Новгорода и ОАО «Новгородский бизнес-парк».
Большую роль в региональной структуре малого бизнеса играет ОАО «Новгородская лизинговая компания», которая за 9 месяцев 1997г. предоставила предприятиям лизинговых услуг на 1970 млн. руб.
В первом полугодии 1997г. численность малых предприятий в Новгородской области достигла 2400. Малыми предприятиями было произведено продукции на 539,4 млрд. руб., получена прибыль на сумму 33,2 млрд. руб., размер капитальных вложений составил 230,2 млрд. руб.
В комплексной государственной программе поддержки и развития малого предпринимательства Псковской области на 1996-1997 гг. предусматривалась ориентация на внутренние ресурсы, хотя не исключалось привлечение федеральных или зарубежных источников.
На 1 июля 1997г. в Псковской области уже насчитывалось 1,6 тыс. малых предприятий, которыми произведено продукции почти на 224 млрд. руб., получено 2,0 млрд. прибыли, размер капитальных вложений составил 17,3 млрд. руб. Для отдельных категорий субъектов малого предпринимательства предусмотрен льготный налоговый режим.
В Ленинградской области региональная структура поддержки малого предпринимательства включает не только областной и районные фонды поддержки малого предпринимательства, но и такие структуры, как социально-деловой центр в Тихвине, Шлиссенбурге, Волховский международный бизнес-инкубатор и центр обучения, Гатчинский региональный бизнес-центр.
Безусловно крупнейшими центрами развития малого предпринимательства являются Москва и Санкт-Петербург. В условиях благоприятной среды и развития цивилизованного рынка малые предприятия России могут производить до 50 % общего объемы товаров и услуг.
Для подтверждения вывода об интенсивном развитии малого предпринимательства в различных регионах проведен дополнительный кластерный анализ распределения малых предприятий по регионам России на начало 1998 года, для чего использованы данные статистического ежегодника за 1998 г.
Из расчетов были исключены автономные округа и Чеченская республика.
В приложении 6 представлены 25 регионов Российской Федерации, ранжированные по убыванию значений числа малых предприятий на начало 1998 года. Наглядно видно, что г.Москва резко выделяется по числу малых предприятий среди остальных регионов.
С целью разделения регионов на группы, имеющие общие черты и закономерности развития малого предпринимательства, нами был применен алгоритм кластерного анализа. Наилучшими в содержательном плане оказались результаты, полученные методом «К-средних».
Регионы разделились на 3 группы. В группу с наибольшим числом малых предприятий вошли города Москва и Санкт-Петербург. В группу с большим числом малых предприятий вошли Московская, Самарская, Ростовская, Свердловская, Новосибирская и Тюменская области, краснодарский край и республика Татарстан.
Остальные 69 регионов вошли в третий кластер с невысоким числом малых предприятий.
Результаты кластерного анализа подтверждаются проведенным ранжированием регионов по убыванию значений числа малых предприятий.
Дальнейшее развитие малого предпринимательства и его эффективность требуют совершенствования каналов снабжения и сбыта, развития различных форм посреднической деятельности, одной из развитых форм в странах с развитой рыночной экономикой является дилерская деятельность.
1.3. Необходимость становления и развития дилерской деятельности
Дилерская или представительская деятельность на российском рынке проходит период становления. При этом переход от планово-распределительной к рыночной экономике предполагает изменение характера взаимоотношений предприятий и посреднической деятельности. Это находит свое выражение в образовании экономически самостоятельных субъектов хозяйства, в развитии рыночно-конкурентного механизма экономики.
Хозяйствующие субъекты вступают в отношения друг с другом, руководствуясь рыночными критериями и стимулами. Их отношения по поводу материально-технического снабжения и сбыта произведенной продукции приобретают всё более рыночную ориентацию, подвергаются всё большему влиянию спросовых ограничений.
Большинство рынков в ней ещё не сложились, находятся в процессе формирования. Существующие рынки неустойчивы как со стороны предложения, так и со стороны спроса. Ценовая динамика труднопредсказуема, подвержена сильному воздействию случайных факторов.
Недостаточно развита институционная среда рынков и рыночная инфрастуктура.
Их отношения по поводу материально-технического снабжения и сбыта произведённой продукции приобретают всё более рыночную ориентацию, подвергаются всё большему влиянию спросовых ограничений, однако в заметной мере сохраняют специфику, присущую особым условиям переходной экономики.
В начальный период в снабженческо-сбытовой политике важную роль играют прежние хозяйственные связи партнёров в силу инерции, преимуществ доверительных отношений в условиях экономической неопределённости; отсутствия необходимой информации, жёсткой зависимости от прежних технологических «цепочек» при недостатке средств для изменения профиля предприятия и т.п. Со временем, главным критерием выбора партнёров становятся рациональные рыночные оценки. При этом неустойчивость экономики, неразвитость рыночной инфраструктуры обуславливают хаотичность установления хозяйственных связей, частую смену контрагентов.
В процессе осуществления экономических реформ у фирм-производителей появляется право самостоятельного выбора партнёров и принятия решения о способах сбыта продукции. Производители начинают задумываться о мерах для улучшения сбыта,
При решении проблемы сбыта у фирм-производителей существуют два альтернативных варианта реализации продукции:
- реализация продукции напрямую потребителю
- реализация продукции через торговых посредников.
Остальные методы - это комбинация двух основных.
На первый взгляд, установление прямых хозяйственных связей является наиболее выгодным вариантом.
Прямые торговые сделки - это операции между непосредственными потребителями и производителями товаров, работ и услуг с экономической точки зрения такой способ реализации продукции ускоряет оборот, снижает стоимость ресурсов, издержек производства и обращения. Вместе с тем, прямые длительные хозяйственные связи, как правило, не обеспечивают сбыта всего объёма продукции, гарантированного производственными мощностями. При таком методе производитель должен иметь у себя специалистов, которые способны обеспечивать перевозку, хранение, страхование грузов, осуществление таможенных формальностей, банковских расчётов и других операций, выполнение которых затруднено по разным причинам.
Также не стоит упускать из вида тот факт, что далеко не всякой продукции подходит данный вариант реализации. Его можно применить в отношении продукции стандартизированной, пользующейся неснижающимся спросом, имеющей постоянных потребителей среди производственных предприятий, а также в отношении уникальной продукции, изготавливаемой на основе индивидуальных заказов,
Названные факторы серьёзно ограничивают распространение прямых хозяйственных связей в любой сбытовой практике, а в условиях российской экономики усугубляются фактически полным прекращением контрагентских взаимоотношений, сложившихся некогда в результате централизованного прикрепления потребителей к поставщикам, осложнением внутриполитической обстановки и её воздействием на национальную экономику и межнациональную экономику.
В этой ситуации участие торговых посредников представляется не только наиболее общим, но и наиболее перспективным решением проблемы сбыта.