ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ


Динамика этого сектора отечественной экономики полностью зависит от роста доходов соответствующих экономических субъектов предприятий и населения. Таким образом, благоприятные предпосылки реализации потенциала производственного спроса связаны, во-первых, с тем, что основная часть производственно-технологических систем в российской экономике базируется на оборудовании отечественного производства и в условиях дефицита инвестиционных ресурсов будет в процессе модернизации и обновления предъявлять спрос на соответствующую продукцию, производимую внутри страны. Однако, как показывает практика значительная часть компаний предпочитает постепенно заменять отечественное оборудование, на импортное, как более производительное.
Во-вторых, непременным условием формирования масштабного потребительского спроса на продукцию отечественного производства является снижение беспрецедентных масштабов дифференциации уровня доходов населения. Наряду с этим необходимо ограничить экспансию продукции иностранного производства на отечественном потребительском рынке с помощью разумной протекционистской политики, учитывая опыт других стран.
Таким образом, перспективы сохранения и развития того положительного импульса, который был получен национальным хозяйством в 1999-2004 гг., полностью зависят от того, в какой мере удастся перейти к выработке и реализации оптимальной экономической, финансово-кредитной, внешнеторговой, научно-технической и структурно-инвестиционной политики.

Задания для самопроверки

  1. Что может служить критерием (критериями) экономического роста?
  2. Какие изменения в структуре экономики происходят по мере ее качественного роста?
  3. Что, по мнению автора, является важнейшими факторами роста? Какие еще факторы роста существуют помимо указанных?
  4. Какие две основные черты характеризуют трансформацию российской экономики в 90-е годы?
  5. Составьте перечнь основных «достижений» указанного экономического перехода.
  6. Какие основные проблемы возникли в экономике страны в результате экономической трансформации 90-х годов?
  7. Какие меры предлагает использовать автор для решения этих проблем? Согласны ли Вы с ним? Аргументируйте свое мнение.



Лекция вторая «ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ»:
последствия и их причины.

Настоятельность существенных перемен в политическом и хозяйственном устройстве государства была окончательно осознана и воспринята обществом уже в середине 80-х годов прошлого века и обусловлена, в частности, ухудшением большинства социально-экономических параметров страны. В рамках сохранения принципов централизованного планового управления начала реализовываться политика «ускорения» и «перестройки». Так, уже в 1987 г. был принят «Закон о государственном предприятии», в соответствии с которым экономические субъекты получали значительно больше самостоятельности в организации своей хозяйственной деятельности. Приветствовалось создание кооперативов и других форм негосударственной собственности, происходили изменения в организации систем организации функционирования материальных и других видов экономических ресурсов и т. д.
Однако наиболее радикальные преобразования, получившие впоследствии название «шоковая терапия», начались в конце 1991 г. и продолжались, по существу, до второй половины 90-х годов.
Ключевые мотивы и положения формирования существенно новой концепции управления российской экономикой основывались, прежде всего, на утверждении о наличии примеров конструктивной трансформации ряда национальных экономик на предлагаемых принципах, которые, в общих чертах, сводились к следующему:


  • отказ от административно-командного планового управления экономикой в пользу рыночных методов основным документом, определяющим параметры функционирования хозяйства вместо Государственного плана должен был стать Федеральный бюджет, а предприятия самостоятельно формировать свои производственные программы;
  • изменение институциональной структуры общества и экономики;
  • переход от практически всеобъемлющей государственной собственности на средства производства к преимущественно частной и смешанной («приватизация»);
  • отмена централизованного регулирования цен на большинство товаров и услуг;
  • либерализация системы внешнеэкономических связей - производители и потребители должны были иметь право самостоятельного выхода на внешние рынки и т. д.
<

p> Главной целью новой экономической политики провозглашалось «построение социально-ориентированной рыночной экономики» и, прежде всего путем «создания эффективного собственника».
Уже к середине 90-х годов XX века большинство условий и предпосылок, выдвигаемых накануне реформ было практически сформировано. Структура управления экономикой на основе системы отраслевых министерств и ведомств была разрушена. В конце 1996 г. из почти 2,5 млн. предприятий и организаций, зарегистрированных на территории России, в государственной и муниципальной собственности находилось 417 тыс., или около 17%; на негосударственные предприятия в промышленности приходилось 97% их общей численности, где было занято около 85% промышленно-производственного персонала, производилось более 90% продукции.

Предприятиями негосударственной формы собственности было выполнено 85% подрядных работ в строительстве, более 90% розничного товарооборота. Частичное регулирование цен сохранялось преимущественно только на продукцию и услуги естественных монополий, причем существенную самостоятельность в этой сфере получили субъекты Федерации. Регуляторами объема и структуры внешнеторгового оборота стали финансовые параметры (ставки экспортных и импортных тарифов и акцизов на отдельные продукты).

Была узаконена купля-продажа земель несельскохозяйственного назначения. Развивались реформы по трансформации условий функционирования науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и других сфер, основной направленностью которых была «минимизация» участия государства в управлении хозяйственными процессами, что, вообще говоря, характерно для стран с развитой рыночной экономикой.
Однако собственно экономические результаты этого периода реформирования оказались далеки от ожидаемых. Прежде всего, вместо ожидаемого роста произошло обвальное сокращение производства. Так, объем промышленного производства в 1996 г. составил 48 % по отношению к дореформенному 1990 г., инвестиции в основной капитал 25%, продукция сельского хозяйства 62%, грузооборот транспорта общего пользования 44% и т. д. Негативные изменения произошли и в структурных характеристиках экономики. К примеру, в структуре промышленности, возросла доля добывающих отраслей, вследствие более быстрого сокращения выпуска продукции обрабатывающих и особенно прогрессивных ее видов. В экспорте продолжался рост удельного веса продуктов топливно-сырьевого сектора, а в импорте потребительского (доля импорта в структуре товарных ресурсов розничного товарооборота в 1994 г.приближалась к критическому уровню в 60%).

Практически вдвое упали реальные доходы и уровень жизни населения. При вынужденном росте расходов на продовольствие, сократилось потребление наиболее ценных продуктов питания: мяса, молока, овощей, фруктов. Одновременно сильно возросла дифференциация населения по уровню дохода.

Усугубились и межрегиональные различия.
Одновременно не удалось создать и некоторых очень важных элементов рыночной инфраструктуры. Прежде всего, это относится к финансово-кредитной сфере, эффективность функционирования которой определяющим образом влияет на результативность всей рыночной экономики. В условиях чрезвычайно высоких темпов инфляции (в 1992 г. потребительские цены возросли в 26 раз, в 1993 г. в 9, 4 раза, в 1994-1996 г.г. еще в 9 раз) широкое распространение в российской экономике получили «неденежные» формы расчетов бартер, векселя и другие денежные суррогаты. По этой же причине практически отсутствовал долгосрочный кредит, не был сформирован действенный механизм перелива капитала и т. д.
Закономерным финалом «шоковой терапии» стал августовский кризис 1998 г. Его результатом стали: дефолт; резкое падение курса национальной валюты (рубля), и всех основных параметров российской экономики (производства, уровня жизни населения, экспорта, импорта и др.) после некоторой стабилизации в 1997 г.
В чем же причина сложившегося положения в нашей экономике в этот период?
Прежде всего в неадекватности избранной стратегии реформирования национального хозяйства некоторым фундаментальным особенностям отечественной экономики, сложившимся на момент начала радикальных трансформационных процессов. Кстати, о неизбежности такого результата проводимой Правительством РФ в последнем десятилетии XX века экономической политики предупреждали в конце 80-х начале 90-х годов многие известные отечественные и зарубежные ученые-экономисты, искренне озабоченные судьбой России.
Реформы начинались под флагом создания условий для кардинального повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики. Среди достаточных условий этого назывались демократизация и либерализация экономики и общества, а основными инструментами должны были служить организационно-хозяйственные и институциональные преобразования и формирование нового правового поля.



Содержание раздела