Прошлое представляется как цепь неудач и разочарований.
Но попытайтесь напомнить таким людям, что в их прошлом были и счастливые моменты, как у всех людей, например празднования дней рождения, свадьбы, прогулки в лесу, на природе, отдых с любимым человеком - это конкретная специфическая память. А депрессивные люди, пытающиеся покончить с собой, помнят о таких событиях, как правило, в самой общей форме. В силу этого в тяжелые моменты их жизни память не дает им достаточной поддержки для выхода из существующей депрессивной ситуации.
По теории профессора Вильямса, люди используют свою память как базу для построения своего будущего. Те же, кто весьма туманно и в общих чертах помнят прошлое, туманно и поверхностно представляют себе и будущее. В этом-то и сложность положения депрессивных людей, когда они несчастны, ибо они легко склоняются к тому, что у них нет смысла жить дальше.
Профессор Марк Вильяме уже применяет на практике свою теорию попыток самоубийства. Он использует ее для выявления потенциальных самоубийц среди людей, страдающих депрессией. Для этого внимание пациентов концентрируется на конкретных аспектах их жизни, вместе с пациентами составляется детальный, дневник событий прошлого, делается упор на счастливые моменты в их жизни.
На основе этого планируется будущая жизнь.
Результативность метода говорит о том, что такая структурная психотерапия с детальными подробностями жизни пациента - наиболее эффективный метод предотвращения возможных попыток самоубийства среди молодых людей.
Тест
НАСКОЛЬКО НАДЕЖНА ВАША ПАМЯТЬ?
Обработка результатов на с. 218.
Тест
ВАША ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ
Попросите кого-либо побыть в качестве экспериментатора. Вы - испытуемый.
Методика применяется для изучения кратковременной памяти в тех случаях, когда она несет основную функциональную нагрузку.
Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает следующую инструкцию.
Инструкция. Я буду зачитывать числа - 10 рядов из 5 чисел в каждом. Ваша задача - запомнить эти 5 чисел в том порядке, в каком они прочтены, затем сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым и полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка.
Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или на бумаге). Складываем 6 и 2 - получается 8 (записывается); 2 и 1 - получается 3 (записывается); 1 и 4 - получается 5 (записывается); 4 и 2 - получается 6 (записывается).
Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к проведению теста. Интервал между зачтением рядов - 15 секунд.
Образец бланка
№ ряда |
Сумма |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
Содержание методики
№ ряда |
Числа |
||||
1 |
5, |
2, |
7, |
1, |
4 |
2 |
3, |
5, |
4, |
2, |
5 |
3 |
7, |
1, |
4, |
3, |
2 |
4 |
2, |
6, |
2, |
5, |
3 |
5 |
4, |
4, |
6, |
1, |
7 |
6 |
4, |
2, |
3, |
1, |
5 |
7 |
3, |
1, |
5, |
2, |
6 |
8 |
2, |
3, |
6, |
1, |
4 |
9 |
5, |
2, |
6, |
3, |
2 |
10 |
3, |
1, |
5, |
2, |
13 |
91 |
47 |
39 |
65 |
83 |
19 |
51 |
23 |
94 |
71 |
87 |
Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека - 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования, так как процедура не занимает много времени.
Тест
ВАША ПАМЯТЬ НА ОБРАЗЫ
Принцип тот же. Попросите кого-либо испытать вас.
Методика предназначена для изучения образной памяти, применяется при профотборе.
Испытуемому экспонируется таблица с 16 произвольными (не связанными ассоциативно) образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести на бланке.
Инструкция. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. Через 20 секунд вы должны будете нарисовать или записать (выразить словесно) те образы, которые запомнили.
Оценка результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма - 6 правильных ответов и больше. Методика используется в группе и индивидуально.
УРОКИ ПСИХОТРЕНИНГА: УМСТВЕННАЯ АЭРОБИКА,
ИЛИ КАК РАЗВИВАТЬ СВОИ СПОСОБНОСТИ
Мы всегда испытываем некоторые сомнения, когда психологи говорят нам, что каждый, в том числе и гений, пользуется только примерно 10 процентами способностей мозга. Можно ли с этим что-нибудь поделать?
Алексис Кастори, психолог-клиницист и мозговой тренер из Флориды, считает, что можно. Она встретилась с чемпионом мира по теннису Иваном Лендлом после его триумфального матча в 1984 году и помогла ему увеличить свои умственные способности и еще лучше играть против соперников.
Я помню, что ощущения были такие,- вспоминает Лендл,- будто у меня заработали мозговые мышцы, которые раньше никогда не использовались. После применения своей методики на Лендле Кастори в течение нескольких лет работала над адаптированием ее до такого уровня, чтобы все ее пациенты могли научиться обострять свой ум и лучше справляться со своими проблемами. Теперь вы тоже сможете делать эту мозговую аэробику.
Основные принципы знакомы каждому, кто выполнял какие-нибудь физические упражнения: разогрев, усиление и - в финале - охлаждение, расслабление. Подберите то, что вам особенно необходимо. Упражнения займут всего несколько минут и могут выполняться практически повсюду.
Вам не понадобятся какие-нибудь особенные приспособления, и никто даже не поймет, чем вы занимаетесь.
Итак, начните с разминки, разогрева. Вам уже знакомы те преимущества, которые дает физический разогрев телу. То же самое вполне приложимо к вашему мозгу. Его разогрев позволит вам действовать более эффективно, когда понадобится.
Эти упражнения предназначены для того, чтобы помочь таким функциям вашего мозга, как память, способность схватывать смысл, ранжирование приоритетов, визуализация образов.
Приведение мыслей в порядок. Время: 5- 10 минут после пробуждения. Положение тела: удобно сидя или лежа.
Все упражнения произносятся вслух.
Упражнение 1. Как можно быстрее сосчитайте в обратном порядке от 100 до 1.
Упражнение 2. Произнесите алфавит, придумывая на каждую букву слово (А - абрикос; Б - бочка...), причем как можно быстрее. Если вы задумались над какой-то буквой более 30 секунд, пропустите ее и двигайтесь дальше.
Упражнение 3. Произнесите 20 мужских имен (опять же как можно быстрее), нумеруя каждое из них (1 - Филипп, 2 - Александр, 3 - Роберт...).
Упражнение 4. Проделайте то же самое, но теперь с женскими именами.
Упражнение 5. То же, что и в упражнениях 2 и 3, но на этот раз вам придется нумеровать 20 видов пищи (1 - яблоко, 2 - котлета, 3 - компот...).
Упражнение 6. Выберите одну букву алфавита и назовите 20 слов, начинающихся с нее (нумеруя их так же, как вы это делали прежде), и снова как можно быстрее (1 - мороз, 2 - мать, 3 - массаж...).
Упражнение 7. Если ваши глаза были открыты во время этих упражнений - это прекрасно, но теперь закройте их. Сосчитайте до 20 и откройте. Ваш мозг теперь разогрелся и готов к трудностям предстоящего дня.
Мозговой спринт. Выполняйте это упражнение перед началом работы, которая требует особой остроты ума. Время: 5 минут.
Принадлежности: ручка, немного бумаги, будильник. Положение тела: сидя.
Возьмите любой печатный текст и выберите первое попавшееся слово в нем, например слово дождь в газетном прогнозе погоды. Установите будильник (таймер) на пять минут. В верхней части листа бумаги напишите слово, которое вы выбрали.
В течение следующих пяти минут напишите как можно больше фраз с этим словом. Не останавливайтесь и не задумывайтесь. Ваша задача - победить таймер и писать так быстро, как вы можете, даже если ваши ассоциации выглядят глупо.