Если хотим, чтобы он двигался по вертикали, то есть от тела и обратно, то надо четко представить себе это движение. При этом мы концентрируем мысль только на непроизвольном движении и стараемся не двигать пальцами. Если мы попытаемся сознательно помочь маятнику, то сразу почувствуем разницу в движениях.
Тот, кто может в достаточной степени сконцентрироваться, кто явственно представляет себе движение, добьется нужного результата. У многих людей опыт с маятником удается лучше и быстрее, когда они постоянно наблюдают за его движениями, чем когда проводят опыт с закрытыми глазами.
Для нас этот опыт является всего лишь еще одним примером, что представления и внушение могут вызывать бессознательные реакции организма.
В США такие маятники можно уже в течение многих лет приобрести в магазинах, однако они служат для того, чтобы предсказывать будущее. Разумеется, при большом количестве попыток обязательно будут случайные совпадения. Но в целом чем больше конкретных желаний стоит за вопросами, обращенными к подсознанию, тем больше неправильных ответов мы получим.
Один молодой служащий пытался с помощью маятника получить ответ на вопрос, стоит ли ему разводиться. На все пятнадцать вопросов, которые он ему задал, был получен ответ „да”, хотя в каждом опыте в качестве положительного ответа загадывалось другое направление движения маятника. К счастью, он не был убежден в правильности такого метода предсказания будущего, поскольку сегодня счастливо живет в браке все с той же женой (после опыта прошло двадцать лет).
И все же на некоторые вопросы можно получить удивительные ответы. Так, например, два участника опыта с маятником на вопрос, имеет ли их болезнь преимущественно психический характер, получили ответы, что язва желудка у одного обусловлена психическими причинами на 75 процентов, а астма у другого - на 90 процентов. Оба до этого не принимали психический фактор во внимание.
Позволительно ли делать из этого далеко идущие выводы, может сказать только их лечащий врач.
СМЕРТЬ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЛОЖНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
То, что из-за ложных представлений, самовнушения люди порой болеют, еще можно понять. Но разве кто-то думает при этом о смерти? Но именно так обстоит дело с понятием табу. О нём писал Альберт Швейцер. В Западной Африке, да и в других частях света на новорожденных младенцев порой налагается табу.
Так, например, им запрещается в течение всей жизни есть бананы. Если человек нарушит табу, он должен умереть. Его убивает представление, что он сделал нечто, противоречащее правилам племени.
Когда я был в Ламбарене, Швейцер рассказывал мне об одном таком примере. С одним африканцем произошел несчастный случай, и он был без сознания. Когда он спустя некоторое время пришел в себя, но не мог еще ясно мыслить, его накормили банановой кашей.
Реакции пришлось ожидать недолго. Едва он узнал, что нарушил табу, хотя и не по своей вине, тут же слег и начал готовиться к смерти. С большим трудом удалось сохранить ему жизнь.
За два года моего пребывания в Либерии я стал свидетелем лишь одного подобного случая. Речь шла о женщине, нарушившей табу. С помощью медикаментов, которые ей давались как „противоядие", и сеанса гипноза ее удалось без труда избавить от смертельного внушения.
Венгерский писатель И. Рат-Вег описывает в своей книге Пестрые истории", вышедшей в 1964 году в Будапеште, историю придворного шута Гонеллы, который напугал своего князя и за это предстал перед судом. Его приговорили к смерти и положили с завязанными глазами на эшафот. Палач по приказу князя должен был не обезглавить шута, а всего лишь вылить ему на голову таз холодной воды.
Как только струя воды коснулась его, он умер от страха.
О похожем случае, хотя и происшедшем в другом месте, сообщает венгерский врач Иштван Харди. Одного рабочего по ошибке заперли в рефрижераторе. Рабочий решил, что холодильник включен.
На следующее утро его нашли мертвым со всеми признаками обморожения. При расследовании несчастного случая однако выяснилось, что холодильный агрегат был отключен. Человек просто внушил себе, что замерзнет.
Так и произошло.
Психиатр Э. Визенхюттер сообщает о следующем случае. Один электромонтер проводил ремонтные работы на высоковольтной линии. При этом он случайно коснулся провода, который, по его мнению, был под напряжением.
Монтер скончался на месте. При анализе происшествия выяснилось, что напряжение было отключено.
Все, что противоречит нашим взглядам, не замечается. Точно так же было и со священником, который отказывался заглянуть в подзорную трубу Галилея; утверждая, что это, возможно, лишит его веры.
В книге К. Гамбургера, вышедшей в 1928 году в Йене под названием „Самоизлечение безнадежных больных”, описываются многочисленные случаи неожиданных исцелений, которые привлекли внимание дилетантов, но не смогли развеять скепсис специалистов.
Швейцарский психиатр Шарль Бодуэн рассказывает о следующей поучительной истории. Один отоларинголог отвел женщине, болевшей раком гортани, не более трех месяцев жизни. Однако в ходе обследования через некоторое время он с удивлением обнаружил, что опухоль стала значительно меньше. Пациентка призналась, что использует психологические методы лечения. Врач проявил достаточно здравого смысла, чтобы укрепить ее в этом намерении.
После улучшения, продолжавшегося несколько месяцев, внезапно наступило ухудшение. Пациентка переехала в другой пансион, и новые знакомые высмеяли ее методы лечения, отчего она пришла в растерянность. По совету врача она сменила пансион и впредь никому больше не рассказывала о своей болезни.
И вновь наступило улучшение, продолжавшееся некоторое время.
Мы знаем, что сила представлений, подкрепленная аутотренингом, является самым эффективным оружием в борьбе против наших мелких и серьезных недомоганий, которое только можно себе представить. В сочетании с твердой верой сила формул внушения и представлений может поистине свернуть горы.
Надежда, вера, доверие, жизненные цели - вот факторы выздоровления.
Напротив, безысходность и жизнь, лишенная смысла и цели - это факторы болезни. В справедливости такой мысли убеждает наш повседневный опыт. Это же подтверждают и жертвы кораблекрушений. Даже опыты на животных демонстрируют, что надежда удлиняет жизнь.
Так, например, крыс помещали в наполненный водой бассейн, где они в течение определенного времени погибали. В повторном опыте крыс незадолго до наступления полного истощения спасали. Если их вновь помещали в бассейн с другими крысами, у которых не было такого опыта, то они погибали значительно позднее, чем другие.
Подобные позитивные факторы играют большую роль и в наших тренировках, хотя и в несколько иной форме. Позитивный опыт и надежда положительно сказываются на поддержании жизненных сил и на состоянии здоровья.
Новое знание всегда означает новую надежду. Очень многие люди внутренне страдают от самих себя или от окружающих. Им необходимо приложить все усилия, чтобы добиться уравновешенности.
В рамках своей компетенции им должны оказывать поддержку также государство, больничные кассы, страховые компании.
Аутотренинг в данном случае также является действенным методом практической помощи. Он имеет свои преимущества для всех тех, кто стремится к психологическому и социальному здоровью. Даже если достичь совершенства в психосоциальном плане невозможно, то необходимо, как минимум, приложить к этому усилия.
Мы настолько незрелы с психо-социальной точки зрения, настолько далеки от завершения развития, что аутотренинг по идее должен быть обязательным упражнением. Начальники и секретарши, люди свободной профессии и рабочие - все они вправе ожидать от аутотренинга, что он окажет помощь им самим и людям, которые их окружают.
ОСНОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ АУТОТРЕНИНГА
ИОГАНН ГЕНРИХ ШУЛЬЦ
Создателем аутотренинга был профессор Шульц. Он умер 27 сентября 1970 года в возрасте 86 лет, прожив долгую творческую жизнь. Его отец был профессором теологии в Геттингенском университете. Шульц часто говорил, что его отец занимался врачеванием души, а он - врачеванием тела посредством души.
Здесь далеко не случайно прослеживается современная тенденция отхода человека, лишившегося корней и не имеющего твердых привязанностей, от духовного пастыря к психотерапевту.