политика. Деньги. Бюджет. Валютный курс. Новосибирск: TEMPUS-TACIS, 1996. Гл. 9.
  3. Tinbergen J. On the Theory of Economic Policy. Amsterdam: North Holland Publising House, 1952.
  4. W. Brainard, Uncertainty and the Effectiveness of Policy, American Economic Review, May 1967.


  5. Robert Lucas, Econometric Policy Evaluation: A Critique, Carnegie Rochester Conference Series on Public Policy. No. 1, 1976.



Раздел 4. Макроэкономические проблемы перехода от централизованной экономики к экономике рыночного типа (на примере России)

Переходный период в экономике (пост социалистическая трансформация, пост коммунистическая трансформация) в литературе определяется как период времени, в течение которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов.
+
4.1. Общие макроэкономические условия, предшествующие началу переходного периода

После второй мировой войны под влиянием СССР возникла целая группа государств, во главе которых стояли правительства, руководствовавшиеся коммунистической идеологией. В экономике они использовали командные методы управления, опиравшиеся на государственную собственность на подавляющую часть средств производства.
Однако достаточно быстро стало выясняться, что жестко централизованная система управления экономикой имеет не только преимущества (например, возможность концентрации ресурсов на приоритетных государственных программах развития экономики), но и существенные недостатки. Главный из них – невозможность командной системы обеспечить сопоставимую с рыночной экономикой эффективность производства.

Коренная причина низкой эффективности производства – отсутствие личной заинтересованности работников и менеджеров в увеличении прибыли и в повышении эффективности производства.
В различных странах постепенно пришли к выводу о необходимости реформирования существовавшей экономической системы. Начиная с 50-х годов, стали проводиться эксперименты по модернизации экономик командного типа, которые, однако, не затрагивали коренных причин низкой эффективности производства – преобладание государственной собственности на средства производства, отсутствия демократической системы управления обществом.
Экономические эксперименты начались в Югославии в 50-х годах. В середине 60-х годов в ГДР была осуществлена реформа цен одновременно с предоставлением предприятиям большей самостоятельности.

В конце 60-х годов были начаты реформы в Чехословакии и Венгрии. Довольно успешная экономическая реформа в 1978 г. была проведена в Китае после катаклизмов культурной революции.

В СССР в первой половине 80-х годов проводился эксперимент по расширению самостоятельности предприятий, а в 1985 г. было объявлено о начале перестройки и гласности.
В конце 80-х - начале 90-х годов бывшие социалистические страны Восточной Европы заявили о своем намерении перейти от системы социалистического хозяйствования к рыночному хозяйству западного образца. Как уже было отмечено выше, экономики данных стран обладали рядом общих характеристик, главной из которых являлась государственная собственность на средства производства.

Преобладание данной формы собственности над другими приводило к необходимости централизованного планирования и управления экономикой. Эта главная причина объясняет особенности экономики социалистических стран, характерные для начала переходного периода.

  1. Существование мягких бюджетных ограничений на предприятиях (см. [1], с. 40), что означает возможность получения предприятиями субсидий со стороны государства, дешевого кредита, налоговых льгот, отсутствие санкций за нарушение финансовой дисциплины.


Содержание раздела