Механизм образования субсидий


Таким образом, государственные предприятия в социалистической экономике пользовались массой привилегий, что приводило к отсутствию реальной рыночной конкуренции. Директора государственных предприятий были склонны к расширению неэффективных инвестиций (явление долгостроя). Если инвестиции не давали отдачи, последствия для директора были минимальны, государство поддерживало убыточные предприятия. Не смотря на громадные убытки, банкротства происходили крайне редко.

Например, в Польше только 11 государственных фирм разорились после принятия в 1983 году закона о банкротстве. В России закон о банкротстве принят давно, но официально механизм банкротства работает с июня 1998 года (после железнодорожной войны шахтеров и отставки правительства) и то достаточно неэффективно.

Отсутствие бюджетных ограничений на предприятиях порождало несоответствие заработной платы и производительности труда. Не смотря на существование тарифной системы, существовало много способов безудержного роста оплаты (фонды социального обеспечения, премиальные системы). Рост заработной платы всегда мог быть профинансирован за счет бесплатных (а то и безвозвратных) кредитов Центрального банка.

В СССР в 1988-1991 гг. и в Польше в 1987- 1989 гг. рост заработной платы значительно превышал рост производительности труда. Отсутствие связи величины заработной платы и качества выпускаемой продукции приводило к затовариванию магазинов не пользующимися спросом товарами.

  • Централизация планирования и управления экономикой приводила к необходимости централизованных цен, что порождало перекосы в ценообразовании или ценовые диспропорции. Для удержания потребительских цен на низком уровне необходимы были большие бюджетные субсидии сектору домашних хозяйств и отдельным отраслям экономики. Например, в Польше дотации на продукты питания, уголь, сельскохозяйственные ресурсы и энергопотребление составляли в 1989 году 11% ВНП, в Чехословакии – 16%, в СССР – 15%. Бесплатным было образование, медицинское обслуживание, значительно дотировались коммунальные платежи, так как цена жилья была значительно ниже стоимости. До 1991 года в СССР квартиросъемщики за жилье и коммунальные услуги платили менее 3% своих доходов. Субсидировались все виды пассажирского транспорта и другие отрасли сферы нематериального производства. Проблема образования субсидий представлена в модели AD-AS на Графике 4.1. (см. [2]).

  • График 4.1. Механизм образования субсидий в экономике командного типа.

  •  

 
В данной схеме AS – гипотетическая линия совокупного предложения на субсидируемые товары и услуги (т.е. такой была бы функция предложения, если бы цены выполняли регулирующую роль, чего не было в административно-командной экономике).
 
AD – линия совокупного спроса на субсидируемые товары;
E – гипотетическая точка равновесия;
P1 - средняя цена производителей, по которой производится объем товаров и услуг Y1 (выше гипотетической равновесной цены P0);
P2 - средняя цена потребителей, по которой покупается объем товаров и услуг Y1 (ниже гипотетической равновесной цены P0);
Y1 x (Р1 – Р2) - величина субсидий в народном хозяйстве, которые выплачиваются из государственного бюджета.

  1. Бюджетные субсидии и значительные военные расходы способствовали возникновению дефицита государственного бюджета, для финансирования которого в 80-х годах возникла необходимость эмиссии денег. Фактически бюджетные дефициты не ощущались: денег эмитировалось столько, сколько было необходимо. Следствием этого явился так называемый денежный навес, т.е. избыточная денежная масса, которой не противостояла соответствующая масса товаров.
  2. Низкие централизованные цены и избыточная денежная масса порождали дефицит товаров и скрытую инфляцию, индикатором которой могли служить цены на черном рыUке, превышающие гипотетические равновесные. Скрытая инфляция подавлялась государственным контролем над ценами и при либерализации цен быстро перерастала в высокую или гиперинфляцию. Проблема дефицита товаров и услуг схематично представлена на Графике 4.2.




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
График 4.2. Механизм образования дефицита товаров и услуг.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
На графике 4.2 AS – гипотетическая линия совокупного предложения на дефицитные товары и услуги;
AD – линия совокупного спроса на дефицитные товары и услуги;
Pf - централизованные цены (ниже равновесной гипотетической цены P0);
Y1 – количество товаров и услуг, которое готовы произвести производители по централизованным ценам;
Y2 - спрос на дефицитные товары и услуги по централизованным ценам;
(Y2 – Y1) - совокупный дефицит товаров и услуг.
 

  1. Экономики рассматриваемых стран отличались большой ресурсоемкостью. В социалистических странах экономический рост на 90% формировался за счет экстенсивных факторов (в Китае – за счет рабочей силы, в СССР – за счет природных ресурсов). В большинстве западных стран, а также в Тайване, Южной Корее, Гонконге, Сингапуре экономический рост достигается в основном за счет роста эффективности производства. Факторами роста ресурсоемкости являлись устаревшие технологии, недогрузка производственных мощностей, износ основных производственных фондов и мягкие бюджетные ограничения (возможность для многих потребителей не оплачивать часть используемых ресурсов (например, энергоносителей).
  2. В 80-е годы для социалистических стран характерным становится замедление темпов экономического роста. Например, если в 70-е годы среднегодовой рост реального валового общественного продукта6 составил в Болгарии 7.1%, то в 80-е годы – 3.7%, в Венгрии соответствующие показатели были равны 5.4% и 1.6%, в Польше - 6.6% и падение с темпом 0.1% в 80-х годах, в Румынии – 9.7% и 4.5%, в Югославии – 6.1% и 0.7%, в СССР – 5.3% и 2.3% (см._[3], с. 381). Несмотря на сокращение темпов экономического роста, данные показатели были все же выше, чем в западных странах, хотя необходимо учитывать несовершенство социалистической статистики и ее стремление приукрашать действительность. По оценкам некоторых западных и российских экономистов реальные темпы роста в Советском Союзе были гораздо ниже официальных [4]. В экономиках рассматриваемых стран еще задолго до кризиса сложилась тенденция к последовательному замедлению приростов производственных мощностей. Например, в СССР, начиная с 1988 года, их расширение прекратилось, размер мощностей стабилизировался, а с 1991 года они стали сокращаться [5].
  3. В начале переходного периода перечисленные выше особенности усугубляются политической нестабильностью (которая сдерживалась ранее авторитарными режимами). В различных странах обостряются национальные проблемы: Сербия и Хорватия, Азербайджан и Армения, Грузия и Абхазия, Молдавия, Северный Кавказ, Чехия и Словакия.

 
 
4.2. Основные элементы стратегии перехода к рыночной экономике
 
 
Основные концепции реформирования экономики
 
 
Перед странами, решившими осуществить переход к рынку, неизбежно вставал вопрос о выборе концепции экономического развития. Существуют две различные концепции реализации этого перехода.
 
Градуализм (gradual – постепенный) предполагает проведение реформ медленно, шаг за шагом. Источником рыночных преобразований данная концепция видит государство, которое должно постепенно заменять элементы административно - командной экономики рыночными отношениями. На начальном этапе преобразований необходимо регулирование заработной платы, цен, контроль над внешними связями, банками, лицензирование менеджмента.

По этому пути реформ довольно успешно шли Венгрия, Китай.
Противоположная градуализму концепция шоковой терапии построена в основном на либеральном подходе к регулированию экономической системы. Либерализм исходит из того, что рынок – самая эффективная форма экономической деятельности, способная к самоорганизации. Следовательно, преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства. Главная задача государства – поддержание устойчивости финансовой системы, так как без стабильной денежной единицы рынок существовать не может.

Поэтому борьба с инфляцией – стержень либеральной доктрины.
Основным инструментом антиинфляционной политики сторонники либерального подхода и, в том числе, - монетаристы считают либерализацию цен и резкое сокращение государственных расходов. Именно этот, чрезвычайно болезненный для экономики шаг и называют шоковой терапией. Выбор, который большинство стран с переходной экономикой делают в пользу шоковой терапии обусловлен объективными факторами.

На начальном этапе переходного периода часто нет условий для реализации стратегии градуализма.
Не существует единого пакета реформ, пригодного для всех переходных экономик, так как условия в них во многом различаются. Тем не менее, можно выделить общие элементы стратегии перехода к рыночной экономике.

  1. Либерализация экономики
  2. Макроэкономическая финансовая стабилизация
  3. Институциональная трансформация

На рубеже 80-х – 90-х годов многие экономисты, занимавшиеся проблемой трансформации экономик командного типа и слаборазвитых экономик в направлении создания развитой экономики рыночного типа пришли к общему мнению о необходимости реализации целого ряда мер, которые позволили бы осуществить такую трансформацию.



Содержание раздела