В рамках современного подхода в качестве концептуальной основы понятия корпорация выступает совокупность признаков:
Относительно динамики сущностной трансформации, выделяются следующие характерные особенности современных корпораций:
У корпорации, как и любой другой формы организации предпринимательской деятельности, есть свои достоинства и недостатки. Однако в целом такие преимущества корпораций, как ограниченная ответственность, неограниченность существования, широкие возможности развития и диверсификации производства, высокая эффективность привлечения финансовых ресурсов, доход на прирост капитала, высокий уровень финансового менеджмента, единственность субъекта управления превалируют, как правило, над их недостатками (усложненный порядок учреждения и ликвидации, жесткие ограничения со стороны государства, ущемление роли рядовых участников, двойное налогообложение).
Исследование подходов к понятию «корпорация», уточнение характеристик и экономической сущности данной категории позволяет сформулировать базовое определение современной корпорации: современная корпорация это саморегулируемая производственно-хозяйственная, социально-экономическая система, определяемая некой структурной автономией организации внутренних элементов, органично и гармонично взаимодействующих на основе горизонтальных и (или) вертикальных иерархических связей в процессе реализации общих целей, и существующая в рамках упорядоченной функциональной интегративности с внешней средой.
В условиях современности необходимое единство внутреннего корпоративного и общего рыночного пространства реализуется посредством соблюдения следующих принципов, выступающих одновременно критериями рациональности формирования современных корпораций:
В целом очевидно, что современная корпорация как наиболее распространенная форма организации предпринимательской деятельности, вбирает в себя самые разнообразные по отраслевым и территориальным признакам хозяйственные образования, составляет основу национальных экономик.
Основные понятия
Корпорация
Ремесленные ассоциации
Монополистические объединения
Акционерные общества
Критерии рациональности формирования корпораций
Контрольные вопросы и задания
глава 2 ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КОРПОРАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1 Рост и укрупнение масштабов деятельности корпораций в мировой экономике
В процессе обеспечения жизнеспособности, конкурентоспособности и достижения намеченных целей, корпорации время от времени претерпевают организационные изменения, касающиеся их размеров. Учитывая постоянно меняющиеся условия функционирования, корпорации периодически ставят перед собой новые задачи, связанные с ростом их хозяйственных параметров. В экономической науке и практике традиционно выделяются четыре последовательные стадии развития корпораций:
Изменения среды вызвали к жизни огромное разнообразие институциональных форм реализации объединения корпораций.
2.2 Корпоративная интеграция: виды, типы, способы
В структурных формах объединения предприятий находят отражение виды и типы корпоративной интеграции, представленные в таблице 2.1:
Таблица 2.1 Виды и типы интеграции
Вид (тип) |
Характеристика |
По направлению интеграции |
|
Горизонтальная интеграция. По целям: - обеспечение условий производственно-хозяйственной деятельности участников; - обеспечение условий торгово-закупочной деятельности участников, распределение сбыта; - изменение структуры соответствующего товарного рынка |
Интеграция с разветвлением выходов из головного предприятия, т.е. слияние, объединение компаний, выпускающих одну и ту же продукцию, оказывающих одинаковые услуги, выполняющих аналогичные операции технологического процесса (картельные соглашения). Цель минимизация упущенной выгоды, получение преимуществ, обусловленных увеличением масштабов производства и защитой от конкуренции. Иногда горизонтальные соглашения свидетельствуют о монопольных устремлениях участников |
Вертикальная (поточная) интеграция. По содержанию: - передняя прямое направление к рынку по цепочке «производство (распределение) потребление (сбыт)»; - задняя в обратном направлении, «предварительное распределение сырье (материалы, комплектующие, оборудование)» По целям: - установление перепродажной цены (союзы, ассоциации); - получение исключительного права продажи; - отказ от заключения и исполнения договора поставки; - ограничение деятельности приобретателя путем лицензионных договоров |
Объединение производителей, действующих на последующих стадиях одной производственной вертикали, происходящее на основе комбинирования технологически связанных производств и расширения производственного процесса путем формирования вертикальной цепочки [19]. Цель экономия на масштабе, консолидация и эффективное использование ресурсов (экономия на затратах по рекламе, товаропродвижению, поддержанию оптимального размера запасов), эффективное управление (весь технологический процесс производства продукции, услуг координируется одним из одного центра). Вертикальные соглашения могут быть использованы для укрепления экономического влияния на рынке путем установления монопольного положения или ограничения конкуренции (соглашения между конкурентами) |
Латеральная интеграция (продуктовая кооперация) |
Интеграция с разветвлением входов в головное предприятие, расширение ассортимента продукции в результате слияния или объединения с другими компаниями, которые производят другие товары и услуги, но имеют общую с данной корпорацией клиентуру |
Диагональная интеграция |
Объединение с предприятием, находящимся на другом уровне вертикального производственного цикла и выпускающим параллельные виды продукции. Цель обеспечение диверсификацию риска, возможность опосредовано воздействовать на партнеров |
Конгломератная интеграция |
Слияние или объединение компаний, не имеющих никаких общих черт и связей |
Арьергардная интеграция |
Объединение для создания внутренней обеспечивающей инфраструктуры. Цель минимизация трансакционных издержек, снижение прямых производственных издержек (характерно для российских предприятий) [11] |