Схема концептуальных моделей организации корпораций


До 60-х гг. специалисты в области управления рассматривали корпорацию как некую замкнутую систему, не придавали большого значения проблемам государственного устройства и развития экономики, состоянию общества, конкуренции, степени их влияния на деятельность корпораций. Развитие общества привело к необходимости формирования новых, современных моделей организации деятельности корпораций, учитывающих воздействие различных внешних факторов. Революционное значение имело научное обоснование Р. Скоттом перехода любой организации (в том числе корпорации) от закрытой (замкнутой) системы к открытой (подверженной влиянию внешней среды). Схема концептуальных моделей организации корпораций, представленная на рисунке 3.1 обобщает упомянутые подходы.














Рисунок 3.1 Концептуальные модели организации корпораций
Сравнительная характеристика моделей приведена в приложении В.
Необходимо отметить, что в действительности не встречаются корпорации, строящие свою деятельность в полном соответствии с какой-либо моделью. Чаще всего на практике каждой конкретной организации корпорации характерно лишь преобладающее большинство признаков той или иной модели. В деятельности многих крупных современных корпораций можно отметить присутствие элементов всех шести концептуальных моделей организации, выбор элементов диктуется конкретными ситуациями, возникающими под воздействием внешних и внутренних факторов в определенный период времени.
Каждая корпорация в процессе своего поступательного развития тяготеет к определенному типу (часто неосознанно). Выбор типа организации корпорации почти не зависит от сферы ее деятельности, но определяется, с одной стороны, действующими в стране законодательными и нормативными актами, а с другой складывающейся стратегией корпоративного управления внутри предприятия.
В современной экономической науке сложились представления о трех основных типах идеальной (совершенной) корпорации: минималистский, холистский, анималистский (таблица 3.1).
Таблица 3.1 Типы совершенной корпорации [34]



Определение
Характеристика
Система управления
Эффективность организации
Минималистский гибкая, маневренная, в высшей степени рациональная, максимально специализированная организация корпорации
Направлена на получение максимального дохода при минимизации издержек, на фоне минимизированных социальных функции, отличается жестким отношением к персоналу
Определяется отсутствием «излишних» элементов
Холистский (англ. whole целый, целостный) - самовоспроизводящийся комплекс, потенциал которого определяется четким взаимодействием всех компонентов
Наличие связующих звеньев, механизмов, обеспечивает целостность предприятия и единство целевых установок для всех структурных единиц и подсистем
Определятся целостностью корпорации, что обуславливает ее финансово-экономическую устойчивость, гармоничность развития и выживаемость в кризисных ситуациях
Анималистский организация корпорации напоминает живой организм, обладающий внутренним духовным началом, придающим мощный внутренний импульс к активному, целенаправленному, гармоничному развитию
Тесно связана с понятием «корпоративная культура», характеризуется использованием деловой этики, выполнением правил и соблюдением законодательства, нравственным отношением к партнерам и конкурентам
Выходит за рамки внутренней эффективности, благотворно отражается на предпринимательском поведении других предприятий и организаций, оказывает стабилизирующее влияние на рыночную среду, поддерживает развитие позитивных социально-экономических процессов в отрасли, регионе, стране в целом.

Каждый из указанных типов представляет абстракцию, вместе с тем черты их можно заметить в любой из ныне действующих корпораций.

3.2 Научные подходы к понятию «корпоративное управление»
Переходя непосредственно к «корпоративному управлению» следует отметить, что на сегодняшний день в научно-методической литературе отсутствует единое, однозначное определение данного понятия. Основная проблема заключается в том, что управление можно рассматривать с разных точек зрения. В целом можно выделить три ключевых подхода: как наука, как система, как процесс (рисунок 3.2).















Рисунок 3.2 Подходы к понятию «корпоративное управление»
Развитие теории корпоративного менеджмента как самостоятельной науки осуществлялось в процессе формирования разных, не всегда совпадающих подходов. Известно семь основных и наиболее популярных научных подходов развития теории и практики корпоративного управления (таблица 3.2).
Таблица 3.2 Научные подходы развития корпоративного управления

Подход
Содержание
На основе выделения различных школ управления [18; 39]
- школа научного управления;
- административная школа (классическая);
- школа психологии и человеческих отношений (поведенческих наук);
- школа науки управления (количественная)
На основе
выделения периодов истории развития корпоративного управления [51]
- древнее общество 30002000 годы до н.э.;
- светско-административная, древний Вавилон, 17921750 годы до н.э.;
- производственно-строительная, 605562 годы до н.э.;
- капитализм, индустриальный прогресс европейской цивилизации, появление профессионального управления XVIIXVIII в.;
- бюрократическая, концепция рациональной бюрократии, формирование крупных иерархических структур к. XIXн.XX вв.
Процессный
управление как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций, бизнес-процессов, основных и обеспечивающих операций
(используется корпорациями минималистского типа)
Системный
управление совокупностью взаимосвязанных элементов внутренней и внешней сред (соответствует холистскому типу)
Ситуационный
методы управления и их пригодность определяются ситуацией
Стратегический /
инновационный
разработка стратегии корпорации, использование инноваций, лидерства как методов конкурентной борьбы
Социальный
этапы: первобытнообщинный; рабовладельческий; феодальный; капиталистический. Управление имеет социальные корни, неразрывно связано с существованием и развитием общества (соответствует анималистскому типу).

Согласно более подробной классификации выделяются и другие научные подходы: комплексный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, предметный, динамический, количественный (математический), воспроизводственный, нормативный, административный, поведенческий, отраслевой, логистический, программно-целевой, циклический (кольцевой), подход на принципах маркетинга, государственный и рыночный подходы.
В современности популярными являются стратегический и социальный подходы, что обусловлено их адекватностью (в большей степени отношение к процессам организации в общем, нежели управления в частности) и эффективностью (наиболее полное соответствие тенденциям современности). Сейчас основной задачей корпорации является удовлетворение нужд, интересов потребителей и непосредственных участников производственного процесса при непременном укреплении благополучия общества в целом. Наметился сдвиг в сторону повышения социальной ответственности руководящих работников, что тем более актуально в условия укрупнения бизнеса и появления сложных иерархических интегрированных корпоративных образований.

В настоящий момент все реже принимаются индивидуальные решения, связанные с предпринимательским риском, широко используется коллегиальное управление; в крупных корпорациях ключевые вопросы решаются совместными усилиями.
Значимость корпоративного управления неуклонно возрастает и в условиях рыночной экономики является одним из решающих факторов эффективности и конкурентоспособности предприятий. В процессе формирования глобального рыночного пространства корпоративное управление получило значительно более широкую трактовку, сложилось современное понимание корпоративного управления как механизма трансформации рыночных сигналов в корпоративное поведение. Данное определение описывает стимулы не только инвесторов, но и других заинтересованных в работе компании лиц (стейкхолдеров) работников, кредиторов, поставщиков и покупателей.

В новых условиях особенно острой становится проблема выработки системы взаимоотношений между менеджерами компании и их владельцами (акционерами, инвесторами), а также другими заинтересованными сторонами. Такая система получила название системы корпоративного управления. Существующая в мире система корпоративного менеджмента прошла столетний путь развития; формы и методы управления неоднократно подвергались и до сих пор подвергаются глубоким изменениям.

Постоянная трансформация управленческих систем диктуется требованиями рынка и внутренней логикой развития бизнеса.


3.3 Структура и содержание системы корпоративного управления
Организация управления корпоративным бизнесом (корпоративный бизнес менеджмент) представляет совокупность соединенных между собой информационными связями элементов объекта и субъекта управления (управляемой и управляющей систем), отражает строение системы управления организацией, распределение подразделений корпорации по уровням управления, их взаимосвязи.



Содержание раздела