Они могут быть прямыми или относиться к закрытому типу, то есть: Должен ли был председатель принять именно такое решение? или Кто был лидером? По ходу опроса нужно поощрять ученика к поиску альтернативных объяснений и примеров.
На всех этапах дебрифинга наставнику следует помнить, что тот должен быть увязан с особыми потребностями отдельных учеников, группы, а также с конкретным учебным заданием. Именно поэтому опросные листы общего характера находят здесь лишь ограниченное применение. В фазе 2 особенно важна сосредоточенность на специфических целях сессии, и внимание при этом будет полностью направлено на изучаемую область, ее проблемы.
Фаза 3 - Что нам делать дальше?
Фаза 3 не всегда бывает возможной. Это фаза, в которой наставник старается добиться от учеников решительной готовности предпринять некие действия. Упор здесь делается на получении общего письменного заявления о дальнейших мероприятиях. В этом случае ученики будут с большей вероятностью придерживаться своих намерений.
Кроме того, нужно определить доказательства, которые им придется представить в подтверждение своей деятельности.
В фазах 2 и 3 можно воспользоваться многими стандартными учебными техниками, которые исходят из ведущей и контролирующей роли преподавателя. Наставник может подключить наглядные материалы или подробно изложить некоторые вопросы. В частности, весьма полезным может оказаться использование лекционных плакатов, где будут записаны некоторые аналитические положения, выведенные в фазе 2, а также намерения, высказанные в фазе 3. Это не только обеспечивает фокус дискуссии наряду со средствами измерения вклада в игру и учета естественных пауз, но также формирует справочный материал, к которому можно вернуться в ходе дальнейшей работы.
ПОДСКАЗКА. Не стоит недооценPвать возможностей скромного лекционного плаката.
На рисунке 8.6 представлены пункты, которые нужно учитывать при планировании дебрифинга.
Речь больше шла о структуре и теоретическом обосновании занятия, нежели о непрерывном давлении. Напротив - можно долго говорить об известном расслаблении и неформальной обстановке, показанных во время дебрифинга. Организм человека не в силах отличить подлинную эмоцию от ложной или реальный кризис от надуманного.
Если игроки погрузились в свои роли, их организмы подвергаются почти такому же стрессу, как и в реальной жизни. Весьма вероятно, что они устанут как умственно, так и физически и будут нуждаться в релаксации прежде, чем смогут приступить к новой работе. Идеальный дебрифинг порождает интерес, возбуждение и расслабление - сочетание любопытное, но не невозможное.
Использование видео
Кроме того, в магнитофонной записи очень трудно идентифицировать отдельных выступающих, особенно если они перебивают и стараются перекричать друг друга.
Телевидение может усилить тонкие невербальные сообщения и позволяет ученикам оценить их значение для коммуникации. Оно также дает участникам возможность увидеть интеракцию как единое целое, а не только с чьей-то отдельной точки зрения. Его главным недостатком, помимо дополнительной работы, которой оно требует, является замедление дебрифинга, если только над ним не осуществляется тщательный контроль.
С другой стороны, при необходимости оно может в некоторой степени упорядочить и структурировать процесс.
Другие возможности применения видео
Стоит отметить, что видео используется в ролевых играх не только для записи сессии. Одним из самых интересных способов его применения является передача информации в процессе самой ролевой игры. Мы уже видели, какие проблемы возникают при перегрузке ролей информацией во время написания инструкций. Отчасти этого можно избежать, если вводить дополнительную информацию в ходе ролевой игры.
Однако на бумаге ее трудно передать в большом количестве. Альтернативным и эффектным выходом из ситуации становится телепередача, построенная в форме выпуска новостей или заранее записанного интервью. Можно даже передавать информацию из одного помещения в другое, как это требуется, к примеру, в ролевой игре, изображающей диспут по вопросам руководства профсоюзом.
Кроме того, видеозаписью можно пользоваться при позднейшей оценке ролевой игры. Это может происходить в различных формах. Может быть так, что наставник захочет проанализировать время, затраченное на различные фазы интеракции, или какой-то иной аспект упражнения, по которому удастся оценить ход учебного процесса. Было бы особенно полезно записать и сам дебрифинг.
К тому же тот факт, что запись можно смотреть неоднократно, означает, что разные зрители могут анализировать свои реакции независимо друг от друга и поодиночке выставлять оценки для последующего сравнения. Это не только позволяет осмыслить ролевую игру, но и предоставляет возможность заняться тренингом и сравнением зрителей.
Однако основное применение видео находит на стадии дебрифинга, и оставшаяся часть этой главы будет посвящена исследованию возможностей его использования на данной стадии. Хотя существует много позитивных следствий использования телевидения в ролевых играх, надо отметить, что оно имеет также свои недостатки и даже таит опасность.
Осуществление записи
Основным недостатком кино- или видеокамеры является ограниченный угол зрения у обычных линз. При средней освещенности ограниченной оказывается и глубина фокуса. Это значит, что в фокусе могут одновременно находиться пять-шесть человек и уж никак не больше восьми.
В крупных группах или в случаях, когда участники двигаются и не могут быть рассажены так, как удобно оператору, нужно использовать либо несколько камер, либо одну, но очень подвижную. Видеозапись можно сделать тремя основными способами:
При использовании дистанционно управляемых камер (с одно-пропускным экраном для оператора) необходимо зафиксировать их в определенных позициях. Это значит, что несколько камер должны располагаться так, чтобы отслеживать сцену под разными углами зрения; кроме того, в этом случае нужен либо очень проворный оператор, который будет носиться от камеры к камере, либо несколько операторов. Однако бывают ситуации - например, интервью, которое происходит с участием двух человек, сидящих лицом друг к другу, - когда такая организация становится оптимальной, хотя и дорогостоящей.
Полноценная студия обходится, конечно, намного дороже, но студии хуже еще и искусственностью своей обстановки вкупе с напряжением, которое они могут порождать. Трудно добиться от учеников расслабленности, когда они помещены в комнату с высоким потолком, полную света, оборудования и людей. Кроме того, акустика подобных помещений, будучи идеальной для работы с микрофоном, часто не подходит для людей, ведущих обычные беседы, а освещение, опять-таки идеальное для работы с камерой, не позволяет создать надлежащую атмосферу-
Наряду с тем, что некоторые инструкторы и педагоги могут воспользоваться более сложным оборудованием, большинство отдает предпочтение простой портативной камере, исходя из ее дешевизны, простоты эксплуатации и легкости контроля. При неуклонном снижении стоимости бытовой видеотехники видео становится доступно для всех.
Недостатки работы с единственной камерой: