За исключением нескольких друзей, об этом не знал никто, даже мои родители. К тому же, в то время я был не женат. Все расходы по путешествию оплатил сам до последней копейки.
Все это давало мне свободу в принятии решений, которая делала меня независимым и наполняла силами. Для прохождения всей программы физической и психической подготовки потребовалось немалое насилие над собой. Все мои предшественники заплатили за подобное рискованное предприятие жизнью. Каждый, кто пускается в такие приключения, должен представлять границы своих возможностей. Он должен знать пределы выносливости своего тела и лодки. Второй предпосылкой была для меня вера, причем в двояком смысле.
Твердая вера в удачу - первый шаг к ее претворению в жизнь. Это относится к любому предприятию. Кроме того, позитивное мышление успокаивает и приводит к разрядке. Вера придает силы. Но я считал, что религиозной веры и молитв для этого недостаточно.
Мне нужно было нечто большее - активная помощь подсознания, целенаправленная терапия против ожидаемого состояния слабости. Здесь мне должен был помочь аутотренинг.
Я СПРАВЛЮСЬ!
Поскольку я уже овладел аутотренингом, то лишь за шесть месяцев до начала путешествия начал внедрять в глубинные пласты своей психики первую „формулу цели", как называет Шульц формулы самовнушения: Я справлюсь! Когда вечером засыпал во время тренинга, последней моей мыслью было: Я справлюсь! И утром я первым делом сосредоточивался на этой мысли.
В течение дня до обеда проводил еще одну обычную тренировку.
Однако любая формула внушения устроена таким образом, что ее постоянно надо повторять и между тренировками: при ходьбе, сидя, во время еды, при любой подходящей и неподходящей возможности. Надо жить целью, идентифицировать себя с ней, чтобы она стала второй натурой и чтобы каждая клетка тела была наполнена ею: Я справлюсь! Формула становится девизом жизни.
Прожив примерно три недели с этой формулой, я осознал, что смогу пережить это плавание. Постоянно пытался активизировать неосознанные глубины своей души, чтобы даже во сне получать ответ на свои вопросы: Оправдано ли это путешествие с моральной точки зрения? Вернусь ли я живым?
Ответом было чувство космической безопасности, всеобъемлющей уверенности в себе, очень схожее с религиозной верой, а может быть даже и идентичное с ней. Лишь целиком проникшись этим чувством, я принял окончательное решение пуститься в путешествие.
Во время плавания эта формула возникала во мне автоматически, когда необходимо было преодолевать кризисы. Особенно, когда байдарка перевернулась в первый раз, меня буквально потрясло возникновение из тьмы формулы Я справлюсь!
Мне пришлось усвоить для себя еще две формулы цели, о чем можно прочесZь в книге В одиночку через океан. С их помощью я настолько подготовился к ожидавшимся галлюцинациям, что, когда они появлялись, мое сознание немедленно приобретало полную ясность.
Эти формулы служили мне психологической опорой в самые опасные часы плавания, особенно тогда, когда на пятьдесят седьмой день лодка вновь опрокинулась и мне пришлось провести долгую штормовую ночь на скользком днище, прежде чем на рассвете я смог перевернуть ее.
Насколько глубоко могут закрепиться в подсознании подобные формулы цели, показывает следующий эпизод.
КУРС „ВЕСТ"
Моей четвертой главной формулой было: Курс „вест". При малейшем отклонении от западного направления она автоматически всплывала в мозгу. Для того, чтобы очнуться от видений, вызванных постоянным недосыпанием, мне вовсе не требовалось, чтобы волна захлестнула лодку.
Последние восемнадцать дней дул сильный пассат. Недосыпание становилось невыносимым. Иллюзорные представления могли привести к ошибочным решениям и действиям. И посреди шторма я часто слышал, как пробегающие мимо валы шипели мне: Вессст. В мозгу сразу же просыпалась формула: Курс "вест".
Потом из глубины сознания возникли галлюцинации. Однажды я увидел африканца, с которым вступил в иллюзорную беседу: „Куда мы плывем?” - „К моему хозяину". - „Где живет твой хозяин?" - „На Западе”, - ответил чернокожий. Слово „запад" тут же пробудило меня, я взглянул на компас и скорректировал
Этот эксперимент на самом себе показал, что в случаях, когда речь идет о выживании, необходимо в порядке профилактики применять аутотренинг.
В период расслабления при аутогенной тренировке каждый может внушить себе подобные формулы. Даже повседневная жизнь несет с собой немало ситуаций, где они могут помочь. И уж во всяком случае каждый может использовать их для совершенствования своих личных качеств.
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА В ЛОДКЕ
Тренировка по методу Шульца может проводиться где угодно, даже в крохотной байдарке. Как и любой спортсмен, я, разумеется, по несколько раз в день тренировался и во время плавания. Это было просто необходимо. Представьте только себе: 72 дня в сидячем положении, днем и ночью.
От постоянного сидения должны были появиться язвы. Поэтому я регулярно, особенно во время шторма внушал себе ощущение тепла в области ягодиц. Это самое легкое упражнение в аутотренинге.
Таким образом моя “корма” оказалась избавленной от язв, вызванных длительным сидением в соленой водой. Но этому были и другие причины. Тот, кто умеет расслабляться в ходе аутотренинга, экономит силы и калории.
Он * живет экономичнее, чем „зажатый" человек. Глубокое расслабление придает ощущение комфорта. Тот, кто умеет правильно расслабляться, забывает о своих природных страхах. Уменьшается потребность во сне, дискомфорт от неудобной позы.
Человек сидит так свободно, что утомление от сидения приходит значительно позже.
И при плавании под парусом, и во время аутотренинга, и даже во сне ноги должны были управлять рулевыми тросами. Новичку не удастся одновременно рулить и заниматься аутогенной тренировкой. Для опытного человека все это совершенно естественно.
У него все превращается в рефлексы, в приобретенные реакции.
Аутотренинг поднимал мое настроение перед плаванием, во время мучительного путешествия снимал и прогонял страхи, заботы, боли и некоторые другие неприятности и помог мне в некоторой степени преодолеть самую тяжелую проблему во время плавания - проблему сна. Практически лишь благодаря ему это путешествие стало возможным. Ему я обязан тем, что благополучно добрался до противоположного берега. И все же, как бы хорошо вы ни владели аутотренингом, есть вещи, которых с его помощью не добиться.
Поэтому всегда имеет смысл работать совместно с врачом. Он поможет найти новые пути, предостеречь от тупиков и избежать трудностей. Если молодые люди стремятся к подобным „невероятным" приключениям, они всегда должны помнить: байдарки не предназначены для моря. Это доказало мое путешествие. Больше сотни людей во всех концах мира пытались совершить нечто подобное.
Выжил только один. Благодаря аутогенной тренировке.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ - ЗАЛОГ УСПЕХА
Успех начинается с установки на успех. Поэтому мне пришлось настолько глубоко укоренить в своем сознании перед путешествием формулу “Я справлюсь!”, что у меня практически не оставалось другого выбора, кроме достижения успеха. „Пусть даже ты десять раз опрокинешься, но доберешься до цели живым", - говорил я себе перед отплытием. И во время плавания эта установка помогла мне благополучно пережить оба случая, когда байдарка опрокидывалась.
Тот, кто решил заняться аутогенной тренировкой, должен думать только об успехе. После того, как вы пришли в жизни к какому-то решению - разумеется, только после взвешивания всех факторов, - надо прогнать все сомнения из своих мыслей. Лишь тогда можно двигаться по пути успеха, по пути самостоятельно избранной цели.
Тот, кто потерял цель из виду, будет спотыкаться о самого себя, о свои представления, лишенные цели.
Наполеон однажды сказал: „Представления правят миром". Поэтому он упражнялся перед битвой на макетах в ящиках с песком. Неудивительно, что он всегда на самую малость опережал своих противников в оценке ситуации.
Таким образом, если цель вам ясна, смело идите к ней. Путь к высокой цели всегда связан с преодолением препятствий. Трудности встречаются и в повседневной жизни.
Нельзя только переоценивать их.