С позиции дилерства следует отметить, что впервые в российском законодательстве была сделана попытка определить все объекты собственности, включая и объекты интеллектуальной собственности (ноу-хау, торговые секреты, товарные знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания).
Также были приняты «Патентный закон РФ», Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». В указанных законах впервые были определены подробные признаки каждого из объектов интеллектуальной собственности, порядок установления прав на них, использования, передачи другим лицам, способы защиты прав собственника в случае их нарушения.
Важное значение для дилеров имеет Закон РФ «О защите прав потребителей», который регулируют отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями и продавцами; а также устанавливает права потребителей, получение информации о товарах и об их изготовлении (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Из законов, определяющих условия хозяйственной деятельности, следует отметить Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В нём устанавливаются количественные ограничения по охвату рынка товаров и услуг (предельная доля любого хозяйствующего субъекта на рынке определённого товара в соответствии со статьей 4 Закона не может превышать 35%), запрещает навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора; включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. Также очень важно положение о недобросовестной конкуренции, к которой относится в частности, введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств и качества товара; самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия её владельца.
Важным элементом в правовом регулировании хозяйственной деятельности является законодательство о порядке разрешения споров. Нормативными актами, определяющими порядок разрешения хозяйственных споров, в которых могут оказаться в качестве сторон дилер и фирма-производитель, являются Закон РСФСР «Об арбитражном суде», «Арбитражный процессуальный кодекс РФ» и «Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров».
Особая группа законов определяет налоговую систему в РФ. Общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, определяются Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Готовится к принятию «Налоговый Кодекс РФ».
В непосредственной близости к налоговой системе по степени её влияния на развитие предпринимательства находится финансово-кредитная сфера. Существовавшая в России десятки лет государственная монополия на финансово-кредитные операции упразднена и в настоящее время уже сформировалась двухуровневая система, в которой верхний уровень представлен Центральным банком России, а нижний - сетью коммерческих банков. Для всех учреждений характерно преобладание краткосрочных кредитов.
Важное значение имеет и нормативная база, регулирующая внешнеэкономическую деятельность предприятий. До 1988 года, операции с иностранными партнёрами в СССР осуществлялись только через всесоюзные внешнеэкономические объединения при МВЭС СССР и отраслевые союзные министерства, в которых были сконцентрированы опытные специалисты, сложились долговременные связи с инопартнёрами, но они никогда не работали на конкретного потребителя, что породило у предприятий комплекс недоверия к этим структурам. А это, в свою очередь, привело к хаосу в реализации экспортно-импортных операций.
Государственная поддержка же в первую очередь заключается в принятии законов. В настоящий момент законодательство в России нестабильно: во - первых, происходит постоянное изменение правил поведения предприятий (особенно в области налогообложения и внешнеэкономических связей). Во - вторых, существуют многочисленные законодательные пробелы -дефицитность правовых гарантий равенства всех форм собственности и защиты частной собственности.
В - третьих, - в отсутствии чёткой регламентации того, какие правоотношения следует регулировать различными категориями правовых актов (федеральный закон, президентский указ, правительственное постановление, ведомственный норматив). В - четвёртых, - в невыполнении уже имеющихся законов, в появлении на федеральном и региональном уровнях правовых актов, противоречащих друг другу, существенно сдерживающих развитие предпринимательства и затрудняющих выход на новые региональные рынки. В - пятых, - в отсутствии реальных механизмов защиты мелких предприятий от произвола и некомпетентности чиновников.
Также важно учесть влияние на малый бизнес налогового законодательства.
Дилерские сбытовые сети способствуют эффективному взаимодействию мелкого и крупного бизнеса. Учитывая важность взаимодействия малого и среднего бизнеса в доведении товара до конечного пользователя, целесообразно рассмотреть механизм этого взаимодействия.