Основными элементами организации управления в корпорации являются:
Состав и содержание системы корпоративного управления с точки зрения концептуальной структуры ее организации представлен на рисунок 3.3:
Рисунок 3.3 Структура системы корпоративного управления
Для того чтобы понять сложную природу отношений, которые призвана регулировать система корпоративного управления, выделим основных участников корпоративных отношений:
В последнее время распространение получила тенденция признания активными участниками корпоративных отношений и процесса корпоративного управления иных заинтересованных групп: кредиторы, служащие компании, партнеры компании, местные органы власти и пр. Степень реального участия этих групп в процессе корпоративного управления в значительной степени зависит от исторических особенностей формирования рыночных отношений, экономической политики государства, форм вовлеченности финансовых институтов в предпринимательские отношения, законодательных норм и пр.
В экономической науке встречается огромное количество названий видов и форм организационных структур управления производственно-хозяйственной деятельностью корпораций, различающихся в зависимости от соотношений уровней управления, структурных подразделений и звеньев управления, а также характера связей. Несмотря на это, из всего многообразия очень четко выделяются две крупные группы организационных структур управления в корпорации:
1. Централизованная (У-структура унитарная, формальная, механическая, бюрократическая, классическая, традиционная, иерархическая созданная в целях максимизации прибыли) [64, c. 10321057]. Основной принцип единоначалие. Встречается в формах: линейная, функциональная, линейно-функциональная;
2. Децентрализованная (Х-структура холдинговая, адаптивная, органическая, гибкая; М-структура мультивизиональная созданная в целях максимизации контроля и управления) [49]. Основной принцип гетерархия, отсутствие иерархии. Встречается в формах: дивизионная, продуктовая, ориентированная на потребителя, региональная, проектная, матричная, матрично-штабная, бригадная, множественная (конгломеративная), программно-целевая, интеграционная (интегральная).
Следует отметить, что данная классификация не является исчерпывающей. Весьма проблематично однозначно характеризовать различные виды организационных структур управления как совершенные и несовершенные [16]. Все зависит от того, в каких условиях функционирует корпорация и что она из себя представляет. Современные промышленные корпорации отходят от полностью централизованных систем как от медленных и неэффективных.
Отчетливо проявляется склонность к децентрализованному управлению, где дивизионная или матричная структуры являются более перспективными и привлекательными в силу возможности роста, укрупнения и большей мобильности. Весьма эффективной и популярной в последнее время является множественная структура, приобретающая ту форму, которая лучше всего подходит для данной конкретной ситуации.
Помимо непосредственного управления корпоративным бизнесом (бизнес-менеджмент), огромную значимость имеет политика государственного регулирования корпоративной деятельности (государственного управления корпорациями) в стране. Здесь в целом можно выделить три группы методов управления корпорациями:
В дополнение к указанным регуляторам отдельную группу составляют следующие формы и методы государственной поддержки:
3.4 Реализация корпоративного управления: законы, принципы, механизмы
В складывающихся условиях система корпоративного управления представляет собой организационную модель, включающую множество факторов, влияющих на результативность деятельности каждой отдельно взятой корпорации. Формирование системы управления корпорацией обусловливается состоянием ее корпоративной среды: совокупностью постоянно изменяющихся внутренних и внешних факторов воздействия. Биполярность корпоративной среды определяет существование двух групп законов управления:
И, соответственно, принципов управления корпорациями:
Схема взаимосвязи законов и принципов управления представлена на рисунке 3.4.
Рисунок 3.4 Взаимосвязь законов 2 и принципов управления 3
Особо пристальное внимание исследователей и практиков в области менеджмента попеременно привлекают те или иные регуляторы. В настоящем нельзя однозначно заявить, какие из них наиболее значимы, однако очевидно, что современное управление на всех уровнях корпоративных отношений возможно лишь при условии их эффективного сочетания.
В странах с развитой рыночной экономикой используются следующие формальные механизмы осуществления корпоративного управления:
Институциональная основа системы корпоративного управления определяется следующими элементами:
3.5 Модели корпоративного управления и контроля (классические модели корпоративных отношений) В качестве основополагающих факторов (условий), определяющих процессы формирования и функционирования корпоративных образований в мировой экономике, выделяются следующие:
образований;
корпораций;
В то же время специфика корпоративных отношений каждого государства определяется совокупностью следующих факторов:
Несмотря на уникальность каждой отдельной корпорации, указанные факторы оказывают схожее и очень значительное влияние на формирование структуры корпоративного сектора и системы управления корпорациями в целом по стране. Вышеназванные элементы определяют выбор и использование конкретных методов управления корпорациями отдельными странами и регионами, что дает право говорить о существовании специфических моделей корпоративных отношений, позволяя оперировать понятием национальной корпоративной модели, заключающейся в специфике организации и управления корпорациями в стране и характеризующейся определенным набором следующих компонентов: