Теория модификаций


Ясно, что столь общее определение может относиться не только к национально однородным, но и вообще к любым самоидентифицирующимся группам. Этнос живет своей жизнью, проходя фазы, свойственные человеческому организму: рождение, рост, старение, умирание. (Эта идея заимствована в конечном счете у Гегеля.) Движущей силой в этносе являются пассионарии личности, наделенные повышенной, заложенной генетически жаждой власти и деятельности. В этносе им противостоят группы, тяготеющие к более спокойной жизни. Уровень пассионарности определяет стадию развития этноса, возраст которого Гумилев в среднем оценивает в 1000 лет.

На базе умирающего этноса может возникнуть новый. Этносы образуют суперэтносы, взаимодействие которых и порождает исторический процесс. Получается довольно стройная картина. Не особенно убедительным, правда, выглядит первичная подзарядка этноса пассионарностью. Автор не нашел ничего лучшего, как приписать пассионарность воздействию некоего космического излучения, создающего массовые генетические мутации в направлении пассионарности в определенном географическом поясе, подвергшемся облучению.

Этот элемент существенно портит оригинальную и увлекательную теорию. Весьма интересной представляется концепция В. Ойкена о “хозяйственных порядках”. Он считал, что существуют два типа чистых “идеальных” экономических систем централизованно управляемая и рыночная. Каждый из этих типов характеризует шесть основных параметров: “потребности, природа, труд по руководству и исполнению, техническое знание, запасы готовых и созревающих благ, социальная и правовая организация хозяйства”. Фиксируя определенные сочетания этих параметров, можно получить чистые формы, число которых невелико, но все реально существующие хозяйственные порядки получаются как сочетание этих чистых форм, и их число уже огромно.

Таким образом, вновь реализуется идея создания в сфере экономических систем некоторого подобия математической системы координат с базисом, соответствующим чистым формам.
Теория цивилизаций, под которыми понимаются совокупности родственных народов, объединенных общностью культуры, исторической судьбы, экономических и социально-политических отношений, связывает процессы развития с модификациями цивилизаций в ходе исторического процесса и сменой лидирующих цивилизаций.
Эта теория была выдвинута Н. Данилевским (1869), развита О. Шпенглером (1918) и детально разработана известным английским историком А. Тойнби (1934-1961), который подробно описал 21 цивилизацию трех поколений. Всего существовало около 30 цивилизаций, большая часть из которых погибла, ибо цивилизации, как и «гумилевские» этносы, рождаются, живут и умирают. Первые локальные цивилизации возникли, как известно, в III-I тысячелетиях до нашей эры в Средиземноморье, Двуречье, Индии и Китае. Затем они распространились практически на весь населенный мир. Во II тысячелетии нашей эры лидерство перешло к западной цивилизации.

К середине XX века, по Тойнби, осталось пять великих цивилизаций третьего поколения: «западная», «православно-христианская» (Юго-Восточная Европа и Россия), «исламская», «индуистская» и «дальневосточная».
Продолжатель цивилизационной теории С. Хантингтон (1998) выделяет следующие современные цивилизации: «западную», «латиноамериканскую», «исламскую», «китайскую», «индуистскую», «православную», «буддистскую» и «японскую». Эти цивилизации имеют различный и быстроизменяющийся удельный вес в валовом мировом продукте (ВМП) (см. таблицу).




Цивилизации
Удельный вес в ВМП
1950 г.
1970 г.
1980 г.
1992 г.
«Западная»
64,1
53,4
48,6
48,8
«Православная»
16,0
17,4
16,4
6,2
«Китайская»
3,3
4,8
6,4
10,0
«Исламская»
2,9
4,6
6,3
11,09
«Индуистская»
3,8
3,0
2,7
3,5
«Японская»
3,1
7,8
8,5
8,0
«Латиноамериканская»
5,6
6,2
7,7
8,3
Источник: Экономическая энциклопедия. М.: Экономика, 1999. С. 946.

Данные таблицы наглядно свидетельствуют об очевидной тенденции снижения доли «западной» и «православной» цивилизаций в валовом мировом продукте, в то время как «китайская», «исламская» и «японская» цивилизации явно наращивают свой потенциал.

Нам, детям XX века, жизнь, поступательное движение и научно-технический прогресс представляются абсолютно естественными. Но ведь так было не всегда. Были не только неизмеримо большие по длительности, чем периоды развития, эпохи застоя, но и заметные несомненные откаты, отступления от уже завоеванных человечеством позиций. На смену цветущих некогда цивилизаций не раз в истории приходило варварство. Возникает мысль: что, если именно такие возвраты назад, а не непрерывное поступательное движение являются общей закономерностью?



Такой точки зрения придерживаются сторонники теории исторических круговоротов, родоначальником которой можно считать итальянца Д. Вико, выдвинувшего концепцию о развитии всех народов по циклам историческим кругам. Э. Мейер также придерживается взгляда на историю человечества, как на систему замкнутых циклов, например Древний мир, Средние века. При этом в каждом из них присутствуют элементы как феодальной, так и капиталистической экономики, одновременно свободного, наемного и принудительного труда.
Попытаемся теперь систематизировать вышеупомянутые теории.

теории
факторы и движущие силы развития
Частичные технологически-факторные теории
Теория технологических инноваций
Новые технологии овладение огнем, изобретение лука и т.п.
Энергетическая теория
Освоение новых форм энергии тепловой, электрической, ядерной
Теория природных факторов
Природно-климатические ресурсы, географическое положение
Демографическая теория
Численность и структура народонаселения
Аграрная теория
Новые аграрные технологии, увеличение продовольственных ресурсов
Теория водных путей сообщения
Вид основных водных коммуникаций речных, морских, океанических
Теория технологий связи
Ведущие технологии связи почта, телеграф, телефон, электронные сети
Теория информационных технологий
Эволюция информационных основ (речь, печатный станок, Интернет)
Финансовые теории
Развитие финансовых технологий и системы налогообложения
Маркетинговая теория
Путь от производителя к потребителю


Продолжение таблицы
теории
факторы и движущие силы развития
Комплексные теории
Институциональная концепция Вебера
Религия, неформальные институты, система верований
Марксистская теория
Смена формаций, борьба классов, рост производительных сил
Теория модификаций
Группы модернизаторски или консервативно настроенных слоев
Этническая теория Гумилева
Пассионарии и уровень пассионарности этноса
Теория «хозяйственных порядков»
Ойкена
Комбинации чистых «идеальных» базовых экономических систем-порядков
Теория цивилизаций
Модификации цивилизаций и смена лидирующих цивилизаций
Теория исторических круговоротов
Развитие народов по циклам историческим кругам


Мы описали наиболее известные из имеющихся теорий, объясняющих развитие мировой экономики.
Как относиться к такому многообразию взглядов на один и тот же предмет? По этому поводу есть известная притча. К царю Соломону приходят три мудреца. Первый подробно излагает свою теорию. Подумав, Соломон говорит: “Ты прав, мудрец”.

Второй отстаивает, на первый взгляд, совершенно противоположную концепцию, но получает столь же одобрительный ответ царя. “Но так же не может быть, чтобы они оба были правы!” возмущается третий. “И ты прав,” ответствовал мудрейший. Это иносказание не о беспринципности древнего царя, а о том, что подлинная мудрость может найти зерна истины в, казалось бы, совершенно противоположных научных воззрениях.
Познание закономерностей развития мировой экономики далеко не исчерпано. Как уже было сказано в начале статьи, многие новые феномены и процессы не могут быть объяснены имеющимися теориями, они ждут новых теоретических обобщений.
I




Содержание раздела