После этого проводятся мероприятия, которые позволят установить связь с остальной учебной программой. Наконец, существует необходимость поддержать и воодушевить ученика так, чтобы он мог следовать новым идеям, на которые его вдохновила ролевая игра.
Можно выразить это иначе, сказав, что в первую очередь следует разобрать содержание ролевой игры и только после - процесс. Это представляется логичным, поскольку продолжительная дискуссия могла бы завести в никуда, если нет исходного понимания сути происходившего.
В известном смысле это можно назвать логикой проведения любых учебных или тренинговых сессий. Однако в сессиях ролевых игр такая логика приобретает дополнительное значение не только потому, что финальная стадия таких сессий занимает большую часть общего времени, но и потому, что ученики наверняка - осознанно или неосознанно - захотят остаться в обстановке ролевой игры, которая столь высоко их мотивировала.
Последовательность дебрифинга
Пользуясь вышеописанной логикой, наставник теперь легко может составить последовательность действий, которой он будет придерживаться во время сессии дебрифинга. Это особенно полезно в тех случаях, когда класс разбивается на несколько групп, одновременно разыгрывающих один и тот же сценарий. В такой ситуации наставник наверняка захочет провести часть, а то и весь дебрифинг для каждой группы отдельно, поскольку во многом он касается конкретного выступления той или иной группы. Это означает, что в работу по проведению дебрифинга придется включить несколько специально отобранных учеников.
Для вящей пользы дела лучше всего изложить им четкую последовательность шагов, одновременно убедившись, что отобранные индивиды чувствуют, что их беспристрастно выслушали и больше нет ни остаточного стресса, ни напряжения.
Как было показано выше, такую последовательность может разработать сам наставник. Его свобода простирается вплоть до возможности составить точные вопросы, отпечатать их на карточках и оперировать ими либо самостоятельно, либо через лидеров групп. Формулировка вопросов будет, естественно, меняться в соответствии с конкретной ролевой игрой и задачами, стоящими перед наставником.
В большинстве случаев, однако, следует придерживаться единого шаблона, представленного на рисунке 8.4.
ПАМЯТКА. Обращайтесь к участникам в соответствии с их ролями, например: Контролер за качеством продукции (или мистер/миссис Смит), что вы чувствовали в ту минуту? или Как контролер за качеством продукции, что...
Понятно, что наставник не может слишком жестко придерживаться этих рамок, но в этом пункте лучше избегать сползания в фазу почему. Дискуссия, насколько это возможно, должна фокусироваться на событиях и чувствах, которые, по мнению игроков, имели место во время игры. Необходимо сосредоточиться на фактах и оперировать ими в описательной, а не в оценочной манере; нужно сопротивляться соблазну интерпретировать чужие реакции, а наставник должен пресекать любую попытку объяснения чужого поведения.
Обратная связь не должна носить догматический или сверхобщий характер.
На этой фазе игроки могут продолжать высказываться с позиции их роли, но делать это уже не так интенсивно. Такой подход способствует процессу постепенного освобождения от роли и переходу в положение объективного аналитика. Здесь также появляется гарантия того, что будут подчищены все хвосты внутри самой ролевой игры, то есть игроки не останутся в неведении насчет общего мнения о сути происходившего.
Акцент на этом моменте может показаться странным, однако многие наставники впоследствии убедятся в том, насколько живучими могут быть заблуждения, даже когда уже состоялся обмен мнениями. Для примера возьмите ролевую игру, в которой двое обсуждают сумму компенсации за производственную травму. Они приходят к тому, что один из них говорит: Мне кажется, что потерю конечности нельзя компенсировать никакими деньгами, а другой отвечает: Да, я полностью с этим согласен.
Затем они продолжают обсуждать порядок выплаты компенсации, пребывая в иллюзии, что оба придерживаются одной и той же точки зрения.
Во время последующего обсуждения наставник, который заметил проблему, спрашивает: Что вы имели в виду, когда говорили, что никакие деньги не смогут компенсировать потерю конечности? Первый игрок говорит: Мне казалось, что мы должны сделать все возможное, чтобы довести сумму денежной компенсации до максимума; второй
игрок заявляет: Я чувствовал, что денежная компенсация, хотя она
и важна, никогда не может быть самым главным; мы должны были бы-
стро уладить финансовые вопросы и обратиться к сути проблемы, ко-
торая состоит в обеспечении специальной психологической и физи-
ческой поддержки. Если такое взаимное непонимание не будет
вскрыто на ранних стадиях, то дальнейшее обсуждение окажется ме-
нее эффективным. i
Кроме того, на этой стадии чрезвычайно полезно высветить изменения в установках, которые произошли по ходу ролевой игры. Полезно знать, на скольких игроков повлияло происходившее и в какой степени их аргументы или поступки изменили убеждения других игроков. Также может их смутить соотнесение утверждений, сделанных игроком в разных пунктах ролевой игры, когда его отношение к какому-то предмету изменилось, но факт перемены остался неизвестным другим игрокам.
Когда главные персонажи выскажутся, следует обратиться к персонажам второго плана и спросить, что они думают об их поведении. Только после того как будет выпущен пар, можно поинтересоваться мнением зрителей. Особенно полезно, если они смогут процитировать некоторые высказывания игроков, благо это помогает подчеркнуть истинную природу данной фазы.
Вопросы к зрителям будут меняться в зависимости от конкретного предмета наблюдения. Если цель ролевой игры состоит в развитии структурированных навыков, то зрители должны пристально следить за последовательностью действий или инструкций и основывать свои комментарии на ключевых шагах или указаниях, являющихся темой обучения, и на правильном следовании этим указаниям. В случае менее структурированной, то есть развивающей ролевой игры наставник может высказываться более общо и предложить зрителям, например, следующее: Перечислите три фактора, которые, по-вашему, способствовали успеху интервью.
На этой стадии необходимо приложить все усилия, чтобы сделать комментарии максимально позитивными. Акцент должен ставиться на то, что сделано, а не на то, что сделано не было. Последнее все равно, без помощи наставника, прокрадется в дискуссию.
Благодарностей и похвал должно быть столько же, сколько критики - вещь очевидная, но вещь, которой в контексте ролевой игры пренебрегают многие преподаватели и инструкторы.