Координация действий всех участников движения.


инфраструктуры. 7. Широкое использование совреме нных технических средств перемещения и управления движением.
8. Координация действий всех участников движения.
9. Осуществление движения с наименьшими издержками всех видов ресурсов.
10. Сохранение окружающей природной среды, т.е. соблюдение экологических требований. Общий характер принципов отражает сущность логистики.

При построении логистических подсистем для каждого вида потока и систем при интеграции различных видов потоков принципы конкретизируются и дополняются.
Итак, логистика - это эффективный подход к управлению с целью снижения издержек производства и обращения. Она ложится в основу экономической стратегии предприят ия, используется как орудие в конк урентной борьбе и выступает как упра вленческая стратегия планирования, размещения и контроля над финансовыми, информационными и материальными ресурсами. Так достигается координат логистического обеспечения рынка и производственной стратегии.

Если эта координация достигнута, то ее результатом становятся: оптимальный ассортимент запасов в нужном месте, в указное время; согласованность движения внешнего и внутреннего транспорта, которая гарантирует своевременную доставку в соответствии с экономическими требованиями; синхронность работы складского хозяйства и транспорта. Все это н позволяет снижать расходы.
Сейчас передовые западные фирмы считают логистику основой хозяйственной стратеги и. Вместе с тем многие предприятия все еще пренебрегают ее методами, полагая, что их необязательно использовать. Однако практика доказывает, что наибольшего эффекта фирмы добиваются л ишь тогда, когда он и создают оптимальную систему управления материальными, информационными и транспортными потоками.
Опыт применения системы логистики позволяет выделить семь ее элементов:
1. Закупка сырья и материалов. Осно вными этапами этого процесса считаются:
полное и точное удовлетворение потребностей производства, выбор источников материально-т ехнического обеспечен ия;
сбор информации о конъюнктуре, размещение заказа и его реализация, проверка счетов-фактур;
составление учетных документов и поддержание отношений с поставщиками.
Наиболее важные моменты - выбор поставщика и размещение заказа. Выбор поставщика зависит в первою очередь от цены и качества продукции, от длительности связи с изготовителем, географического местоположения. Последний фактор влияет на скорость доставки, а также, очень существенно -на транспортные расходы и в конечном счете на цены.
Следующий важный момент - эффективность выполнения заказа. Заказ определяет количество и ассортимент продукции, способы ее доставки, движение товара по каналам распределения. Контроль за выполнением заказа формирует массивы информации об объемах поставленной и складируемой продукции.

Необходимость такого контроля обусловила широкое применение компьютерной технологии.
2. Запасы. Главная проблема управления запасами - их оптимизация, т. с. подержание оптимального уровня запасов для каждой товарной позиции в соответствии с требованиями производства. Уровень запасов по каждому виду продукции зависит от характера колебании спроса, времени на получение запасов, включая время оформления заказа, транспортировки и отгрузки, а также от надежности сервисного обслуживания. При управлении запасами соблюдаются разумные стандарты-требования.

Так, чем выше страховые запасы, тем выше надежность снабжения. Иногда страховые запасы могут быть минимизированы или полностью устранены. Это происходит в двух случаях:
а) при идеальной синхронизации внутренних и внешних условий управления материальными потоками;
б) если какой-либо вид ресурса слишком специфичен и к том}- же дорог, поэтому экономически невыгодно обсаживать колебания спроса на данный ассортимент.
В нашей стране разработано, немало методов управления запасами. Многие из них были, естественно, рассчитаны только на плановую экономику. В связи с этим методы оптимального планирования запасов по мере перехода к рынку будут пересматриваться, дополняться, дорабатываться в соответствии с требованиями экономики предприятий.


3. Транспорт. Он обеспечивает перевозки грузов от поставщиков на предприятие, с предприятия на склад, со склада на склад, доставки груза потребителю. При этом учитываются все транспортные связи, даже если поставщик и потребитель оплачивают наемный транспорт.



Например, поставщик имеет возможность использовать более дешевый транспорт, чем потребитель. Тогда он получает конкурентные преимущества. Если же потребитель берет на себя этот вид затрат, то, как правило, цены корректируются в сторону снижения.

Основными требованиями к транспортным услугам является доступная стоимость перевозки, надежность доставки продукции в срок и сохранность грузов.
4. Обслуживание производства. Далеко не все специалисты включают эту задачу в систему логистики, но большинство их все-таки отмечают, что производственные мощности и экономическая гибкость предприятия очень важны для функционирования системы. Более того, японцы убедительно показали: когда взаимосвязываются не только снабжение и транспорт, но и сбыт с производством, результаты этого получаются превосходными.
6. Складское хозяйство, в которое входят складские помещения предприятий, склады оптовой и розничной торговли.
7. Информация, связь и контроль. Как уже было отмечено, любая экономическая система управляется с помощью информации и контроля. Информационная и контролирующая подсистемы передают заказы, требования об отгрузке и транспортировке, поддерживают уровень запасов.
8. Труд. Эффективное использование трудовых ресурсов - гарантия успешного претворения в жизнь стратегических планов фирмы, поэтому руководство фирмы должно считаться с мнением и работой каждого сотрудника, разрабатывать программы их материального стимулирования.
Следует отметить, что число лиц, способных решить логистические задачи (как показывает опыт, например, США) ограниченно, что обусловлено большой сложностью этих задач.
Показатели управления
Благодаря логистике в сфере обращения были найдены резервы экономии всех видов ресурсов. По данным ООН на собственно производство приходится 2 % времени, а на доставку сырья и материалов, транспортировку готовой продукции, хранение - 98 %, причем транспортировка составляет только 5 %.
Поэтому у большинства фирм от 20 до 30 %, а в некоторых фирмах в связи с удаленностью рынков сырья и сбыта - до 50 % всех их затрат приходится на долю логистики.
Структура логистических затрат такова: 41 % - транспортные расходы, 21 %- расходы на хранение товаров, 23 % - на создание запасов материальных ресурсов, 15 % - административно-управленческие расходы.
Данные мировой статистики показывают, какой огромный резерв в сокращении затрат, связанных с хранением материалов, "омертвлением" запасов, а также в ускорении оборачиваемости материальных ресурсов. Поиск путей сокращения этих затрат выявил основные логистические показатели:
1) частота оборачиваемости запасов (в отечественной практике рассчитывается коэффициент оборачиваемости);
2) степень готовности, которая рассчитывается как частное от деления объемов удовлетворенных потребностей в указанный срок на общий объем потребностей (в хозяйственной деятельности наших предприятий этот показатель известен как процент выполнения договоров);
3) общие затраты на материально-техническое обеспечение,
приходящиеся на единицу оборота материальных ресурсов (т. е. уровень издержек обращения для посреднических организаций и уровень транспортно-заготовительных расходов для производителя в отечественной экономике).
4) скорость оборота материальных ресурсов для отдельных складов;
5) расходы на единицу продукции;
6) расходы на перевозимые грузы;
7) загрузка склада и парка транспортных средств;

  1. степень риска, связанная с содержанием запасов и равная обычно 10-15 % стоимости запасов.

Деятельность по совершенствованию складирования и транспортировки материальных ресурсов включает в себя меры, дающие медленную отдачу вложенных средств.
Опыт показывает, как быстро окупаются средства, вложенные в анализ "узких мест" хозяйственной деятельности фирм. Так, например, в ряде японских компаний, управляющие оцениваются с точки зрения их умения обеспечить определенный, уровень нормы прибыли. При этом используются четыре оценки:
"А" - норма прибыли не меньше 9 %;
"В" - норма прибыли не меньше 6 %;
"С"- норма прибыли не меньше 4 %;
"О" -. норма прибыли меньше 3 %.
Если в течение двух лет управляющий получает оценку "О", он смещается с занимаемой должности.
Медленно окупаются затраты на механизацию складирования,
строительство больших складских комплексов, автоматизацию технологических процессов, поэтому, в настоящее время, эти процессы практически не инвестируются.
В промышленно развитых странах за четыре десятилетия накоплен достаточный опыт применения логистики. Он позволяет сделать следующие выводы:



Содержание раздела