Кроме того, в отраслях с высокой материалоемкостью продукции стоимость произведенной продукции не может согласовываться с численностью работников или объемом основных фондов. Поэтому предпочтение было отдано численности персонала. Именно на основе этого показателя возможны международные сравнения развития малого предпринимательства.
В настоящее время Законом Российской Федерации от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ " О Государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации (дальнейшем – Закон о малом предпринимательстве) установлены следующие критерии отнесения предприятия к малому:
1.Малое предприятие является коммерческой организацией.
2.Доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале не превышает 25%.
3.Доля участия в уставном капитале, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %.
4.Средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте- 100 человек; в сельском хозяйстве-60 человек; в научно-технической сфере-60 человек; в оптовой торговле-50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности- 50 человек. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малые предприятия , осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Субъект малого предпринимательства регистрируется и получает соответствующий статус в органах исполнительной власти, уполномоченных действующим законодательством, с момента подачи заявления установленного Правительством Российской Федерации образца. Следует, однако, заметить, что до настоящего времени вид данного заявления не утвержден.
По сравнению со старыми критериями отнесения предприятий к малым, определенными в Постановлении Совета Министров РСФСР от 18 июня 1991 г. М 5406, новые являются более жесткими, поскольку в них присутствуют ограничения на участие в уставном капитале отдельных юридических лиц. Кроме того, в большинстве случаев уменьшена предельная численность работающих. Поэтому многие предприятия, которые подпадали под определение " малое", теперь таковыми не считаются и, следовательно, не могут воспользоваться соответствующими их статусу льготами.
Согласно новому определению, даже при соответствии критерию численности работников, государственное или муниципальное предприятие не может быть отнесено к категории малого. Теряют статус малого дочерние компании крупных и средних предприятий, так как доля материнских компаний в их уставном капитале, как правило, превышает установленные 25 %.
Следует обратить внимание и на другую проблему развития малого предпринимательства в России. Ведь в Законе о малом предпринимательстве нет прямого ответа на вопрос, может ли совместное предприятие или предприятие со 100-процентным иностранным капиталом быть субъектом малого предпринимательства при формальном выполнении всех критериев. Основная сложность заключается в том, возможно ли в принципе иностранное юридическое лицо признать субъектом малого предпринимательства.
Несмотря на то, что ни одна норма Закона о малом предпринимательстве не содержит ответа на этот вопрос и прямо не отрицает такой возможности, по нашему мнению, нет достаточных оснований для признания юридического иностранного лица субъектом малого предпринимательства. Ни совместные предприятия, ни предприятия со 100-процентными иностранными инвестициями не относятся к малым предприятиям со всеми вытекающими проблемами относительно льгот. Это вопрос требует разъяснения на нормативном уровне.
Исключение составляют иностранные предприятия с иностранными инвестициями, не превышающими 25 %, т.к. здесь доля в уставном капитале субъекта, не являющегося малым предприятием, не превышает установленной.
Выделяют пять отраслевых групп предприятий: 1) промышленность, строительство и транспорт; 2) сельское хозяйство и научно-техническая сфера; 3) оптовая торговля; 4) розничная торговля и бытовое обслуживание; 5) остальные отрасли и другие виды деятельности. Соответственно малым может быть любое предприятие (коммерческая организация) любой организационно-правовой формы, в том числе и кооператив.
Для малых предприятий очень важным моментом является методика расчета фактической средней списочной численности работающих, так как этот критерий определяет многие льготы, предоставляемые государством малому бизнесу. Средняя списочная численность определяется с учетом количества совместителей и работающих по договорам подряда. При этом среднесписочная численность совместителей берется с коэффициентом 0,5. Действующее законодательство не ограничивает предельную численность совместителей для малого предприятия, не устанавливает соотношение числа совместителей и штатных работников.
Имеются лишь ограничения для самих работников, которые не могут руководить двумя предприятиями.
Многие проблемы малых предприятий в России обусловлены несовершенством действующих каналов снабжения и сбыта, других форм посреднической деятельности. В решении этих проблем большую роль могут сыграть предприятия, основанные на частной форме собственности, что является необходимым условием развития малого предпринимательства и прежде всего, дилерской деятельности.
Проведем анализ развития малого предпринимательства как основы становления и развития дилерской деятельности.
1.2. Анализ развития малого предпринимательства как основы дилерской деятельности
Создание в России сети малых предприятий в различных отраслях экономики явилось залогом демонополизации производства, развития здоровой конкуренции между производителями. Проводя анализ становления и развития малого предпринимательства в России, мы выделяем следующие основные направления:
1. Отраслевой разрез формирования малых предприятий.
По количеству созданных предприятий вслед за пищевой промышленностью шли лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная; полиграфическая, машиностроение и металлообработка. Быстрый рост общего числа малых предприятий наблюдался в 1991-1993 гг., но в 1994 г. он замедлился и в 1995 г. число малых предприятий несколько сократилось. По состоянию на 1 января 1996г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий.
1,2 При этом 84,2% составили малые предприятия частной формы собственности. Отметим также, что на долю промышленности приходилось 14,6% общей численности малых предприятий. В промышленности предприятия с частной формой собственности составили 76,9%.3.
Более яркую картину развития частного предпринимательства позволяет получить кластерный анализ, который предполагает выделение компактных, удаленных друг от друга объектов, позволяет дать объективное разбиение совокупности на пучки объектов. Отметим, что существуют значительное количество алгоритмов кластерного анализа, которые отражают разнообразие не только вычислительных приемов, но и стоящих за ними концепций.4
Кластерный анализ используется для разделения исходных данных на однородные совокупности (группы, кластеры). Часто в качестве расстояния между двумя наблюдениями zi и zν используют обычное Евклидово расстояние, определяемое по формуле
Полученные расстояния удобно представлять в виде матрицы расстояний, используя которую можно реализовать агломеративную иерархическую процедуру кластерного анализа.
Расстояния между кластерами определяются по принципу “ближайшего соседа” или “дальнего соседа”. В первом случае за расстояние между кластерами принимаются расстояния между ближайшими представителями этих кластеров, а во втором - между наиболее удаленными друг от друга.
Принцип работы иерархических агломеративных процедур состоит в последовательном объединении групп элементов сначала самых близких, а затем все более отдаленных друг от друга.