Поощрения и последствия деятельности


Или написать черновик бизнес-плана к следующей пятнице, высылая коучу по факсу страницы по мере их готовности. Лучшие соглашения о подотчетности сформулированы в аббревиатуре SMART3 - Конкретность (Specific), Измеримость (Measurable), Достижимость (Attainable), Реалистичность (Realistic) и Ориентированность на время (Time-oriented). Это кажется слишком простым, но удивительно: даже спустя месяцы коучинга многие клиенты по-прежнему не могут определиться в своих планах. Поэтому коуч оказывает им неоценимую услугу, когда просит произнести вслух, что они собираются сделать.
Однако некоторые клиенты не процветают в тепличных условиях. Их надо высаживать в грунт, позволять самостоятельно давать себе отчет в происходящем. Например, подобный регулярно задаваемый вопрос: Как продвигается проект Вашей книги? - пример подотчетности в самой мягкой форме.
Поощрения и последствия деятельности
Обычно подотчетность в коучинге сама по себе является достаточно сильным мотивирующим фактором. В конечном счете, ставка - жизнь клиента, ее целостность, насыщенность, сбалансированность, сам процесс. Это должно быть достаточно значимым последствием работы с коучем. Что может быть больше, чем вся жизнь?

Однако клиент не всегда может заставить себя действовать, исходя из этой точки зрения, соответственно, бывают такие моменты, когда введение последствий повышает уровень ответственности.
Последствия, кроме того, не исчерпываются возможными неприятностями, хотя чаще всего имеются в виду именно они. Последствия могут быть как положительными - щедрая награда за завершение серии неприятных дел, так и негативными (в случае невыполнения этих задач) - лишение возможности развлекаться с компьютером или смотреть телевизор, то есть всего того, что как-то важно для клиента. Использование последствий может подкреплять движение к конечной цели. Это маленький урок для собственной жизни клиентов, особенно если окончательная цель еще далека, а сейчас они ковыляют к ней, увязая в грязи.

Периодическое вознаграждение очень подбадривает. Однако соглашение со штрафными санкциями за невыполнение поставленных задач очень быстро создает личную ответственность за пассивность и самопотакание.
Представьте, что вы - клиент, пообещавший своему коучу бросить курить. Вы и раньше пытались, но теперь действительно намереваетесь сделать это. Последние несколько недель вы боролись со своей вредной привычкой с переменным успехом, а сегодня звоните коучу и признаетесь, что купили пачку сигарет. В ходе сессии вы соглашаетесь больше не курить, а, кроме того, обязуетесь всякий раз, поддаваясь искушению, отдавать десять долларов на исследования канцерогенеза. Стали бы вы играть в эту игру?

Если да, то, вероятно, потому, что для вас десять долларов - это не деньги. Тогда давайте увеличим штраф до сотни. Теперь это совсем другая история.
Коуч никоим образом не привязан к согласию или несогласию клиента играть в эту игру. Но если оказывается, что штраф в сто долларов - это именно то, что необходимо клиенту, значит, основная проблема, с которой мы имеем дело в коучинге, - это проблема обязательств. Является ли желание отказаться от сигареты десятидолларовым или это обязательство стоит ста долларов? Для некоторых людей последствие в виде десяти долларов является достаточным, чтобы привести их в чувство при появлении искушения.

А для кого-то необходимо увеличить штраф до пятисот долларов.
Технику таких существенных последствий не стоит использовать часто - лишь тогда, когда коуч чувствует сильное желание своего подопечного сдержать обещание и не меньшее опасение уступить искушению. Последствия разрабатываются таким образом, чтобы обеспечить дополнительный стимул. Эта техника может быть использована также в тех случаях, когда необходимо преодолеть постоянное сопротивление гремлина.
Конечно же, последствия не должны исчерпываться системой денежных штрафов: за нарушение обещаний клиент может платить и иначе, например, своим временем. Коучу важно получать подтверждение, что клиент действительно платит за допущенную ошибку: требуйте копии квитанций, расписки доверенных лиц, если это необходимо. В противном случае у клиента создастся впечатление, что коуч смотрит на его поведение сквозь пальцы, позволяя своему подопечному обманывать и себя, и его самого сколько угодно.


Попавшие в ловушку подотчетности
Подотчетность воздействует. Люди на самом деле начинают что-то делать. В этом - сила подотчетности, но в этом же заключается и опасность. Подотчетность может быть передозирована и усилена сверх всякой меры.

И клиент, и коуч начинают считать, что она составляет всю сущность коучинга, а не является лишь одним из его эффективных инструментов. Для клиентов, которые застряли, а также для тех, у кого в жизни происходит слишком много важных или тяжелых событий сразу, акцент на деятельности и дополнительное давление подотчетности могут быть противопоказаны. (Коучу нужно использовать свое внутреннее чувство, настроенность на коучинг, чтобы знать, что, для кого и в какой ситуации правильно). Для тех клиентов, которых одолевает сопротивление, возможно, настало время для коучинга процесса.
У разных людей - разные потребности. Выраженность потребности в подотчетности может различаться у одного и того же клиента в зависимости от фазы его жизни, от ситуации. Понять, как построить отношения коучинга, основанные на подотчетности, - это ключевая задача для оформления альянса не только на первой сессии, но и позже, по мере изменения ситуации.

Просто продолжайте спрашивать клиента о том, за что и каким образом он хотел бы отчитываться.
Навыки и умения коучинга
Каждое из последующих умений направлено на катализацию действия и углубление обучения. Они различаются по эффекту от мягких, основанных на взаимной поддержке, до действенных и настойчивых; все это разработано для того, чтобы позволить клиентам обратиться к ключевым проблемам и темам собственной жизни.
Умелый коуч будет знать, когда нужно применить такую выводящую за привычные рамки технику, как мозговой штурм, а когда настало время бросить клиенту вызов и попробовать его наслабо.


Мозговой штурм
Мозговой штурм - это искусство порождения большего количества идей, чем клиент может генерировать сам по себе. Оно включает равное участие коуча и клиента для создания возможностей и новых перспектив и полагается на опыт обоих по созданию новых идей. Мозговой штурм помогает клиенту увидеть те находки, которые он может привнести в свою собственную жизнь и в дискуссию: новые идеи, новые способы действия, новые возможности выбора.
Поскольку коуч будет принимать непосредственное участие в этом процессе, что не является обычной практикой, неплохо попросить разрешения. Коуч может сказать: Поисследуем немного эти возможности? Устроим "мозговой штурм"? или: Не хотите ли, чтобы я обсудил с Вами несколько идей?.

Повторюсь еще раз: не привязывайтесь к результатам - это ключевой момент для коуча. Предлагайте любые блистательные идеи, какие пришли вам в голову, но не цепляйтесь за них.
Диалог
Клиент: Я здесь немного застрял. Я не был на настоящем свидании пятнадцать лет. Что люди делают?
Коуч: А что вы хотели бы делать?
Клиент: Не знаю. А у вас есть какие-нибудь идеи? Вы одиноки...
Коуч: А хотите, устроим небольшой мозговой штурм? Клиент: Конечно. Я в безнадежном положении.

Коуч: О'кей, вам начинать.
Клиент: Я ходил в бар, когда учился в колледже, не думаю, что мне бы хотелось снова туда пойти.
Коуч: Тогда, возможно, вы не выберете его, но такая возможность у вас есть. Отлично. А что вы делаете в свободное время, чтобы расслабиться?

Катаетесь на лыжах? На роликах?
Клиент: Я развожу птичек.
Коуч: Потрясающе. Вы могли бы присоединиться к группе любителей птиц или даже основать свою. Только для одиноких.

Какие еще возможности?
Клиент: Можно дать объявление в газету в разделе знакомства, но мне это как-то неловко...
Коуч: Ну что же, мы провели мозговой штурм. Нет плохих или недейственных идей. Только возможности выбора. Итак, вы сказали про объявление в газету.

Я бы сформулировал его так: согласен воспитывать ваших детей.
Клиент: А мне пришло в голову: надо бы узнать, где происходят встречи одиноких родителей.
Планирование/Целеполагание
Существует поэтапный метод перехода от перспективы (возможности) к действию, включающий семь шагов. Однако некоторые клиенты застревают в этой последовательности на стадии планирования и постановки цели. Проработка последовательности действий, ведущих к цели, - это действительно искусство, которое клиенты пока еще не освоили самостоятельно. Они могут чувствовать общее направление движения, но не обладать достаточным опытом точного и четкого планирования, сколько и на что понадобится времени и денег; они еще пока не привыкли учитывать, как именно движение к цели повлияет на взаимоотношения с людьми, в которые они вовлечены. Клиенты иногда стремятся увильнуть даже от такого простого действия, как записывание своих целей, потому что, записывая, они тем самым принимают на себя ответственность.

Это уже не шутки, не пустая болтовня, а серьезное заявление.



Содержание раздела