В России принято решение о реконструкции и техническом перевооружении экологически опасных предприятий и производств различных отраслей промышленности, например комбината Печенганикель, Чусовского металлургического завода, Череповецкого, Магнитогорского и Нижнетагильского металлургических комбинатов. Существенной стимулирующей мерой для предприятий является сохранение порядка снижения размера платы за загрязнение в случае финансирования ими природоохранных мероприятий.
Для эффективного осуществления функции усиления экологической направленности развития промышленности устанавливаются
партнерские отношения между отраслевыми министерств вами и комитетами, крупнейшими производственными объединениями и предприятиями. Назрела необходимость в создании действенного механизма сотрудничества между природоохранными органами и промышленниками, направленного на совместную подготовку и реализацию экологических программ и проектов, поиск источников их финансирования, оперативный обмен информацией в данной области, на активизацию консультаций на начальных стадиях проектов.
Многие понимают, что в настоящее время базовые отрасли промышленности стоят на пороге серьезных перемен. Необходимо осуществить радикальную реконструкцию и техническое перевооружение металлургической, химической и нефтехимической промышленности, топливных отраслей.
Назрела необходимость выбирать приоритеты в реконструкции, причем экологические ограничения во многих случаях будут играть не меньшую роль, чем возможности конкурентных предприятий адаптироваться к функционированию в новых условиях.
В соответствии с заключениями Государственной экологической экспертизы Кемеровская область, города Братск и Нижний Тагил по всем критериям относятся к зонам чрезвычайной ситуации. Решение о придании им соответствующего статуса не принято только из-за неотработанности правовой базы режима хозяйственной деятельности в таких зонах.
По-видимому, десятки городов и районов находятся в подобной ситуации.
Достаточно небольшого инцидента, вспышки заболеваемости населения, и неустойчивое равновесие будет нарушено, могут последовать самые жесткие решения, вплоть до закрытия предприятий. Программа экологической и экономической санации базовых отраслей промышленности должна включать меры государственной поддержки предприятий в виде целевых льготных инвестиционных кредитов на реконструкцию при условии четко определенных и контролируемых заданий прибыли, предоставлении льгот в области внешнеэкономической деятельности.
При прогнозировании и планировании рационального природопользования сложности возникают из-за того, что не все эколого-экономические, социальные показатели имеют количественные выражения, а лишь качественную характеристику с низким уровнем доверительной вероятности. Поэтому при прогнозировании и оптимизации целесообразно использовать логическую последовательность с позиций системно-структурного
подхода и программно-целевой направленности применения прикладного инструментария и методов решения новых актуальных задач природопользования ( 2.1).
2.1. Алгоритм использования методов прогнозирования и оптимального планирования ресурсосберегающей и природоохранной деятельности
Блок 1 включает эвристические методы прогнозирования. Наиболее распространенными в научных исследованиях и в решениях плановых задач являются методы экспертных оценок, позволяющие выбрать направление оптимального развития исследуемого объекта и выполнить предварительную ранжировку определяющих показателей (Xi) по доле их вклада в решение проблемы.
Блок 2 представляет собой использование статистико-вероятностных методов в прогнозировании и оптимальном планировании природопользования в целях нахождения уровня доверительной вероятности определяющих (Xi) и регулирующих (Yj) показателей планов природоохранной и ресурсосберегающей деятельности и ранжировку решаемых задач по степени важности и срочности.
В блоке 3 используются детерминированные методы моделирования в задачах прогнозирования и оптимального программно-целевого комплексного планирования природопользования на уровнях отраслей, территориально-производственных комплексов и предприятий.
Для определения состава региональных систем управления народно-хозяйственным комплексом учитываются особенности работ по охране окружающей среды.
Для решения задач прогнозирования необходимо найти значения тех параметров, которые определяют степени свободы математической модели проектируемой системы.
Для задач прямого моделирования необходимо определять значения всех внутренних переменных математической модели при заданной совокупности значений внешних переменных, определяющих число степеней свободы в соответствии с функциональной связью переменных проектируемой системы.
В задачах проектирования, по существу, решается задача обратного моделирования, когда исходным считается некоторый выбранный вариант (или режим работы региональной системы) и требуется определить внешние условия, отвечающие этому варианту (режиму). Видимо, априорно выбранный вариант или режим работы отдельного звена, подсистемы или системы в целом не всегда может быть оптимальным или физически реализуемым.
Для решения задач проектирования, во-первых, необходимо соответствие выбранного варианта физически реализуемому условию, во-вторых, выполнение ограничений, накладываемых на технико-экономические параметры и показатели системы, в-третьих, разработка модифицированного алгоритма поиска оптимальной области функции отклика с учетом особенностей системы зашиты и алгоритма решения задач управления математического описания, т.е.