В общем", если ролевая игра и вступление к ней были подготовлены хорошо, то игроки окажутся достаточно информированными и мотивированными, чтобы провести ее если не гладко, то хотя бы с энтузиазмом и напором. Если они достаточно мотивированы и выступают как единая команда, они смогут помочь друг другу в моменты, когда кто-нибудь выдохнется или зайдет в тупик. Если наставник считает, что ему действительно необходимо вмешаться (а вмешательства всегда должны быть сведены к минимуму), то ему, как правило, лучше всего будет взять на себя какую-нибудь мелкую роль: Меня попросили передать вам эту записку, сэр - или нечто подобное.
Вносить в ролевую игру более серьезные изменения лучше при ее повторном проигрывании; другим выходом будет использование иных техник, речь о которых пойдет ниже.
Специальные техники
Итак, мы рассмотрели два основных способа организации обычной ролевой игры. Теперь мы обратимся к другим техникам, которые были разработаны для специальных целей. Все техники перечислены на рисунке 7.2.
Аквариум
Параллель
Ротация ролей
Обращение ролей
Alter ego/дублирование
Отражение
Поддержка
Монолог
Стул-собеседник
Немой помощник
Консультационная группа
Расстановка
Переигровка
И сегодня они широко применяются в этих целях. Однако как всякий инструмент, они могут быть использованы и в других областях при условии, что пользователь будет осознавать их отличительные особенности, а также границы их применения. Кроме всего, наставнику следует сохранять профессиональное здравомыслие и не поддаваться соблазну вторгнуться в область терапии лишь потому, что ему привелось исползовать столь мощные исследовательские техники.
Хотя первоначально все они были разработаны для проведения особого вида терапии и самоанализа, в их применении нет никакого священнодействия. Работая с этими техниками, наставник, как и при любом другом методе, должен экспериментировать и применять их тогда и там, где он чувствует, что ученики смогут с ними справиться. Рассматриваемые варианты оказываются особенно уместными в ситуациях, когда игрок нуждается в поддержке одного или нескольких товарищей; другими словами, этими техниками можно поддержать ученика, который стесняется играть свою роль, не слишком способен к игре или обладает не очень богатым воображением.
Из самой их природы становится ясно, что эти техники можно также использовать для более глубокого, чем в простых ролевых играх, исследования мотивов, поведения и ожиданий.
Описанию этих техник поможет специальная терминология психодрамы, хотя в ее отдельных понятиях содержатся оттенки, которые не имеют отношения к нашей теме. Главный персонаж в ролевой игре называется протагонистом. В ролевых играх, применяемых в терапии, часто присутствует только один протагонист - человек, который ее получает; но что касается наших задач, то здесь может быть несколько протагонистов или людей, вокруг которых вращается ролевая игра.
Если проблема исследуется с двух сторон, то второй основной игрок называется антагонистом. Антагонист - значимый другой, который сопротивляется идеям и желаниям протагониста. Остальные персонажи, обеспечивающие фон и поступающую информацию, назы-
5-2060 ваются помощниками. Таким образом, в простейшей ролевой игре устраиваемой для тренинга интервьюера и представляющей профессиональное собеседование, игрок, выступающий в роли интервьюера, является протагонистом; тот, с кем он проводит собеседование, - антагонистом, а в ролях помощников оказываются секретари, регистраторы, etc.
Эта техника уместна также там, где на постановку исходного моделирования были затрачены определенные время и силы - для воссоздания обстановки комиссии, общественного митинга, международного диспута, торговой ярмарки, цеха по производству какой-либо продукции; а также там, где наставник хочет, чтобы несколько учеников попробовали себя в какой-то особенной роли: посредника, советника, управляющего директора.
Опыт участия в нескольких ролях из одной и той же ролевой игры придает игрокам уверенность в себе, что приводит к большей их непосредственности, к повышению способности вникать в другие роли и понимать их. Кроме того, это позволяет лучше осознать изучаемую ситуацию, так как каждая замена игрока ведет к небольшим изменениям в исходных предположениях и используемом словаре, что заставляет игроков более тщательно обдумывать свои позиции.
В рамках другой ротационной процедуры происходит одновременная ротация нескольких или всех ролей. Из-за очевидных трудностей она применяется реже, но опять же помогает ученикам сыграть больше, чем одну роль, и таким образом они имеют возможность взглянуть на предмет дебатов или внешне очевидную ситуацию с различных сторон. Здесь, как и в других видах ротационных ролевых игр, можно избежать затруднений, вызванных фокусированием лишь на одной персоне, и показать, как разные люди реагируют на одну и ту же проблему.
Однако в обоих рассмотренных вариантах имеется потенциальная опасность обнаружить, что кто-то один справляется с проблемой хуже всех. Кроме того, они не очень подходят для ролевых игр с большим количеством персонажей, если только отдельные ученики не согласятся быть вечными помощниками. (Иногда ротационную ролевую игру называют игрой по типу параллели, но в данной книге мы сохраним последний термин для обозначения игр, протекающих синхронно.)
Обращение ролей
Другим широко распространенным вариантом ролевых игр является обращение ролей. Оно может достигаться различными способами. В первом случае ролями меняются игроки, исполняющие роли протагониста и антагониста - профсоюзный деятель и менеджер, учитель и ученик, покупатель и продавец. В другом варианте ученик, играющий себя самого, заменяется другим игроком и превращается в антагониста.
Он может, таким образом, сыграть собственного босса, жену или партнера по гольфу. В третьем случае обращения ролей игроков просят сыграть роли, которые в поведенческом или физическом плане им незнакомы, - например, роли инвалидов, лиц иного пола, расы, и т. д. При этом мы получаем ситуацию, когда женщина играет мужчину, белый - черного, и т. д.
Интересно отметить различие между способами распределения ролей так, в большинстве случаев ролевых игр возраст, пол и раса игроков игнорируется, а при обращении ролей это намеренно акцентируется . Как отмечалось в главе 5, при написании ролей следует вдаваться в детали ровно столько, сколько необходимо. Это особенно касается физических характеристик. Роль можно уточнить в терминах взаимоотношений, обозначая, однако, их в общем - например, родитель, помощник, коллега, то есть так, чтобы ее мог сыграть учащийся любого пола, расы или телосложения.