Таким образом, государственные предприятия в социалистической экономике пользовались массой привилегий, что приводило к отсутствию реальной рыночной конкуренции. Директора государственных предприятий были склонны к расширению неэффективных инвестиций (явление долгостроя). Если инвестиции не давали отдачи, последствия для директора были минимальны, государство поддерживало убыточные предприятия. Не смотря на громадные убытки, банкротства происходили крайне редко.
Например, в Польше только 11 государственных фирм разорились после принятия в 1983 году закона о банкротстве. В России закон о банкротстве принят давно, но официально механизм банкротства работает с июня 1998 года (после железнодорожной войны шахтеров и отставки правительства) и то достаточно неэффективно.
Отсутствие бюджетных ограничений на предприятиях порождало несоответствие заработной платы и производительности труда. Не смотря на существование тарифной системы, существовало много способов безудержного роста оплаты (фонды социального обеспечения, премиальные системы). Рост заработной платы всегда мог быть профинансирован за счет бесплатных (а то и безвозвратных) кредитов Центрального банка.
В СССР в 1988-1991 гг. и в Польше в 1987- 1989 гг. рост заработной платы значительно превышал рост производительности труда. Отсутствие связи величины заработной платы и качества выпускаемой продукции приводило к затовариванию магазинов не пользующимися спросом товарами.
В данной схеме AS – гипотетическая линия совокупного предложения на субсидируемые товары и услуги (т.е. такой была бы функция предложения, если бы цены выполняли регулирующую роль, чего не было в административно-командной экономике).
AD – линия совокупного спроса на субсидируемые товары;
E – гипотетическая точка равновесия;
P1 - средняя цена производителей, по которой производится объем товаров и услуг Y1 (выше гипотетической равновесной цены P0);
P2 - средняя цена потребителей, по которой покупается объем товаров и услуг Y1 (ниже гипотетической равновесной цены P0);
Y1 x (Р1 – Р2) - величина субсидий в народном хозяйстве, которые выплачиваются из государственного бюджета.
4.2. Основные элементы стратегии перехода к рыночной экономике
Основные концепции реформирования экономики
Перед странами, решившими осуществить переход к рынку, неизбежно вставал вопрос о выборе концепции экономического развития. Существуют две различные концепции реализации этого перехода.
Градуализм (gradual – постепенный) предполагает проведение реформ медленно, шаг за шагом. Источником рыночных преобразований данная концепция видит государство, которое должно постепенно заменять элементы административно - командной экономики рыночными отношениями. На начальном этапе преобразований необходимо регулирование заработной платы, цен, контроль над внешними связями, банками, лицензирование менеджмента.
По этому пути реформ довольно успешно шли Венгрия, Китай.
Противоположная градуализму концепция шоковой терапии построена в основном на либеральном подходе к регулированию экономической системы. Либерализм исходит из того, что рынок – самая эффективная форма экономической деятельности, способная к самоорганизации. Следовательно, преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства. Главная задача государства – поддержание устойчивости финансовой системы, так как без стабильной денежной единицы рынок существовать не может.
Поэтому борьба с инфляцией – стержень либеральной доктрины.
Основным инструментом антиинфляционной политики сторонники либерального подхода и, в том числе, - монетаристы считают либерализацию цен и резкое сокращение государственных расходов. Именно этот, чрезвычайно болезненный для экономики шаг и называют шоковой терапией. Выбор, который большинство стран с переходной экономикой делают в пользу шоковой терапии обусловлен объективными факторами.
На начальном этапе переходного периода часто нет условий для реализации стратегии градуализма.
Не существует единого пакета реформ, пригодного для всех переходных экономик, так как условия в них во многом различаются. Тем не менее, можно выделить общие элементы стратегии перехода к рыночной экономике.
На рубеже 80-х – 90-х годов многие экономисты, занимавшиеся проблемой трансформации экономик командного типа и слаборазвитых экономик в направлении создания развитой экономики рыночного типа пришли к общему мнению о необходимости реализации целого ряда мер, которые позволили бы осуществить такую трансформацию.