На определенном уровне любопытство является общим инструментом для всех профессий, ориентированных на помощь человеку. В коучинге любопытство особенно важно, поскольку дает доступ к источникам информации в обход головы. Задавая вопросы для сбора информации, мы получаем причины, логические обоснования, объяснения, анализ.
Спрашивая из любопытства, мы проникаем на другой уровень, более глубокий, даже более аутентичный, получая информацию о чувствах и мотивациях. Информация, которая раскрывается любопытством, менее обработана цензурой, менее художественно изложена, более путаная. И гораздо более реальна.
Коуч демонстрирует свое любопытство на самой первой встрече. Практически ничто так не ободряет возможного клиента, как искренняя заинтересованность коуча в нем лично, которая позволяет ему почувствовать себя особенным, свою жизнь - интересной для исследования, а свои проблемы - заслуживающими того, чтобы над ними работать.
Любопытство в достаточной степени присутствует и на последующих сессиях, поскольку коуч интересуется всем, что составляет жизнь клиента: почему он хочет заниматься коучингом, какие области его жизни захватывающи, а каким недостает увлекательности, что он ценит, к чему привязан, от чего безнадежно мечтает избавиться и так далее. Любопытство, конечно, всегда представлено и в телефонных сессиях. Оно позволяет находить новые ответы и новые области для исследования.
Зная, что дли тельные изменения могут быть вызваны обыкновенным любопытством, коуч должен уделять ему особое внимание.
Любопытство можно сравнить с веревкой, которую коуч поднял с земли и следует за ней, чтобы узнать, куда она ведет. Коучу необязательно знать, куда же она ведет на самом деле, поскольку клиент - равноправный участник этого поиска, и именно ему принадлежит окончательное знание. Это одна из основных предпосылок Коактивного коучинга: клиент сам знает ответ. Коуч не обязан знать ответ.
Коуч должен быть любопытным.
Диалог
Коуч: Я знаю, что Вы намеревались упражняться, чтобы сбросить вес, о чем только что снова говорили. Однако неделя проходит за неделей, а вы ничего не предпринимаете. Что происходит?
Клиент: Я действительно устал выглядеть неухоженным и все время чувствовать утомление. Я думаю, что решительно настроился поддерживать форму. Только... обычно я действительно ничего не предпринимаю.
Коуч: Что же Вас останавливает?
Клиент: Если честно, дело во времени - именно этого мне постоянно не хватает.
Коуч: А что для Вас значит неспособность упражняться?
Клиент: Мой гремлин утверждает, что я не смогу долго продержаться. Это очень старая история: начинаешь что-то делать и бросаешь до того, как появятся первые признаки успеха.
Коуч: Когда вы делаете упражнения, что это значит для вас?
Клиент: Это значит, что я забочусь о себе. Я знаю: если не начну сбрасывать вес и не стану здоровее, то действительно подвергну себя опасности. Кроме того, это означает, что я забочусь о своей семье.
Они хотят, чтобы я был здоров, и мы бы оставались вместе многие годы.
Коуч: Какие слова Вы говорите себе, когда приходит время заниматься?
Клиент: Чаще всего я говорю: Неохота, словно шестилетний ребенок, которому нужно идти в ванную.
Коуч: Чего же Вы хотите?
Клиент: Я хочу дисциплинированно выполнять определенную программу.
Коуч: Что же подействует в вашем случае?
Клиент: Что действительно подействует, по крайней мере, так было раньше, - так это поддержка приятеля, посещающего со мной эти тренировки, то есть кого-то, с кем бы я вместе занимался.
Коуч: Как Вы можете этого добиться?
Клиент: Держу пари, что кто-нибудь из моих сослуживцев заинтересуется занятиями, которые мы могли бы посещать в обеденный перерыв. Повешу-ка я объявление на доске сообщений.
Навыки коучинга
Навыки, о которых пойдет здесь речь, являются идеальными в контексте любознательности, поскольку являются примерами постановки провокационных, открытых вопросов, вводящих клиентов в царство открытий.
Эти умения усиливают то, что находится в самом центре любопытства, - не сбор большего объема информации, а приглашение клиентов к поиску ответов не только с помощью ума, но и своего сердца, души, интуиции; к поиску в знакомых местах, увиденных по-новому, а также там, где им до этого и в голову не приходило смотреть.
Когда некто адресует вам вопрос, особенно личный, он задает конкретное направление поиска. Допустим, коуч спрашивает: Когда Вы работаете над важным проектом, что Вы постоянно делаете, что могло бы помешать его успешному завершению?. Вопрос приглашает клиента к поиску в конкретном направлении. Или, допустим, кто-то спрашивает: Каковы логические обоснования выступлений в защиту лесов красного дерева в Калифорнии?. Одни люди начинают вспоминать карту Калифорнии, другие могут увидеть рощу красных деревьев на фоне голубого неба.
Чьи-то мысли будут касаться биосферного подхода или возвращать человека в леса его детства. Похоже, что этот простой вопрос может каждого куда-то завести.
Думайте о вопросах, как о пещерах и туннелях. Эффективный вопрос как бы посылает клиента в обширную и сложную систему туннелей, выводящую в другие туннели к открытиям и тайнам. Эффективные вопросы обширны и предоставляют клиенту широкие перспективы.
Вопросы закрытого типа создают узкие туннели, которые обычно резко обрываются ответами да - нет или определенными данными, в них нет глубины для дальнейших исследований.
Эффективные вопросы вызывают самоанализ, предоставляют дополнительные решения, расширяют творческое восприятие и углубляют понимание. Они предлагают клиенту заглянуть в себя (Чего Вы на самом деле хотите? ) или в будущее (Представьте, что Вы заглянули вперед на полгода. Какое решение из того времени показалось бы Вам подходящим для данного момента?).
Формулировка вопроса в известной степени определяет, в какой именно области клиент будет искать ответ.
Некоторые вопросы, которые, например, сужают взгляд или ведут клиента в тупик, не являются особенно эффективными. Например, вопрос Почему? требует от клиента анализа или объяснений: Почему вы переехали в Делавар?. Более эффективный вопрос в той же ситуации мог бы быть таким: Что вас подвигнуло на это?. Порой клиент может занимать защитную позицию, потому что его или гремлин провоцирует, или вопрос вынуждает искать оправдание, вместо того чтобы подвигнуть на самоанализ.
Например: Как вы предполагаете начать новое дело, имея так мало средств ? (эффективный вопрос: Какой риск вы готовы допустить?).
Такие вопросы часто подразумевают правильный или неправильный ответ или на самом деле обращены к какому-то третьему лицу, как правило, весьма авторитетному, например: А что бы сказала ваша мама?. Подобные вопросы касаются не очень значимой информации или дополнительных деталей и приводят к ненужному углублению повествования. Большей частью получение дополнительной информации не улучшает коучинг. На это всего лишь уходит больше времени.
Вам нет необходимости знать всю историю или представлять себе всю динамику в целом в процессе коучинга.
На самом деле можно провести всю сессию коучинга исключительно с помощью эффективных вопросов2. Начинающие коучи постоянно сообщают о поразительной эффективности этого аспекта коучинга. Хотя они и испытывают искушение предложить клиентам ответы или советы, но видят, что у тех есть свои ответы даже тогда, когда коучи в этом сомневаются.
Чем прямее и проще задан эффективный вопрос, тем лучше. Цель заключается в том, чтобы сделать влияние максимальным. Составные, сложные вопросы вынуждают клиента заниматься анализом, он может растеряться, пытаясь разобраться.
Эффективный вопрос потому и силен, что заставляет клиента остановиться и выдать ответ из самой глубины сердца. Краткость -это благо. Вы можете остановить привычную болтовню гремлина банальным: Ну, и что?.
Все причины, которые клиент придумывал много лет для логического объяснения существующего положения вещей, каковое иным быть просто не может, рассыпаются всего от трех могущественных слов: Ну, и что?.
Приведем несколько особенно эффективных вопросов.
Эффективные вопросы застают человека врасплох, поэтому вероятны минутное замешательство, паузы: клиенту необходимо дать время для ответа. Через минуту у коуча может появиться искушение заполнить паузу, возможно, даже с помощью другого эффективного вопроса. Воздержитесь. Просто ждите и слушайте.
Клиенту еще не доводилось сталкиваться с людьми, задающими ему сильные, провокационные вопросы, на которые надо давать правдивые ответы. Он-то привык к милым, деликатным вопросам и к вежливому соглашению: если Вам не хочется отвечать на трудные вопросы, то мы не станем настаивать.