Традиционная и современная корпорация


Современная (институциональная) концепция дает представление о корпорации как о целостном экономическом субъекте, экономическом интеграторе, объединяющем во времени и пространстве разнообразные социально-экономические процессы, обеспечивающем безопасность и стабильность развития. Основное отличие современной концепции от традиционных состоит в том, что корпорация здесь не отождествляется с производственной функцией, а представляет собой структуру управления и объект собственности, имеет право на остаточный доход (прибыль).
Смена концепций формирования корпораций обусловливается влиянием ряда факторов: различием общественных потребностей того или иного времени, трансформацией культурных традиций, дифференциацией уровней экономического и промышленного развития. В рамках складывающейся системы концепций, выделяются следующие точки зрения на природу возникновения корпораций:

  • корпорация как организм организационная общность, согласованная и упорядоченная система определенного строения общефилософский подход;
  • корпорация как машина форма организации производственной деятельности по согласованию взаимосвязей производственной структуры (управляемой подсистемы) и аппарата управления (управляющей подсистемы) системный

подход;

  • корпорация как организация социальная система, сообщество, скоординированная система в виде группы людей, объединенных для реализации определенных функций, достижения общей цели социальный подход.


1.4 Традиционная и современная корпорация: трансформация понятия, экономической сущности, характерных особенностей
В современной литературе уделяется достаточное внимание вопросам корпоративного управления, корпоративной культуры, корпоративных ценностей, однако сам термин «корпорация» зачастую не уточняется. В попытке найти корни слова в языке выделяются несколько латинских выражений, соответствующих понятию корпорации по смыслу и по содержанию, например : «corporatio» лат. объединение, общность; «corpus habere» лат. выражение, обозначающее права юридической личности. В настоящий момент известно несколько формулировок понятия «корпорация», но строгого определения до сих пор не сформировалось.

В условиях складывающегося многообразия выделяются следующие ключевые определения понятия «корпорация»: корпорация как одна их форм монополистических объединений, как хозяйственное товарищество или общество, как эквивалент «акционерного общества, как коммерческая организация, как объединение нескольких юридических лиц (метакорпорация), как объединение, наделенное определенной корпоративной культурой, а также ряд альтернативных определений.
В целом, несмотря на многочисленные формулировки, наблюдается более или менее однозначная трактовка, различие состоит в расстановке приоритетов.
Обобщение известных определений позволяет отметить два основных видения сущности корпорации 1:

  • однозначность формулировки внешнее видение, корпорация как внешнее проявление (организационно-правовая форма, официальный статус, строго регламентированные права и обязанности участников);
  • альтернативность формулировки внутреннее видение, корпорация как внутренняя среда (система внутренних характеристик, взаимосвязь элементов, внутриорганизационные отношения).

На основе вышеизложенного выявляются два принципиальных подхода к формированию, организации корпораций:

  • корпорация в форме профессионального объединения;


  • корпорация в форме промышленного предприятия.

Дальнейшее, более глубокое исследование сущности данной экономической категории позволяет сделать вывод о внутреннем единстве данных подходов в части существования следующих принципов критериев рациональности формирования корпораций:

  • единство как формообразующий фактор (единство внутри корпорации: профессий, целей, моральных установок по отношению к внешнему миру

энвайронментализация);

  • ориентация на достижение целей управляемой системы (производство как базовый фактор с последующим выделением функций идентификации, защиты личных интересов и т.д.);
  • выполнение функций социализации и адаптации (гуманизация);
  • формирование посредством создания вновь или путем реорганизации существующей корпорации (слияние, разделение, выделение, преобразование);
  • возможность юридического оформления (за исключением классической корпорации - профессионального сообщества).
<

p> На основе классического подхода и с учетом эволюции теории и мировой практики, выделяется комплекс следующих унифицированных характеристик традиционной корпорации:

  • взаимосвязь с внешней средой;
  • зависимость от внутренних факторов;
  • выраженная общая цель;
  • определенный набор ресурсов и способов их защиты;
  • синергизм;
  • рационализм внутренней организации (оптимальность набора составляющих элементов);
  • структура устойчиво воспроизводимых статусов (контроль);
  • иерархия уровней управления (вертикальное разделение труда);
  • наличие подразделений, отделов (горизонтальное разделение труда);
  • индивидуализм и определенная самостоятельность (организации производства, ценообразования, коммерческой свободы, выбора контрагентов);
  • прагматизм (ориентация на эффективность, прибыльность хозяйственной деятельности) [36, c. 3235].

В процессе институционального исследования нельзя обойти вниманием специфику образования корпоративных объединений в России. В условиях формирования современной рыночной экономики, сопровождающихся ломкой моностилистической культуры, сменой строя и стиля жизни, растущей социокультурной динамики, усиления значимости «региональных уровней» возникла острая необходимость поиска новых моделей корпоративной организации производства. Традиционно в российской экономической науке и практике понятие корпорации связывалось и отождествлялось с акционерным обществом. В рамках данного подхода корпорация как определенная организационно-правовая форма акционерного общества наделялась следующими характерными чертами:

  • собственность в корпорации определяется долями в капитале фирмы;
  • акционеры владеют корпорацией, могут обладать правом контроля деятельности фирмы корпоративного типа, собственниками которых они являются (в зависимости от доли собственности); получают дивиденды (пропорциональные долям в акционерном капитале); избирают директоров и имеют право голоса по ряду вопросов;
  • управляющие и директора осуществляют руководство корпорацией, обладают юридическим правом принятия решений, ведут переговоры с профсоюзами, принимают решение о продаже фирмы, если другая фирма собирается ее приобрести (поглотить) [31, с. 2627].

Реально первые российские акционерные общества походили на корпорации в большинстве случаев лишь по признаку объединения вкладчиков капитала акционеров. Данное условие было законодательно закреплено, являлось обязательным но, как было сказано, почти всегда единственным [6]. На первых порах на практике российские корпорации, созданные в форме АО, не соответствовали общепризнанному понятию корпорации, не удовлетворяли мировым стандартам корпоративных образований, принимали искаженные, уродливые формы.
Корпоративные образования в их настоящем проявлении представляют, с одной стороны, особую форму организации предпринимательской деятельности внешнюю форму хозяйствования, чаще отождествляемую с понятием крупного акционерного общества по ряду признаков: долевая собственность, юридический статус, сосредоточение функций управления в руках профессиональных управляющих. С другой стороны, характеризуются особой внутренней организацией, развиваются в соответствии с индивидуальной логикой внутренних законов функционирования. Иными словами, корпорация представляет собой единый, обладающий необходимым имуществом производственно-хозяйственный комплекс, созданный самостоятельными субъектами экономики для ведения определенной хозяйственной деятельности, состоящий из тесно взаимосвязанных внутрикорпоративных структур и органов управления.

В процессе эволюции мирового хозяйства и трансформации национальных экономик все в большей степени возрастает роль корпоративных образований в системе социального и экономического партнерства. Современная корпорация представляет собой одновременно имущественный комплекс, юридическое лицо, товаропроизводителя и т.д. Она может выступать в форме отдельного крупного предприятия или объединения нескольких предприятий, может функционировать в форме как простого акционерного общества, так и их объединения.

Современные корпорации зачастую представляют объединения фирм различных сфер деятельности: промышленной, коммерческой, научно-технической, маркетинговой, сбытовой; функционирующих на базе разработки и реализации согласованной политики в области специализации и интеграции производства, раздела рынков сбыта, распределения капитальных вложений, кооперирования в области НИОКР. Поэтому на данном этапе развития мирового хозяйства совершенно не верно рассматривать корпорацию лишь с точки зрения, законодательно закрепленной организационно-правовой формы, также как некорректно ставить знак равенства между корпорацией и акционерным обществом, поскольку далеко не каждая современная корпорация представляет собой акционерное общество, и наоборот.



Содержание раздела