Динамика этого сектора отечественной экономики полностью зависит от роста доходов соответствующих экономических субъектов предприятий и населения.
Таким образом, благоприятные предпосылки реализации потенциала производственного спроса связаны, во-первых, с тем, что основная часть производственно-технологических систем в российской экономике базируется на оборудовании отечественного производства и в условиях дефицита инвестиционных ресурсов будет в процессе модернизации и обновления предъявлять спрос на соответствующую продукцию, производимую внутри страны. Однако, как показывает практика значительная часть компаний предпочитает постепенно заменять отечественное оборудование, на импортное, как более производительное.
Во-вторых, непременным условием формирования масштабного потребительского спроса на продукцию отечественного производства является снижение беспрецедентных масштабов дифференциации уровня доходов населения. Наряду с этим необходимо ограничить экспансию продукции иностранного производства на отечественном потребительском рынке с помощью разумной протекционистской политики, учитывая опыт других стран.
Таким образом, перспективы сохранения и развития того положительного импульса, который был получен национальным хозяйством в 1999-2004 гг., полностью зависят от того, в какой мере удастся перейти к выработке и реализации оптимальной экономической, финансово-кредитной, внешнеторговой, научно-технической и структурно-инвестиционной политики.
Задания для самопроверки
Лекция вторая «ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ»:
последствия и их причины.
Настоятельность существенных перемен в политическом и хозяйственном устройстве государства была окончательно осознана и воспринята обществом уже в середине 80-х годов прошлого века и обусловлена, в частности, ухудшением большинства социально-экономических параметров страны. В рамках сохранения принципов централизованного планового управления начала реализовываться политика «ускорения» и «перестройки». Так, уже в 1987 г. был принят «Закон о государственном предприятии», в соответствии с которым экономические субъекты получали значительно больше самостоятельности в организации своей хозяйственной деятельности. Приветствовалось создание кооперативов и других форм негосударственной собственности, происходили изменения в организации систем организации функционирования материальных и других видов экономических ресурсов и т. д.
Однако наиболее радикальные преобразования, получившие впоследствии название «шоковая терапия», начались в конце 1991 г. и продолжались, по существу, до второй половины 90-х годов.
Ключевые мотивы и положения формирования существенно новой концепции управления российской экономикой основывались, прежде всего, на утверждении о наличии примеров конструктивной трансформации ряда национальных экономик на предлагаемых принципах, которые, в общих чертах, сводились к следующему:
Предприятиями негосударственной формы собственности было выполнено 85% подрядных работ в строительстве, более 90% розничного товарооборота. Частичное регулирование цен сохранялось преимущественно только на продукцию и услуги естественных монополий, причем существенную самостоятельность в этой сфере получили субъекты Федерации. Регуляторами объема и структуры внешнеторгового оборота стали финансовые параметры (ставки экспортных и импортных тарифов и акцизов на отдельные продукты).
Была узаконена купля-продажа земель несельскохозяйственного назначения. Развивались реформы по трансформации условий функционирования науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и других сфер, основной направленностью которых была «минимизация» участия государства в управлении хозяйственными процессами, что, вообще говоря, характерно для стран с развитой рыночной экономикой.
Однако собственно экономические результаты этого периода реформирования оказались далеки от ожидаемых. Прежде всего, вместо ожидаемого роста произошло обвальное сокращение производства. Так, объем промышленного производства в 1996 г. составил 48 % по отношению к дореформенному 1990 г., инвестиции в основной капитал 25%, продукция сельского хозяйства 62%, грузооборот транспорта общего пользования 44% и т. д. Негативные изменения произошли и в структурных характеристиках экономики. К примеру, в структуре промышленности, возросла доля добывающих отраслей, вследствие более быстрого сокращения выпуска продукции обрабатывающих и особенно прогрессивных ее видов. В экспорте продолжался рост удельного веса продуктов топливно-сырьевого сектора, а в импорте потребительского (доля импорта в структуре товарных ресурсов розничного товарооборота в 1994 г.приближалась к критическому уровню в 60%).
Практически вдвое упали реальные доходы и уровень жизни населения. При вынужденном росте расходов на продовольствие, сократилось потребление наиболее ценных продуктов питания: мяса, молока, овощей, фруктов. Одновременно сильно возросла дифференциация населения по уровню дохода.
Усугубились и межрегиональные различия.
Одновременно не удалось создать и некоторых очень важных элементов рыночной инфраструктуры. Прежде всего, это относится к финансово-кредитной сфере, эффективность функционирования которой определяющим образом влияет на результативность всей рыночной экономики. В условиях чрезвычайно высоких темпов инфляции (в 1992 г. потребительские цены возросли в 26 раз, в 1993 г. в 9, 4 раза, в 1994-1996 г.г. еще в 9 раз) широкое распространение в российской экономике получили «неденежные» формы расчетов бартер, векселя и другие денежные суррогаты. По этой же причине практически отсутствовал долгосрочный кредит, не был сформирован действенный механизм перелива капитала и т. д.
Закономерным финалом «шоковой терапии» стал августовский кризис 1998 г. Его результатом стали: дефолт; резкое падение курса национальной валюты (рубля), и всех основных параметров российской экономики (производства, уровня жизни населения, экспорта, импорта и др.) после некоторой стабилизации в 1997 г.
В чем же причина сложившегося положения в нашей экономике в этот период?
Прежде всего в неадекватности избранной стратегии реформирования национального хозяйства некоторым фундаментальным особенностям отечественной экономики, сложившимся на момент начала радикальных трансформационных процессов. Кстати, о неизбежности такого результата проводимой Правительством РФ в последнем десятилетии XX века экономической политики предупреждали в конце 80-х начале 90-х годов многие известные отечественные и зарубежные ученые-экономисты, искренне озабоченные судьбой России.
Реформы начинались под флагом создания условий для кардинального повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики. Среди достаточных условий этого назывались демократизация и либерализация экономики и общества, а основными инструментами должны были служить организационно-хозяйственные и институциональные преобразования и формирование нового правового поля.