С другой стороны, может оказаться достаточным точное повторение ролевой игры. Единственным важным моментом является то, что наставник должен учесть перспективу переигровки и возможность изменения для нее формата ролевой игры.
Роль наставника
В процессе фактического проведения ролевой игры наставник должен выполнять ряд различных функций, которые меняются по мере развития игры. Эти функции представлены на рисунке 7.3.
Можно даже сделать дублером и двойником одного и того же участника.
Обеспечение информации
Помимо прочего, наставник обеспечивает информацию и судейство во время диспутов. В идеале ему не понадобится выступать во время самой ролевой игры, так как вся информация была либо роздана в виде пояснительных записок, либо поступила через механизмы, заложенные в самом упражнении. Там, где это возможно, информация должна включать в себя указания, которые позволят избежать споров вокруг фактов, в том числе - о распределении властных полномочий в пределах ролевой игры.
ПАМЯТКА. Обсудите с участником основные правила сессии. Позаботьтесь, чтобы они их записали.
Арбитраж
Однако иногда непредвиденный поворот событий может поставить наставника перед необходимостью вмешаться в действие. Речь в данном случае идет о вводе в игру роли вратаря, возможности которой наставник должен использовать в максимальной степени. Термин вратарь обозначает в данном случае человека, который, благодаря своей выгодной позиции, может контролировать поток информации в виде поступающих извне приказов и инструкций. Такие вратарские функции могут взять на себя вводимые в игру регистраторы, секретари, делегаты, репортеры и библиотекари.
Хотя у самих носителей ролей может не быть никаких властных функций, при желании они могут обращать внимание участников на законы и правила.
Наставник должен убедиться в оправданности вмешательства и ввода нового материала. Без настоятельной необходимости ему ни в коем случае не следует вмешиваться и поправлять игроков. Лучше дождаться дебрифинга и дать ученикам поучиться на собственных ошибках, чем прерывать действие. Подобное вмешательство не только деморализует учеников, но и не дает им перейти от первой стадии, на которой они являются игроками, ко второй, где происходит истинное вживание в роль. На первой стадии Pгра протекает поверхностно; на второй же происходит более глубокое слияние с ролью, что приводит к подлинному пониманию и смене установок.
Уже было сказано, что одним из ключей к успешному проведению ролевой игры является сила воли, которую надо проявить наставнику, чтобы устоять перед соблазном исправлять ошибки в ходе действия или вмешаться каким-то иным образом.
Учет времени
Роль наставника как хронометриста очевидна. Мы снова видим здесь функцию, которая зачастую может быть встроена в саму ролевую игру. Если это невозможно, то при желании завершить действие естественным путем вы можете выполнить это в пределах соответствующей роли. Иногда наставникам хочется остановить ролевую игру и обсудить некоторые моменты, а после возобновить ее.
Сделать это гораздо проще, чем кажется большинству наставников. Ученикам вообще свойственна достаточная гибкость, чтобы позволить остановить ролевую игру, провести обсуждение и без особых потерь начать ее снова. В некоторых случаях так можно сделать даже несколько раз с небольшими интервалами.
Психологам известен распространенный феномен эффекта окончания. Если люди знают, что через несколько минут они должны завершить задачу, то это значимо повлияет на их поведение - например, на готовность рискнуть, на скорость действий и т. д. Может случиться так, что наставник пожелает избежать этого эффекта. Проще всего сделать это следующим образом: либо оставить время окончания намеренно неопределенным, либо объявить ложное окончание и тем оборвать сессию - неприятный, но неизбежный трюк в случаях, когда важно избежать эффекта окончания.
Генерирование энергии
Иногда возникают ситуации, когда кажется, что ролевая игра вот-вот остановится без всякой видимой причины. Дело не в том, что игроки заскучали, и не в том, что действие стало повторяться, - просто складывается впечатление, будто игра начинает застывать. Такую ситуацию проще увидеть, чем описать. В подобных случаях задачей наставника становится добавить в игру изюминку, оживить ее.
Для этих ситуаций не существует никакого золотого правила; поэтому многое зависит от личности наставника. Каким-то образом он должен изыскать возможность передать группе свою энергию и энтузиазм. Как бы это ни делалось - вступлением ли в игру, зажигательной речью или невербальными знаками - главным условием будет собственный энтузиазм наставника.
К сожалению, ни одна книга не в силах превратить пассивного наставника в воодушевленного.
Недопущение терапевтических воздействий
Последней, но не менее важной функцией наставника является разрешение конфликтов. Речь об этом пойдет в следующем разделе, но прежде необходимо выступить с предостережением. Все функции, которые были описаны выше, являются часть работы наставника по проведению ролевых игр. В обычные обязанности наставника не входит терапия. То, как используются ролевые игры в образовании и тренинге, очень похоже на их применение в терапевтических ситуациях.
В конце концов, терапия - это тоже процесс обучения, а изменение установок и поведения людей часто подразумевает устранение нежелательных установок и форм поведения. Однако терапевтический процесс требует других знаний, других навыков и другого контекста. Две эти ситуации разнятся в своих исходных посылках - особенно в распределении ответственности.
Соблазну сыграть Господа Бога нужно сказать твердое нет.
Факторы, препятствующие ролевой игре
Выход из роли
Одной из наиболее распространенных проблем, возникающих в процессе ролевой игры, оказывается ученик, который постоянно выходит из роли, чтобы объяснить, почему он совершил тот или иной поступок. Диалог может развиваться примерно так:
Вы поддерживаете наше предложение?
Нет, ну я не думаю, что я поддержал бы его в таких обстоятельствах, а вы?
Обычно это невротическая реакция, вызванная тревогой. Она указывает на неэффективность или недостаточную продолжительность разминки. В этом случае нужно немедленно остановить действие и обсудить проблему с игроками. Наставник должен объяснить преимущества делания перед разговорами о том, что можно было бы сделать. С тем же успехом можно прибегнуть к одному из вспомогательных методов, рассмотренных в данной главе выше.
Если проблема сохраняется, то нужно ротировать роли и поручить нервным игрокам те, что попроще. Это подготовит их к последующему разыгрыванию более крупных ролей.
К этой проблеме можно подойти иначе: предложить игрокам действовать так, как хочется им, а не кому-то, о ком они думают. Подобная ситуация возникает, как правило, из-за блокировки, которая развивается при попытке игрока делать два дела одновременно: разбираться с поставленной перед ним проблемной ситуацией и изменять поведение в соответствии со своим пониманием персонажа. В большинстве случаев обе стороны поведения, по сути, являются одним и тем же, просто игроки этого не осознают.
Важно заставить их реагировать на стимулы, которые поступают из той среды, в которой они находятся в данный момент. Создание образа же подобно глазури на торте и может быть отвергнуто как отвлекающий фактор.
Шутовство
Выход из роли является первой проблемой, возглавляющей список на рисунке 7.4; вторая проблема - шутовство.