В случае монолога игрок отдается на волю потока сознания и говорит о своих чувствах, взглядах, решениях и страхах. Это трудная задача для большинства людей, однако она странным образом облегчается, когда говорящий обращается к какому-то материальному предмету, например к вспомогательному эго-стулу. В поле игры ставят стул, а игрок воображает на его месте одного или нескольких человек, с которыми он общается. Он обращается к стулу и отвечает за него, воображая ответы собеседника.
И это работает - по крайней мере, в терапевтических условиях. Эту идею можно успешно распространить на два или несколько стульев, когда протагонист будет сидеть сперва на одном, а затем - на другом по мере того, как он поочередно играет роль каждого персонажа и с этих позиций говорит с остальными.
Немое вспомогательное эго - вариант, в котором стул заменяется живым человеком. Подобно стулу, этот человек молчит, но своим присутствием ободряет и поддерживает протагониста.
Консультационная группа
Нам остается рассмотреть еще три техники, которые могут помочь наставнику, проводящему ролевую игру. Первой является консультационная группа. Ее можно использовать в сложной или трудной ролевой игре, а также в тех ситуациях, когда возможны различные варианты принятия решений.
Техника предполагает наличие особой домашней группы поддержки, члены которой выступают консультантами и советуют протагонисту, как ему действовать дальше.
Перед началом ролевой игры игроки встречаются со своими консультационными группами и обсуждают с ними фабулу и способы работы в ее рамках. Во время игры наставник либо устраивает перерывы для консультаций, либо пишет сценарий так, что эти встречи естественным образом вписываются в действие. Одним из крупных достоинств этой техники является близость ее к реальной жизни.
Все знают, что правительства отзывают своих послов для консультаций, после чего те возвращаются за стол переговоров с новыми инструкциями или новой информацией.
ПОДСКАЗКА. Используйте группы поддержки в планировании, мониторинге и разборе действий игроков.
Эффективность использования консультационных групп позволяет широко рекомендовать их в практике ролевых игр. Они дают возможность включиться в работу людям, которые не слишком хорошо владеют словом, из них удается извлечь более широкий опыт; а те, кто состоял в этих группах, уже не пугаются участия в самой ролевой игре. Случается иногда, что какой-то член группы поддержки до того загорается желанием внести свой вклад в обсуждение, что хочет взять себе настоящую роль.
Такое допустимо в том случае, если прием консультационной группы будет сочетаться с одной из техник перемены ролей, и консультант на время превращается в игрока.
Другим плюсом данного упражнения становится возможность тщательного обдумывания игроком ситуации прежде, чем он в нее войдет. Одним из достоинств ролевой игры, как мы знаем, является то, что она способна обеспечить равновесие между эмоциональной, импульсивной стороной процесса общения и ее когнитивной, планируемой стороной. Использование техники групповой поддержки подчеркивает важность предварительного планирования при проведении таких мероприятий, как интервью, собрания и всевозможные переговоры.
Люди часто обвиняют наставника в хладнокровии, когда он говорит, что каждая интеракция должна быть спланирована и подготовлена; он может обнаружить, что учеников трудно убедить сделать паузу и обдумать очередной этап. Опыт работы с группой поддержки способен показать учащимся практическую ценность таких рефлексивных пауз, а саму группу следует стимулировать к выдвижению собственных идей и предложений, а также задавать игроку вопросы, которые помогут ему прояснить его отношение к роли.
Расстановка и переигровка
В некоторых ролевых играх несложно разыграть альтернативные сценарии: если родители сидят за столом и завтракают, то отложат ли они свои газеты, чтобы поговорить с детьми? В других случаях для достижения желаемых результатов потребуется внести больше изменений.
Наконец, остаются переигровки. На них нельзя распространить никаких строгих и жестких правил. Ясно, что в случае, когда ролевая игра строится на некой неожиданности, а жизненно важная информация остается скрытой до самого ее конца, переигровка будет представлять ограниченную ценность. Если же, напротив, ролевая игра ставит своей целью обучение простейшим навыкам межличностного общения, то ее повторение становится важным.
В большинстве случаев перед наставником открыто несколько путей. Переигровки вообще получили скорее недостаточное, нежели чрезмерное распространение. На них может не хватать времени; наставники могут побояться утомить класс; они могут не знать, какой еще урок можно извлечь из занятия.
Но во многих случаях лучше использовать более короткие ролевые игры и после повторять их либо полностью, либо частично, чем прибегать к играм длинным и сложным и разыгрывать их только единожды.
Типичное, проработанное моделирование деловой обстановки можно провести с участием дюжины или более учеников, играющих менеджеров, которые находятся в различных иерархических отношениях в пределах какой-то сложноструктурированной компании. В соответствии с задачей им следует принять ряд решений и провести серию встреч. На это может уйти день или больше. В конце сессии часто выясняется, что одна или две встречи имели решающее значение, а принятые решения не всегда были рациональными или страдали от недостатка подготовки или знаний. В то же время бывают периоды, когда отдельным игрокам становится скучно, поскольку действие вышло из сферы их влияния, или они ждут результата конкретных решений или действий, после которых наступит их очередь сделать ход.
В подобных случаях начинаются посторонние разговоры, которые создают у наставника впечатление, будто все целиком захвачены работой, но которые в действительности оказываются не чем иным, как подобием обеденного перерыва, болтовни или прогулки в парк.
ПАМЯТКА. Выберите в игре самые содержательные роли и разыграйте их вновь, немного изменив инструкции.
Выход состоит в анализе содержательной части моделирования и разделении ее на отдельные составные части. Принятие решений, значимость и интерпретация статистических данных компании, потребность во всеобщей информированности, взаимозависимость решений, выражение и оспаривание отдельных мнений - вот типичные содержательные аспекты такого моделирования. Используя такие методы, как разбор конкретных случаев, лабиринт, групповая работа над проектом, можно выделить те аспекты, которые лучше всего иллюстрируются именно в ходе ролевой игры.
Изучение составных частей в данном случае более эффективно, чем изучение целого, и если возникает желание повторить важнейшие фрагменты игры, то на это остается больше времени. Конечно, есть веские доводы в пользу знакомства учащихся со сложностями длительных и изощренных видов ролевых игр типа тех, о которых мы говорили ранее, но только не в том случае, когда время не позволяет повтор, даже перспективный, разыгрываемых ситуаций.
Переигровки могут проводиться в разных формах, которых столько же, сколько существует форм самих ролевых игр. Можно обращать и ротировать роли, использовать игроков-помощников, давать новые инструкции, изменять физические параметры обстановки или менять инструкции для зрителей.