Такие упражнения достаточно несложны, участники очень быстро обучаются толковать символическое содержание своих образов. В качестве следующего упражнения слушателям предлагается как можно рельефнее и объемнее представить себе конкретные предметы: цветы, фрукты, горящую свечу, якорь, людей или пейзаж. Иногда при этом рекомендуется ждать до тех пор, пока на экране закрытых век появится „что-то”. На третьем занятии мы переходим к рассмотрению абстрактных понятий. К. Томас попытался систематизировать упражнения высшей ступени.
Он различает упражнения, в которых слушатели образно представляют такие понятия, как мир, покой и тишина; упражнения на представление сущностных ценностей типа свободы, гармонии, силы, здоровья, жизни, радости и т.д.; упражнения на представление духовных ценностей - счастья, справедливости, доброты, красоты и т.д. и, наконец, упражнения на представление религиозных ценностей - любви, веры, милости и др. Религиозные образы обычно очень часто встречаются у глубоко верующих людей, но нередки они и у атеистов.
Четвертое занятие имеет целью формирование характера и личности. При этом под характером понимаются скорее статичные представления, а под личностью динамичные. Уже при освоении упражнений низшей ступени могут оказать помощь правильно подобранные формулы: „Я спокоен и расслаблен. Я уважаю себя и других” - „Пусть другие делают, что хотят, я руководствуюсь совестью” - „Обязанность - это радость” - „Я пробьюсь” - „Я принимаю решения быстро” и т. д.
Многим помогла формула: „Я смел, свободен и весел. Я спокоен и расслаблен. Так держать”.
Формула „я уважаю других” может при психических расстройствах иногда вызывать неприятные реакции. В этом случае ее приходится изменять на „Я не забываю о ближних” или „Я такой же, как ты”. Может быть использовано и библейское „Возлюби ближнего своего, как самого себя” или, в вольном переводе: „Я с уважением отношусь к другим, они такие же, как я”.
Однако на высшей ступени эти образы необходимо „увидеть”. В упражнениях, направленных на углубленное самопознание, которые проводятся на четвертом занятии, нужно представить себе образы, показывающие, „кто я такой", „как я должен измениться". Перефразируя девиз „Познай самого себя", можно назвать это упражнение: „Я познаю самого себя" или „Кто я?"
В качестве ответа на указанный вопрос можно увидеть образы, представляющие символических животных, людей или предметы. Один начальник отдела кадров увидел крадущуюся кошку, школьник - своего знаменитого деда, домохозяйка и школьница независимо друг от друга - раковину, в которой была большая жемчужина.
Очень важно при выполнении всех упражнений, чтобы из увиденного делались выводы. Без выводов, без последующих действий любая медитация в аутотренинге остается искусством ради искусства.
В ходе других упражнений четвертого занятия, посвященных самоутверждению, можно увидеть образы, показывающие, „как я охватываю мир в самом себе”, „как мне стать таким или иным”, „кем мне надо быть”, „кем мне надо стать” и т. д.
На пятом занятии слушателям предлагается „путешествие на дно моря”. Ввиду грозящих на этом пути опасностей, слушателям говорится, что в правой руке у них волшебная палочка, которая отводит любую опасность, превращает любых чудовищ и устраняет любые преграды. Также с помощью палочки слушатели могут добывать свет, освещающий любую тьму.
При необходимости они могут также воспользоваться водолазными костюмами или миниатюными подводными лодками. Таким образом, они настолько хорошо подготовлены к путешествию вглубь моря, что могут ничего не бояться на этом пути.
Из многих положительных впечатлений в ходе этого упражнения следовало бы прежде всего упомянуть о выходе агрессивности. Многие участники с успехом участвуют в подводных битвах, обращают в бегство гигантских спрутов, распарывают брюхо нападающим на них акулам и даже топят корабли. У некоторых эта агрессивность, в том числе и направленная на самих себя, находит более мирный выход.
Они собирают под водой водоросли или кораллы.
„Путь на вершину горы” на шестом занятии, так же как и морское путешествие, направлен по вертикали, что обычно легче всего реализовать. В качестве дополнительного задания выступает исследование пещеры, перед которой сидит старый отшельник. После того, как одного почтальона при входе в пещеру атаковала свора собак, я порекомендовал ему захватить с собой волшебную палочку.
Ему удалось добраться до вершины.
Беседа со старым мудрецом часто оказывает исключительно благотворное влияние, особенно на молодых людей. Одна 15-летняя девушка перед принятием всех своих личных решений советовалась с отшельником, который представлялся ей воплощением собственной совести. „Он единственный, с кем я могу поговорить откровенно", - рассказывала она. 17-летний ученик, принявший участие в занятиях из-за психических особенностей своего характера, описывал вершину горы как „темную липкую массу, из которой вырастал желтый конус, а на вершине его стоял крест”. Последнее занятие мы посвящаем фрустрациям, напряженным состояниям, являющимся истинными причинами расстройств, на которые жалуются слушатели. При этом возникают, например, следующие зрительные образы: „Перед моим внутренним взором разворачивается картина, показывающая мне причины моих страхов (разочарований и т. д.)”.
Далее можно воскресить в памяти ситуации из прошлого, например, родительский дом, или представить себе начало своей болезни, ее первое проявление, или понаблюдать за извержением вулкана, или увидеть себя в зеркале, или вступить в беседу со „Сверх-Я”, то есть провести внутренний диалог со старым мудрым человеком. Именно это последнее упражнение мы проводим дважды, чтобы участники как следует освоили его и при необходимости могли обратиться к данному методу.
Тот, кто хочет разглядеть сам себя, познать свои положительные и отрицательные стороны, вряд ли сможет сделать это каким-либо более эффективным способом, чем методика высшей ступени аутотренинга, затрагивающая глубины психологии. Это действительно „чистая форма глубинного психологического познания человека в его отношении к другим и к себе самому”, по словам гамбургского врача Х.Хенгстмана. С ним нельзя не согласиться, так как далее он пишет: „Заблуждения аутотренинга таятся не в том, что он говорит, а в том, о чем он умалчивает.
Его возможности значительно шире, чем мы предполагаем”.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Заболеваемость вряд ли снизится, если мы не будем проводить в жизнь действенные меры по воспитанию здорового образа жизни. Так называемые болезни цивилизации будут существовать и в будущем. Как мы увидели, аутотренинг может оказывать здесь разнообразную помощь. Он может поправить пошатнувшееся здоровье или восполнить его нехватку.
Он может, прежде всего, привести человека к пониманию самого себя и, таким образом, дать ему ключ для облегчения общения с другими людьми. И что еще важно: он может модернизировать „устаревшего” человека и позволить ему легче приспособиться к техническим достижениям современности.
Здесь не представляется возможным отметить точки соприкосновения аутотренинга со всеми родственными методиками, основанными на внушении и разрядке. Ограничимся самыми известными из них.
КУЭИЗМ
Люди старшего поколения еще хорошо помнят систему французского аптекаря Эмиля Куэ (1857-1926). Она относится к „пассивным методам самовнушения и разрядки”, которые ранее играли очень большую роль. Значение метода Куэ основано на том, что он в очередной раз обратил внимание на важность самовнушения для здоровья.
Он добился, вне всякого сомнения, больших успехов, оказывая влияние на пациентов своей сильной личностью и формулами, которые они повторяли про себя перед засыпанием, а также в других ситуациях, так же как и в аутотренинге. Его фразы: „День за днём и во всём мне становится все лучше и лучше" или “Все пройдет, все пройдет” - обошли весь мир.
Как и все „массовые целители", он не обращал внимания на характер болезни. В этом заключался большой недостаток, от которого я уже предостерегал: начинающиеся тяжелые болезни могут таким путем оставаться нераспознанными в течение длительного времени, а благоприятное время для операции может быть упущено.