Создание внутренней обеспечивающей инфраструктуры.


В рамках современного подхода в качестве концептуальной основы понятия корпорация выступает совокупность признаков:

  • саморегулирование,
  • самореализация,
  • самосовершенствование,
  • сотрудничество.

Относительно динамики сущностной трансформации, выделяются следующие характерные особенности современных корпораций:

  • рост и расширение масштабов деятельности;
  • договорные отношения; отделение собственности от управления (по признаку компетентности);
  • переход от приказных методов управления к коллективным;
  • расширение внутрикорпоративного обмена;
  • транснациональный характер.

У корпорации, как и любой другой формы организации предпринимательской деятельности, есть свои достоинства и недостатки. Однако в целом такие преимущества корпораций, как ограниченная ответственность, неограниченность существования, широкие возможности развития и диверсификации производства, высокая эффективность привлечения финансовых ресурсов, доход на прирост капитала, высокий уровень финансового менеджмента, единственность субъекта управления превалируют, как правило, над их недостатками (усложненный порядок учреждения и ликвидации, жесткие ограничения со стороны государства, ущемление роли рядовых участников, двойное налогообложение).
Исследование подходов к понятию «корпорация», уточнение характеристик и экономической сущности данной категории позволяет сформулировать базовое определение современной корпорации: современная корпорация это саморегулируемая производственно-хозяйственная, социально-экономическая система, определяемая некой структурной автономией организации внутренних элементов, органично и гармонично взаимодействующих на основе горизонтальных и (или) вертикальных иерархических связей в процессе реализации общих целей, и существующая в рамках упорядоченной функциональной интегративности с внешней средой.
В условиях современности необходимое единство внутреннего корпоративного и общего рыночного пространства реализуется посредством соблюдения следующих принципов, выступающих одновременно критериями рациональности формирования современных корпораций:

  • совместимость корпорации с другими структурами на макроуровне;
  • нацеленность корпорации на выполнение стратегических задач;
  • адекватность системы корпоративного управления;
  • наличие корпоративной самостоятельности, автономности (экономическая, юридическая обособленность по отношению к учредителям, участникам);


  • способность корпорации сохранять качества, функции при изменении формы и структуры хозяйственной системы;
  • соответствие воспроизводственных процессов хозяйственной системы корпорации динамике потребностей экономического сообщества;
  • наличие определенного потенциала к самоорганизации и саморазвитию.

В целом очевидно, что современная корпорация как наиболее распространенная форма организации предпринимательской деятельности, вбирает в себя самые разнообразные по отраслевым и территориальным признакам хозяйственные образования, составляет основу национальных экономик.

Основные понятия
Корпорация
Ремесленные ассоциации
Монополистические объединения
Акционерные общества
Критерии рациональности формирования корпораций

Контрольные вопросы и задания

  1. Назовите и охарактеризуйте прикладные модели нормативно-правового регулирования корпоративных отношений.
  2. Когда, на Ваш взгляд, появились первые корпорации?
  3. Перечислите и раскройте сущность основных концепций формирования и развития корпораций.
  4. Назовите достоинства и недостатки корпораций.
  5. Каковы различия и сходства традиционной и современной корпорации?


глава 2 ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КОРПОРАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ 2.1 Рост и укрупнение масштабов деятельности корпораций в мировой экономике
В процессе обеспечения жизнеспособности, конкурентоспособности и достижения намеченных целей, корпорации время от времени претерпевают организационные изменения, касающиеся их размеров. Учитывая постоянно меняющиеся условия функционирования, корпорации периодически ставят перед собой новые задачи, связанные с ростом их хозяйственных параметров. В экономической науке и практике традиционно выделяются четыре последовательные стадии развития корпораций:


Первая стадия небольшая корпорация. Владельцы капиталов корпорации обладают полным контролем над ней, многие из них трудятся в компании и заинтересованы не только в том, какую долю прибыли они получат, но и тем, как лучше и эффективнее осуществлять деятельность, в целях увеличения прибыльности корпорации.
Вторая стадия корпорация с «рабочим контролем». Определенная группа владельцев корпорации с помощью контрольного пакета акций осуществляет фактический контроль за деятельностью компании, в полной мере добивается реализации своих решений. Остальные акционеры разобщены, несмотря на имеющееся у них право голоса, для проведения в жизнь своих предложений им не хватает организованности в объединении голосов.
Третья стадия полный контроль переходит к органам управления корпорацией, наблюдается дисбаланс интересов рядовых акционеров и руководящего звена и собственников, Рядовых акционеров в большей степени интересует размер дивидендов на вложенный капитал, а не результаты деятельности компании. Однако в целом интересы управляющих и акционеров совпадают в части роста прибыльности компании.
Четвертая стадия концентрация ресурсов, слияние финансового и промышленного капиталов на высокой стадии развития корпораций. Объединенные корпорации являются более диверсифицированными и мобильными, зачастую приобретают транснациональный характер. Поддерживать равноправные отношения в таких объединениях гораздо удобнее с крупными акционерами, в роли которых выступают финансовые фонды, банки компании, которые фактически получают возможность контроля над объединенной корпорацией.
Для двух последних стадий свойственно отделение собственности от управления. Здесь речь идет не о свободе корпораций от контроля со стороны собственников или крупных держателей акций, а об осуществлении управления профессионалами менеджерами организаций.
Перемены, происходящие в международной экономике; тенденции глобализации, международной экономической интеграции обусловили стремление корпораций к укрупнению масштабов деятельности. Усиление концентрации и централизации капитала на отраслевом, межотраслевом и международном уровнях стимулировало расширение межфирменных связей. Одной из важнейших тенденций развития крупных промышленных предприятий конца XX в. стала активная интеграция их деятельности объединение для достижения общей стратегической цели, повышения конкурентоспособности и эффективности [50, c. 4952].

Изменения среды вызвали к жизни огромное разнообразие институциональных форм реализации объединения корпораций.
2.2 Корпоративная интеграция: виды, типы, способы
В структурных формах объединения предприятий находят отражение виды и типы корпоративной интеграции, представленные в таблице 2.1:
Таблица 2.1 Виды и типы интеграции

Вид (тип)
Характеристика
По направлению интеграции
Горизонтальная интеграция.
По целям:
- обеспечение условий производственно-хозяйственной деятельности участников;
- обеспечение условий торгово-закупочной деятельности участников, распределение сбыта;
- изменение структуры соответствующего товарного рынка
Интеграция с разветвлением выходов из головного предприятия, т.е. слияние, объединение компаний, выпускающих одну и ту же продукцию, оказывающих одинаковые услуги, выполняющих аналогичные операции технологического процесса (картельные соглашения).
Цель минимизация упущенной выгоды, получение преимуществ, обусловленных увеличением масштабов производства и защитой от конкуренции. Иногда горизонтальные соглашения свидетельствуют о монопольных устремлениях участников

Вертикальная (поточная) интеграция.
По содержанию:
- передняя прямое направление к рынку по цепочке «производство (распределение) потребление (сбыт)»;
- задняя в обратном направлении, «предварительное распределение сырье (материалы, комплектующие, оборудование)»
По целям:
- установление перепродажной цены (союзы, ассоциации);
- получение исключительного права продажи;
- отказ от заключения и исполнения договора поставки;
- ограничение деятельности приобретателя путем лицензионных договоров
Объединение производителей, действующих на последующих стадиях одной производственной вертикали, происходящее на основе комбинирования технологически связанных производств и расширения производственного процесса путем формирования вертикальной цепочки [19].
Цель экономия на масштабе, консолидация и эффективное использование ресурсов (экономия на затратах по рекламе, товаропродвижению, поддержанию оптимального размера запасов), эффективное управление (весь технологический процесс производства продукции, услуг координируется одним из одного центра).
Вертикальные соглашения могут быть использованы для укрепления экономического влияния на рынке путем установления монопольного положения или ограничения конкуренции (соглашения между конкурентами)
Латеральная интеграция
(продуктовая кооперация)
Интеграция с разветвлением входов в головное предприятие, расширение ассортимента продукции в результате слияния или объединения с другими компаниями, которые производят другие товары и услуги, но имеют общую с данной корпорацией клиентуру
Диагональная интеграция
Объединение с предприятием, находящимся на другом уровне вертикального производственного цикла и выпускающим параллельные виды продукции.
Цель обеспечение диверсификацию риска, возможность опосредовано воздействовать на партнеров
Конгломератная интеграция
Слияние или объединение компаний, не имеющих никаких общих черт и связей
Арьергардная интеграция
Объединение для создания внутренней обеспечивающей инфраструктуры.
Цель минимизация трансакционных издержек, снижение прямых производственных издержек (характерно для российских предприятий) [11]


Содержание раздела