3.6 Предложения ЗАО Ланит под названием Порядок - есть современные технологии плюс электронизация всех видов документооборота
Авторы статьи В.Карабутов , Д.Костарев справедливо ставят вопрос: Зачем клиенту бегать в банк? и дают рекомендации, как подготовить электронные платежные документы и доставить их в банк с помощью системы Lan Visit.
Система разработана довольно подробно и содержит разделы:
- связь с бухгалтерией
- многоуровневая система обмена информацией между клиентом и банком, между центральным офисом банка и его филиалами, между филиалами банка
- удобство в работе позволяет оператору быстро и безошибочно вводить и обрабатывать платежные и другие документы.
- защита передаваемых данных
- маршрутизация документов
- коммуникационные возможности.
3.8 Совершенствование правовой базы электронной системы платежей
Гражданское законодательство и арбитражная практика Российской Федерации в принципе допускает фиксацию заключения договоров с помощью средств ЭВМ, а также использование в качестве доказательств документов, подготовленных с помощью этих средств. Вместе с тем согласно нормам требуется для этого и соблюдение особых правил и процедур, предусмотренных законом(см. приложение N1 выписка из Гражданского Кодекса РФ п.2 ст.160, п.2 ст.434).
Что касается расчетов, то требования к оформлению платежных документов ( п.2.1 раздела 2 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации от 9 июля 1992г. N 14) ориентируют на их строго бумажный характер, более того на первые экземпляры подлинников бумажных документов. В силу последнего обстоятельства применение средств электронно-вычислительной техники, в принципе допускаемое Положением, является недостаточно эффективным.
Отсюда назрел вопрос о принятии специального законодательного акта либо нормативного акта Банка России, регулирующего электронные переводы типа Общего положения об электронных платежных операциях. Отсутствие такого акта препятствует довольно широко развернувшемуся внедрению электронных расчетов, особенно на основе корреспондентских договоренностей. Уровень развития правовой базы электронных платежей отстает от технического уровня платежей и должен быть как можно скорее подтянут до уровня последнего.
Важно, чтобы данный акт вступил в силу до полномасштабного внедрения электронного перечисления средств.
Определенные рекомендации по рассматриваемой проблеме даны российскими учеными и практиками. Добровольческий корпус по оказанию финансовых услуг (FSVC) по просьбе Банка России также подготовил соответствующий документ Содействие укреплению правовой основы электронных платежей в России от 25 мая 1995г., в котором на основе анализа соответствующей ситуации в России даны предложения, касающиеся общих, процедурных вопросов и принципов регулирования электронных платежных операций.
Основное содержание рекомендаций и предложений сводится к следующему.
Предлагается издать: закон о документах в электронный форме; правила предоставления доказательств (например, что является оригинальным документом); конкретные случаи, когда платежи являются окончательными; порядок разрешения споров через суд или арбитраж, включая срок обжалования при проблемных ситуациях.
В 1996г. Советом Директоров Банка России была утверждена Стратегия развития платежной системы России на среднесрочную перспективу до конца столетия. В ней поставлена цель создание в России автоматизированной системы расчетов, работающей преимущественно в режиме реального времени.
Определены и Главные составляющие достижения этой цели. Но и сегодня (в 2000г.- через 4 года) не выполнено главное.
Не решен главный вопрос: нет специального законодательного акта, регулирующего электронные переводы денежных средств. Арбитраж и сегодня еще пользуется Инструктивными указаниями 1979 года при рассмотрении доказательств перевода денежных средств с помощью электронно-вычислительной техники. В прошлом - 1999г. сделаны первые шаги по созданию такого Закона.
Группа депутатов Госдумы РФ летом 1999г. внесла в Госдуму проект Закона об информатизации банковской системы с использованием мировой информационной системы Интернет. Целью этого закона является создание правовых предпосылок для информатизации российской банковской системы с использованием мировой информационной сети Интернет, превращения ее в среду высоконадежной коммерческой деятельности. Принятие такого Закона должно будет создать предпосылки для широкой информатизации всей России.
В нем также предусмотрены меры по предупреждению неправомерных и преступных действий через систему Интернет. Так, в статье 14 прямо указывается, что, так как Интернет является незащищенной сетью, то и использовать его для межбанковских денежных коммуникаций запрещается. Межбанковские электронно-денежные коммуникации должны осуществляться по отдельной специализированной электронной сети, куда вход посторонним полностью запрещен.
А для создания и функционирования специализированной электронной банковской сети должен быть принят самостоятельный Закон.
В качестве единственной допустимой технологии в осуществлении платежей по Интернет проект Закона допускает технологию платежного поручения, которое плательщик выдает своему банку.
В периодической печати проект Закона подвергнут острой критике. Журналисты усердно доказывают вред допуска Интернета для банковских операций. Вопрос, конечно, интересный и сложный, так как вся деятельность в электронной сети основана на доверии.
Как специалист одного из подразделений Банка России, непосредственно связанный с техническим и информационным обеспечением реализации электронной системы расчетов могу выразить свое отношение к данной проблеме. Несомненно, полностью отказываться от использования хорошо развитой инфраструктуры сети Интернет было бы неразумно. И здесь необходимо сбалансированно использовать ее возможности с учетом интересов безопасности прохождения платежей.
Скажем, на этапе передачи КО платежного поручения РКЦ вполне можно использовать сегменты сети Интернет. И в настоящее время этот вопрос обсуждается предметно. К сожалению, проект Закона в Госдуму внесен, но его принятие задерживается.
Этому есть и объективные объяснения такие, как и тяжелое состояние всей экономической системы страны после кризиса 1998 года. Однако именно сейчас на мой взгляд представляется возможным вернуться к его обсуждению и принятию. Но и без разработки такого Закона, принятия его Думой, Советом Федерации, Президентом дело с места не сдвинется.