Психодрама


По этой причине она и включена в схему. Методами, которые иногда ассоциируются с ролевыми играми, являются психодрама, терапия с использованием фиксированных ролей, социодрама, группы встреч, воспроизведение конкретных случаев и творческая драма. Ниже каждый из этих методов рассматривается отдельно.
 
Психодрама
 
Основы метода психодрамы были заложены американским психиатром и психологом Дж. Л. Морено, чье имя также связывается с развитием социометрии, групповой психотерапии и социодрамы. Морено интересовался проблемами межличностных отношений и применением в их решении игры, встреч и театральных приемов.

В 1920-х он основал спонтанный театр, в котором проводилась театрализация текущих событий, но позднее заинтересовался использованием элементов театральной реальности в индивидуальной терапии, терапии семейных отношений и малых групп.
На новые мысли его натолкнули исследования, которые он проводил в подготовительных школах для девочек-правонарушительниц. Морено считал, что необходимо расширять их социальный опыт, готовя тем самым к жизни за пределами учебного заведения, и для этого он организовал ролевую игру, развивавшую социальные навыки и опиравшуюся на исследовании личности. В процессе развития своих идей он использовал такие термины, как встреча, здесь и теперь, которые в настоящее время приобрели популярность в работе по развитию человеческого потенциала.
Классическая психодрама требует трехъярусной сцены с пологими ступеньками между ярусами, по которым игроки могут переходить вверх и вниз. Иногда эти ярусы символизируют степень вживания игрока в роль; иногда - глубину эмоциональной вовлеченности и проникновения в сферу подсознательного.
Первой фазой, как и в ролевой игре, является разминка. В этот период игроки должны расслабиться и по возможности раскрепоститься. Одной из важнейших задач этого этапа психодрамы является определение личностной проблемы, стоящей либо перед кем-то одним, либо общей для всех членов группы.
Затем режиссер (в психодраме используется этот термин, чтобы не подчеркивать ее терапевтический характер) выводит на сцену протагониста и кратко обрисовывает проблему, определяя ее уже в терминах конкретной сцены, которую предполагается разыграть. Протагонист описывает сцену и других занятых в ней персонажей; после этого к работе подключают членов группы, которые будут играть эти роли. Эти люди именуются вспомогательными эго, а иногда - просто помощниками. Протагонист объясняет им роли, для чего кратко описывает каждого персонажа своей пьесы.

По ходу действия между протагонистом и группой происходит взаимообмен - так что другие игроки становятся все больше и больше похожими на реальных людей, с которыми приходится общаться протагонисту в повседневной жизни.
С началом действия режиссер использует все техники, описанные в главе 7: обращение ролей, отражение, дублирование, работу со стулом и с немым помощником - наряду с другими техниками, в которых используется фантазия, символизм и конфронтация. Целью является помочь протагонисту идентифицировать свои эмоциональные блоки. Во время действия режиссер побуждает протагониста двигаться от второстепенных проблем к стержневым и достигнуть точки эмоциональной открытости, или катарсиса.

Когда это достигнуто, начинается третья, конструктивная стадия.
Эта стадия психодрамы требует напряженной работы. Пользуясь поддержкой группы, протагонист пытается решить для себя проблемы возвращения во внешний мир. Эти вопросы желательно решать посредством практики определенного поведения - так же, как это происходит при тренинге навыков в ролевых играх; сотрудничества - этот процесс похож на те, что практикуются во всех видах групповой терапии; и закрытия - речь идет о смеси резюмирования, планирования и завершающих ритуалов.
Этот краткий обзор психодраматической техники достаточен для иллюстрации ее тесного сходства с ролевой игрой. Иногда их смешивают друг с другом, что приводит впоследствии к размыванию целей. Если же наставник ясно понимает задачу ролевой игры как части его собственной учебной программы, взаимное обогащение обеих сфер может пойти только на пользу.



Читатели, желающие дополнить этот краткий обзор, отсылаются к замечательной книге Блатнера (Blatner, 1973).
 
Терапия фиксированных ролей
 
Более недавним производным психодрамы является терапия фиксированных ролей, которая была предложена и развита Дж. А. Келли в его теории личностных конструктов. Ключом к пониманию этого выступает идея роли как активности, осуществляемой с учетом того, как видят это действие, по мнению игрока, другие люди.

Поэтому упор делается на точку зрения других людей, определяющую реакцию индивида.
В терапии фиксированных ролей клиенты пишут характеристику самих себя с точки зрения человека, близко их знающего. Затем психотерапевт готовит другую характеристику человека (аналог инструкции в ролевой игре), роль которого необычна для пациента: осторожного клиента могут, например, попросить сыграть роль решительного человека. После этого в течение, допустим, двух недель клиент выступает в роли, а терапевт относится к нему во время сессии так, как если бы он на самом деле являлся видоизмененным персонажем.


Здесь, как и в ролевых играх, нет никакой угрозы целостности настоящей личности клиентов, поскольку они всего лишь играют вымышленного персонажа; они экспериментируют с новым измерением. Было показано, что в целом этот тип структурированного переживания менее опасен, чем совершенно неструктурированные методы, к которым прибегают в других видах терапии; как последнее средство эта способность укрыться за ролью может быть очень полезной. Тем не менее разыгрывание такой роли оказывается мощным механизмом изменения.

Оно особенно эффективно в случае, когда клиентам трудно играть из-за того, что им, в отличие от профессиональных актеров, приходится вкладывать в роль большую часть себя, чтобы из игры вообще хоть что-нибудь получилось.
Чтобы помочь клиенту понять чужую точку зрения, терапевт может использовать в ходе терапевтических сессий любые из рассмотренных нами техник.
 
Социодрама
 
Две предыдущие техники предназнHчались для исследования и устранения индивидуальных проблем. Социодрама - техника, призванная исследовать проблемы, которые возникают в социальных группировках. Хотя ей было дано специальное название, она идентична по целям большинству групповых ролевых игр, изучающих социальные проблемы и поведение социальных групп. В качестве типичной проблемы могут выступать межрасовые трения в провинциальных городах и особенно отношение полиции к национальным меньшинствам.

Эта тема может становиться актуальной при рассмотрении, например, группового самосознания в черных общинах, внутренней политики или курса социальных наук в школе или колледже.
Процедура состоит в выяснении у учащихся важнейших аспектов проблемы и создании с их помощью сценария, которым будет иллюстрироваться какой-то конкретный пример. После этого выбираются игроки, которые разыгрывают сцену и во время дебрифинга им предлагают рассказать о своих пережитых чувствах и установках. Это приводит к дальнейшему обсуждению проблемы, дальнейшему ее уточнению и определению и к новым примерам или вариантам первого примера.

Процесс будет продолжаться столько времени, сколько потребуется.
В социодраме делается акцент на проблемы, связанные с социальной ролью, которую играет актер, а не на проблемах отдельных индивидов. Ее цель состоит в прояснении, а не в лечении, но в этих границах она является жизнеспособным методом возбуждения интереса к глобальным проблемам и может быть использована в различном контексте.
 
Группа встреч
 
Включение групп встреч в книгу о ролевых играх может показаться странным. Верно, что группы встреч, гештальттерапия и многие другие виды экспериментальной терапии относятся к иному ведомству, нежели традиционная ролевая игра. В известном смысле этим упражнениям свойственны общие внешние черты. Они предполагают работу малыми группами (от восьми до восемнадцати членов), которые относительно не структурированы, но в которых есть фасилитатор, помогающий членам группы выражать их мысли и чувства. Группа стремится к установлению атмосферы взаимного доверия, в которой ее члены смогут предоставлять друг другу мгновенную обратную связь относительно эффекта, который оказывает их поведение на других участников.

В зависимости от структуры и конкретного типа упражнения, фасилитатор может постараться устранить некоторые препятствия, характерные для обычного социального контакта, и тем способствовать изменению группы и ее членов.
Упражнения и действия, к которым прибегают в группах встреч, достаточно разнообразны, чтобы удовлеZворить потребности группы.



Содержание раздела